Экспертный совет. Эксперт: Муртазали Хулатаевич Рабаданов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Муртазали Хулатаевич Рабаданов

Ректор

Дагестанский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№146 (6) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  По мнению большинства экспертов, внедрение в учебный процесс образовательных IT-продуктов на основе искусственного интеллекта (ИИ), больших данных и машинного обучения станет реальностью. Мы можем говорить о значительных преимуществах внедрения ИИ, которые отражаются на качестве обучения и навыках, соответствующих требованиям современности. Но применение подобных технологий неизбежно влечет за собой определенные риски, которые важно учитывать.

Как преимущество можно отметить возможности адаптивного и персонализированного обучения, которые позволяют вести эффективный контроль успеваемости, определить алгоритм демонстрации материала в соответствии с интересами и потребностями участников образовательного процесса, делать акцент на развитие личностного потенциала обучающихся. Данный подход открывает доступ к оптимизации и дифференциации задач и темпа подготовки, методов и форм работы, применяемых в ходе образовательного процесса.

Бесспорным преимуществом использования технологий ИИ является и возрастание эффективности научно-педагогической деятельности, что связано с экономией времени, эмоциональным удовлетворением от использования достижений научно-технического прогресса и переходом на более высокий уровень профессионального развития. Научно-педагогические работники значительно расширяют собственный профессиональный инструментарий за счет применения цифровых учебных материалов на базе ИИ.

Необходимо отметить, что, трансформируя традиционную систему высшего образования посредством персонализации обучения, можно в будущем говорить об эффективности единого учебного плана в высшей школе, о переходе от стандартов и унификации образовательного процесса к его индивидуализации. Однако, подобная трансформация требует ответов на некоторые вопросы. В частности, возможны ли разработка и внедрение в практику методик обучения, которые удовлетворяют общественным запросам, без соответствующего нормативно-правового контроля? Каков уровень доверия к цифровым программам по разработке методик обучения? Какой уровень безопасности для личности и общества допускается при внедрении таких технологий в образовательный процесс?

Широкое приобщение современной образовательной системы к стремительно развивающемуся ИИ заключает в себе ряд угроз относительно эффективного выстраивания учебного процесса и сохранения благополучия всех его участников. Во-первых, надо обратить внимание на риски формирования «цифрового неравенства», приводящего к определенному социальному расслоению. Такое неравенство возникает ввиду отсутствия равномерного доступа к информационно-коммуникационным технологиям у всех субъектов образовательного процесса. Во-вторых, возникают риски обеспечения безопасности из-за высокой вероятности утечки и несанкционированного использования персональных данных, включающих не только сведения о личности обучающегося, но и некоторые учебные параметры в виде посещаемости занятий, успеваемости, портфолио и т.д. В-третьих, по мнению некоторых специалистов в области психологии и социальной педагогики, внедрение машинных технологий обучения приведет к дегуманизации образовательного процесса, требующего таких человеческих качеств, как сочувствие и сострадание.

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  Вопросы использования платформ ИИ и чат-ботов при написании выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций в последнее время активно обсуждаются в сфере образования. При этом важно понимать, для каких целей используется ИИ и в каких областях науки ведется учебная и научно-исследовательская деятельность. Технологии ИИ хорошо могут заменить рутинный труд исследователя, снизить трудоемкость часто повторяющихся операций, выполнить сложные математические расчеты и т.п. В решении таких задач он является действительно хорошим инструментом, и его применение должно быть регламентировано соответствующими методическими рекомендациями. Но в любой научно-исследовательской работе должна быть часть исследования, которая подразумевает, что человек что-то делает своими руками, и в любом случае ИИ за него это не сделает. В квалификационной работе новизну и творческий подход ИИ не обеспечит, сформулировать и описать новое, очевидно, может только человек.

Необходимо отметить, что при проверке текста, написанного студентом, существует опасность, что сервисы, осуществляющие проверку на оригинальность, могут выдать самостоятельно написанный текст за сгенерированную ИИ работу.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  В ДГУ совместно с Донским государственным техническим университетом с 2022 года на факультете информатики и информационных технологий реализуется программа магистратуры 09.04.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Искусственный интеллект, математическое моделирование и суперкомпьютерные технологии в разработке информационных систем».

Программа обеспечивает углубленное образование по программированию, базам данных, проектированию информационных и интеллектуальных систем, программированию распределенных решений, управлению разработкой программных проектов, программным и аппаратным технологиям Интернета вещей (Internet of Things) и Умного города; получение исследовательских навыков в области компьютерных технологий.

Также реализуется программа бакалавриата 09.03.04 «Программная инженерия», профиль «Программное обеспечение вычисли­тельной техники и автоматизированных систем». Программа представляет собой симбиоз фундаментальных знаний и набора современных, прикладных компетенций. Фундаментальная составляющая обеспечит ей конкурентоспособность на протяжении десятилетий, а современные прикладные навыки – гарантию успешного трудоустройства выпускников прямо сейчас.

Образовательные программы составлены с учетом современных требований рынка разработки программных решений в области ИИ на основе рекомендаций представителей реального сектора экономики, непосредственно занимающихся разработкой программного обеспечения на федеральном и мировом уровне.

Наверх