Экспертный совет. Эксперт: Оксана Викторовна Шумакова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Оксана Викторовна Шумакова

Ректор

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№156 (8) '2024
аккредитация в образовании

Назовите несколько стратегических для отечественной высшей школы событий 2024 года. Каких долгосрочных результатов от них ожидаете?

эксперт

—  В 2024 году по инициативе Министерства сельского хозяйства РФ начала выстраиваться «бесшовная траектория» подготовки кадров от школьной скамьи до работодателя. Важным звеном этой цепочки являются агротехнологические классы в сельских школах, учащиеся которых должны со школьной скамьи погружаться в основы ведения сельского хозяйства, знать современные технологии, технику, которая делает сельскохозяйственный труд роботизированным, интересным, востребованным у молодежи. К 2030 году планируется создание более 18 тыс. таких классов по всей стране, 210 в Омской области при непосредственном участии Омского ГАУ. Обучающиеся профильного 11-го класса будут углубленно изучать математику, физику, химию, биологию под руководством преподавателей университета, познакомятся с современными технологическими процессами на предприятиях региона. Сотрудники предприятий агробизнеса будут сопровождать школьников в процессе обучения совместно с преподавателями вуза. Педагоги Омского ГАУ будут также готовить школьников к сдаче ЕГЭ. Для обучающихся предпрофильных 7-9 классов преподавателями университета разработаны элективные курсы сельскохозяйственной направленности в рамках внеурочной деятельности по следующим направлениям: «Агробиотехнологии», «Занимательная ветеринария», «Агророботы», «Ситифермерство». В рамках предмета «Труд. Технология» школьники под руководством преподавателей Омского ГАУ будут изучать модули «Растениеводство», «Робототехника», «Животноводство», «Автоматизированные системы». Программы предусматривают проведение занятий на базе школы, а также в лабораториях и мастерских университета, профессиональные пробы и экскурсии на предприятие. Ежегодно подчеркивается острая необходимость подготовки научных кадров для обеспечения технологического лидерства АПК. МСХ РФ совместно с Минобрнауки планирует вводить новые специальности, например, селекционер и генетик. Кроме того, с 2024 года в рамках эксперимента введен новый уровень образования – интернатура по ветеринарным специальностям.

Аграрные вузы для молодых специалистов являются настоящими «проводниками» в отрасль, источниками инновационных технических и технологических решений. Новый национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», ФП «Кадры в АПК» дают возможности работать в приоритетных стратегических направлениях, касающихся науки, образования, социальной политики в тесной связке с бизнесом на взаимовыгодных условиях.

аккредитация в образовании

Назовите главные события 2024 года для вашего вуза? Что удалось сделать?

эксперт

—  2024 год стал для нас годом серьёзной трансформации стратегических направлений деятельности в науке и образовании. Достигнуты договоренности с федеральными и региональными партнерами (бизнес, научные организации) по проведению исследований по созданию трансграничного специализированного селекционно-семеноводческого центра по мягкой пшенице для импортозамещения высокоинтенсивных зарубежных сортов, размножения сортов, устойчивых к поражению болезнями и вредителями, и экспорта высококачественного семенного материала в зарубежные страны. В 2024 году индустриальным партнёром вуза началось промышленное производство хлеба из цветной пшеницы сортов селекции ученых университета. Кроме того, университет начал активную работу по созданию и пополнению референтных баз данных фенотипов и генотипов по красной степной и голштинизированным породам КРС, разработке и верификации индексов оценки племенной ценности КРС. Я отмечаю это в качестве «событий» 2024 года, так как это огромная работа и задел на последующие годы (в перспективе до 2030 и далее), в соответствии с которым будет актуализирована программа развития вуза, портфель проектов, образовательных программ.

Год был в целом успешным. Наши учёные стали лауреатами различных конкурсов и премий: «Колба» для женщин в науке и технологиях, премии имени П.А.Столыпина «Аграрная элита России-2024», «Профессор года». Омский ГАУ получил 16 медалей агропромышленной выставки «Золотая осень».

Студент Омского ГАУ победил в конкурсе «Агролидеры России». Наши ребята прошли серьезный конкурсный отбор на уровне региона и стали участниками всемирного фестиваля молодежи, студенческое научное объединение одержало победу в III конкурсе студенческих научных объединений. Заслуженные награды получили студенческие отряды и волонтёрский центр вуза.

Активно работаем с агробизнесом: с ГК ПРОДО открыли образовательно-производственный кластер по животноводству. Ежегодно (и 2024 г. не стал исключением) открываем брендированные аудитории (ремонт, оснащение оборудованием).

Следует отметить высокие позиции вуза в национальных и международных рейтингах, в частности, в Национальном рейтинге Омский ГАУ занимает 4 место среди 36 аграрных вузов, которые в него вошли. Омский ГАУ входит в Международный рейтинг Round University Ranking, World University Rankings, THE Impact Ranking, Webometrics, UI Green Metric World University Rankings.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка на 2025 год? Назовите несколько ее ключевых пунктов.

эксперт

—  Успешная реализация крупных проектов по определённым и согласованным с учредителем стратегическим направлениям развития вуза. Укрепление и улучшение позиций Омского ГАУ среди российских, аграрных и региональных вузов в ведущих национальных и международных рейтингах. Открытие новых лабораторий и центров, оснащенных современным оборудованием и одновременно с этим рост показателей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Омский ГАУ – вуз, которому в 2025 году исполнится 107 лет с момента основания. Число обучающихся составляет около 10 тыс. чел. Безусловно, коллектив ориентирован на масштабные задачи, соответствующие его статусу и роли в развитии аграрной науки и образования в стране.

аккредитация в образовании

Госполитика в сфере образования: решения каких самых насущных проблем высшей школы ожидаете?

эксперт

—  Реализация практико-ориентированных программ и регулярный мониторинг результатов обучения. Увеличение инвестиций в цифровизацию вузов, обучение преподавателей современным методам преподавания с использованием технологий искусственного интеллекта. Все более актуальными становятся образовательные программы и научные проекты в области экологии, «зеленых технологий», биотехнологий в том числе с точки зрения развития международных коллабораций, экспорта образования, повышения конкурентоспособности российских вузов. Государство делает акцент на участие бизнеса в подготовке кадров. С 2025 г. начинается реализация целого ряда новых проектов, предусматривающих возможность получения компенсации затрат (до 90%) на финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры учебных заведений, в том числе ремонт учебных корпусов и общежитий, дополнительные социальные гарантии и выплаты педагогам школ и вузов, поддержку молодых ученых и т.п. Государство справедливо озадачено вопросом формирования ресурсной и распределительной частей баланса трудовых ресурсов в стране. Предлагаются различные механизмы. Так, к 2030 году планируется расширить до 70% долю студентов, принимаемых в аграрные вузы в рамках целевого набора.

При поддержке государства и бизнеса проблемы высшей школы должны быть трансформированы в задачи, решением которых будут заниматься огромные коллективы вузов, прочно встроенных в федеральную повестку. Каждая такая задача – ответ на определённый вызов, обусловленный политическими, социально-экономическими факторами.

Наверх