Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Последние недели особое внимание привлекает тема сокращения сроков обучения в вузе и школе. Насколько эта мера рациональна и своевременна? С одной стороны, предприятия повсеместно ощущают критическую нехватку кадров и хотят получать готовых специалистов как можно быстрее. С другой стороны, технологии обновляются практически каждый день и также быстро устаревают, а значит выпускники вузов должны успеть изучить их и научиться применять на практике, пока они «в топе». Казалось бы, все говорит за ускорение: быстрее обучить новые кадры, быстрее их трудоустроить. Но есть определенные риски.
Не стоит забывать, что основная функция современного высшего образования – научить человека думать, анализировать и перерабатывать новую информацию, самообучаться и саморазвиваться. Университет сегодня не просто дает набор «законсервированных» знаний и умений, он воспитывает личность, способную адаптироваться к новым знаниям и технологиям; продолжать свое развитие на протяжении всей жизни. Проще говоря, мы «учим учиться». А для этого нужна качественная база, которая позволяет сформировать интеллектуально и психологически развитую личность. И спешка здесь скорее неуместна.
Концепция «образование на протяжении всей жизни» становится необходимым условием. Возникает вопрос: а сможет ли человек, который привык «учиться меньше», постоянно самообучаться и переучиваться? Ведь если выпускник привык, что образование даётся ему «по минимуму», будет ли он готов к дальнейшему обучению? Будущее российского образования должно быть направлено на развитие гибкости, критического мышления и готовности к новым вызовам. Уменьшение сроков обучения в вузах может привести к снижению глубины подготовки специалиста. Образование – это не количество прослушанных часов, а объем полученных знаний. Важно учитывать, что многие дисциплины требуют глубокого понимания и времени для освоения.
Необходимо помнить, что существуют такие направления, где сроки обучения должны быть никак не меньше 5-6 лет: сложные технические и инженерные направления, медицинские и педагогические направления. Трех-четырех лет недостаточно для их подготовки. Мы же хотим доверять врачу, к которому идем на прием, быть уверенными в глубине и качестве его знаний?
Вуз – это еще и наука, разработки, открытия. В вузе должны учиться ребята, заинтересованные в научной деятельности, готовые продолжить глубокое погружение в учебу, способные творчески мыслить. Если абитуриент не видит свое будущее в таком ракурсе и больше тяготеет к прикладным знаниям практической направленности, то его с радостью примут в любом колледже и помогут стать качественным профессионалом.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— По моему мнению вузам сейчас как никогда важно выстроить систему взаимодействия с предприятиями. Для того, чтобы выпускник вуза обладал всеми необходимыми компетенциями по запросу предприятия, «ковать» его нужно именно в партнерской связке «вуз-предприятие»: привлекать практиков к преподаванию, выполнять лабораторные и практические работы на базе реального заводского оборудования, составлять программы обучения с учетом потребностей предприятия, переходить от банального выполнения выпускных квалификационных работ к решению дипломов в форме стартапов, практических кейсов. Расширить практику стажировок на предприятии без отрыва от учебы, начиная с третьего, а иногда и со второго курса. Популяризировать обучение по целевым договорам всеми доступными средствами. Сделать наставничество на производстве более широким и многообразным. И когда молодой специалист придет устраиваться на работу, создать для него максимально комфортные условия.
Большую роль играет и проведение совместной, подчеркну это слово, профориентационной работы. Будущему абитуриенту уже мало выбрать специальность и вуз по вкусу, он хочет знать, где и в каких условиях сможет работать, на какую зарплату рассчитывать. Стоит ли начинать профориентацию в школе еще раньше, чем сейчас принято – спорный вопрос. Но совершенно точно, что нужно поработать над ее видами и формами, привлечь к этому процессу психологов, педагогов, методистов. И это уже задача не отдельно взятого вуза, а профильного министерства.
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— В ЧувГУ обучается почти 3000 иностранных студентов из 55 стран мира (в 2019 году их было около 1600 человек). ЧувГУ сегодня — это 15 факультетов, все они принимают иностранных граждан на обучение по всем уровням образования: подготовительный факультет, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура.
Уделяется особое внимание созданию для иностранных студентов комфортной среды. Совет иностранных обучающихся помогает решать важные жизненные и бытовые вопросы, адаптироваться первокурсникам. Ежегодно для них проходит квест-игра «Знакомство с университетом» и онлайн-школа «Я учусь в ЧувГУ», конкурс «Лучший иностранный студент года». Управление международной деятельности помогает в оформлении необходимых справок и документов, сотрудничает с посольствами различных стран. Действует Международный студенческий клуб.
Обучение иностранных студентов ведется на русском и английском языках. На английском языке ведется преподавание по специальностям: лечебное дело, стоматология, фармация. Для иностранных абитуриентов, которые хотят изучать русский язык, работает подготовительное отделение.
Иностранные граждане имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета: в пределах квоты, на основании международных договоров (для граждан Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана), по статусу соотечественника.
Наибольшей популярностью среди иностранных студентов пользуются медицина и здравоохранение, фармация, естественные и гуманитарные науки, технические направления и экономика. Выпускники ЧувГУ успешно работают в различных странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Северной Америки. С 2020 года успешно реализуется программа двух дипломов по клинической психологии с Самаркандским государственным медицинским университетом (Узбекистан).
Начиная с 2016 года, университет организует фестивали русского языка в странах Центральной Азии. Например, в мае 2022 года преподаватели ЧувГУ провели в Узбекистане Фестиваль русского языка и культуры при поддержке Фонда «Русский мир». В мероприятиях фестиваля приняли участие более 800 школьников, учителей, студентов и преподавателей Республики Узбекистан.
Иностранные студенты Чувашского госуниверситета – активные и успешные спортсмены. В 2024 году команда иностранных студентов ЧувГУ завоевала 3 место в международном турнире по крикету. Соревнования по крикету регулярно проводятся и в Чувашском госуниверситете, большинство участников – из Индии и Пакистана. Традиционно в университете проводится «Международный Кубок ЧГУ» — турнир по мини-футболу. А ко дню Африки – «Africacupofnations», турнир по мини-футболу для иностранных студентов.
В ЧувГУ уважают культуру и традиции разных стран и проводят множество национальных праздников: для молодежи Индии — фестиваль огней Дивали; Международный день Навруз для студентов из Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана; студенты, приехавшие из Африки, празднуют День Африки. А еще отмечают День Независимости Туркменистана и День узбекского языка. Представителей всех стран объединяет ежегодный Фестиваль дружбы народов «Ритмы мира», который проводится с 2017 года (почти 1500 участников за это время). В 2023 году по результатам мониторинга практик социальной и культурной адаптации иностранных обучающихся Минобрнауки и РУДН им. Патриса Лумумбы выявлены 19 образовательных организаций с лучшими практиками. Среди них и наш Фестиваль дружбы народов «Ритмы мира».
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Безусловно, чтобы продолжать развивать международное сотрудничество в сфере обучения иностранных граждан в Чувашском госуниверситете, необходимо создание нового современного кампуса с достаточным количеством мест для комфортного проживания иностранных студентов.
Чтобы продолжать готовить специалистов высокого уровня ЧувГУ ищет возможности прохождения практики для иностранных студентов на базе ведущих российских предприятий и организаций.
Для достижения целей популяризации русского языка и культуры среди иностранных граждан необходимо открытие дополнительных Центров изучения русского языка и основ наук на русском языке в зарубежных странах, созданных при поддержке государства.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Качество образования в высших учебных заведениях является важнейшим аспектом, оцениваемым с различных сторон. Один из них – международные рейтинги университетов, которые сегодня имеют серьезный вес при принятии решений студентами, их родителями, а также учеными и руководителями образовательных организаций.
Даже само участие вуза в рейтинге – уже своеобразный знак качества.
Рейтинги университетов смогли точно и объективно отобразить многие ключевые аспекты деятельности вузов, такие как академическая репутация, качество преподавания, исследовательские достижения, международное сотрудничество, оснащение лабораторий и другие критерии. Они помогают выделить вузы, достигшие выдающихся результатов в указанных областях и способствуют повышению конкуренции в образовательной сфере.
Однако, не все аспекты образования могут быть адекватно измерены и отражены в рейтингах. Некоторые важные качества, такие как развитие критического мышления, общественная активность студентов, практические навыки, индивидуальный подход к обучению, могут оказаться менее поддающимися количественной оценке. Эти качества, хотя и не всегда легко измеряются, но имеют большое значение для формирования комплексной оценки качества образования в университете.
Руководителям образовательных организаций важно формировать аналитический подход к изучению рейтингов и производить комплексную оценку качества образования, учитывая как количественные, так и качественные параметры, которые остаются за рамками стандартных рейтинговых критериев.
Нужно понимать, что ни один самый популярный рейтинг не может с полной объективностью передать всю информацию об учебном заведении. Но он может стать неким подобием маяка, который укажет общее направление и поможет отобрать пул приоритетных вузов и программ.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— Для того, чтобы повысить качество и объективность рейтингов университетов, организаторы рейтингов должны внести ряд изменений в методологию и критерии оценки. Можно выделить следующие направления усовершенствования:
- Более широкий список направлений для проведения рейтинга: для более полного отражения качества университетской деятельности необходимо учитывать не только академические показатели, но и другие важные аспекты, такие как структура учебного процесса, инновационность, степень вовлеченности студентов в активности вуза и т.д.
- Больший упор на качество обучения и образовательного процесса: важно, чтобы рейтинги университетов уделяли должное внимание процессу обучения, качеству преподавания, использованию современных методик обучения и оценке результативности образовательного процесса.
- Учет индивидуальных особенностей: организаторы рейтингов должны помочь университетам подчеркнуть их уникальные сильные стороны. Это может включать специфические программы обучения, уникальные исследовательские проекты, успешные партнерства с промышленностью и другие факторы, которые могут быть упущены в стандартных критериях рейтингов.
- Прозрачность методологии: заинтересованным сторонам, в том числе университетам, необходима четкая информация о том, как именно происходит оценка университетов и какие данные учитываются при формировании рейтингов. Прозрачность методологии позволит обеспечить более объективное рейтингование и повысить доверие к результатам.
- Учет социального вклада университета: помимо академических и исследовательских показателей, важно также учитывать социальный вклад университета в развитие общества. Это может включать в себя степень вовлеченности университета в социальные проекты, поддержку студенческой активности, развитие культурного наследия и другие аспекты.
В целом, внесение этих изменений позволит рейтингам университетов стать более объективными и репрезентативными, соответствовать современным вызовам образования и обеспечить более точную оценку качества образовательных учреждений.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— Для продвижения образовательной организации в рейтинге необходимо уделить внимание ряду обязательных условий, которые могут повысить ее позиции и привлечь внимание оценщиков и потенциальных студентов. Могу выделить следующие ключевые условия:
1. Академическое качество. Одним из основных условий для улучшения позиций университета в рейтинге является поддержание высокого уровня академического качества – развитие образовательных программ, современных методик обучения, поддержку научных исследований и участие преподавателей в академическом сообществе.
В 2023 году ЧГУ им. И.Н. Ульянова вошел в число лучших из более чем 660 проанализированных вузов страны по результатам Предметного агрегированного рейтинга. В «первую лигу» рейтинга попали 6 укрупнённых групп специальностей и направлений (УГСН) университета: «Экономика и управление», «Электро- и теплоэнергетика», «Юриспруденция», «Химические технологии», «Информатика и вычислительная техника», «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».
2. Международное сотрудничество. Участие в международных проектах, обмен студентами и преподавателями, партнерство с зарубежными университетами позволяют обогатить учебный процесс, расширить возможности для студентов и преподавателей, а также повысить статус университета.
Развитие инновационных образовательных программ, в том числе онлайн-курсов, современных технологий обучения, практической ориентации обучения, специализированных курсов по актуальным темам и технологиям, влияние вуза на социально-экономическое развитие региона способствуют привлечению студентов.
Эксперты Казанского (Приволжского) федерального университета проанализировали 679 российских вузов в разрезе 7 тематических блоков: образование в регионе, наука и инновации региона, репутационная экономика, социальные задачи региона, вклад в инфраструктуру, цифровая экономика, кадровый потенциал региона. В топ-100 вошли вузы широкого образовательного профиля, а также медицинского направления. Чувашский госуниверситет вошел в ТОП-25.
Рейтинг лучших вузов России по версии HeadHunter включает в себя оценку качества обучения, оснащенность университетов современной техникой и наличие международных аккредитаций. Итоговый балл в рейтинге для каждого вуза рассчитывается на основе популярности вуза в своем регионе; востребованности выпускников вуза у работодателей; величина опыта работы выпускников; текущая трудоустроенность выпускников. Уникальность рейтинга в том, что он охватывает весь спектр высшего образования в России. В 2023 году Чувашский госуниверситет занял 70 место среди 411 вузов страны.
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— Критический посыл о необходимости ориентироваться на сотрудничество вместо стимулирования академической конкуренции имеет право на существование. Активная конкуренция между университетами может стимулировать не здоровую конкуренцию, но искусственное повышение показателей, что часто не соответствует качеству образования. Конкуренция может также привести к изоляции университетов, ослаблению их отношений и сотрудничеству друг с другом.
С другой стороны, рейтинги могут сыграть положительную роль в направлении университетов на сотрудничество, если используются в качестве инструмента для оценки совместных проектов и программ между университетами. Рейтинги также могут поощрять университеты к сотрудничеству в области исследований, обмена опытом и созданию совместных образовательных программ.
Важно, чтобы университеты не видели рейтинги в качестве конечной цели, а использовали их как инструмент для развития и улучшения качества образования через сотрудничество. Совместная работа и обмен знаниями между университетами могут привести к более широкому и глубокому пониманию проблем современного образования и науки, что в конечном итоге сможет принести пользу всему университетскому сообществу.