Экспертный совет. Эксперт: Алексей Владимирович Лубков. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Алексей Владимирович Лубков

Ректор

Московский педагогический государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  В результате реорганизации двух московских вузов – МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова – в структуре Московского педагогического государственного университета с 2016 года функционирует колледж. С 2019 года открыт приём на специальность «Преподавание в начальных классах» (44.02.02) и начинает развиваться профильная педагогическая подготовка: уже в 2020 году набор на эту специальность увеличился на 40%, в 2021-м – на 30%, в 2022 году – еще на 40%. Сегодня это одна из самых востребованных специальностей нашего колледжа, главная миссия которого – подготовка современного педагога – компетентного, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда Москвы и Московской области.

В рамках дальнейшего расширения и развития программ среднего профессионального образования в области педагогики мы планируем лицензировать и другие специальности: «Дошкольное образование» (44.02.01), «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (44.02.05). Вновь открываемые специальности будут направлены, прежде всего, на внедрение образовательных траекторий интегрированного обучения на основе принципов преемственности и непрерывности уровней и ступеней СПО/ВО.

Программы среднего профессионального образования реализуются также в двух филиалах МПГУ в городах Анапа и Ставрополь. За годы совместной более чем 20-летней работы в системе многоуровневого образования «колледж – вуз» в филиалах сложилась эффективная модель взаимодействия, обеспечивающая качество реализации подготовки выпускников. В анапском филиале реализуется 7 программ подготовки специалистов среднего звена. Все они соответствуют УГН вуза, что обеспечивает доступ обучающихся колледжа к профильному высшему образованию. Ежегодно более 70% выпускников филиала выходят на региональный рынок труда, 15-17% продолжают обучение по программам вузовской подготовки.

В ставропольском филиале МПГУ в прошедшем учебном году более трети выпускников (37%) были трудоустроены по специальности, 53% продолжают обучение по программам ВО.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  Преобразования, происходящие сегодня в системе СПО, уже сами по себе являются привлекательными для потенциальных абитуриентов, а когда они реализуются «под крылом» престижного вуза, это усиливает интерес к образовательному процессу и пространству. Обучающиеся по программам СПО имеют возможность участвовать в профессиональных конкурсах и научных мероприятиях университета. Победители и призёры получают баллы в копилку индивидуальных достижений, что имеет большое значение для дальнейшего обучения на программах высшего образования в МПГУ и при устройстве на работу. Также студенты колледжа и филиалов имеют возможность пользоваться университетскими ресурсами. Например, сейчас разрабатывается программа взаимодействия колледжа с технопарком МПГУ, которая поможет обеспечить подготовку студентов СПО к участию в демонстрационном экзамене.

Реализация концепции чемпионатного движения по профессиональному мастерству студентов среднего профессионального образования и школьников, направленная на кадровое обеспечение промышленности и социальной сферы, импортозамещение и формирование новых компетенций, предусматривающая ежегодное проведение чемпионата по наиболее востребованным профессиям «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий по профессиям будущего, также будет способствовать увеличению престижа и качества подготовки этого уровня образования.

Но чтобы усилить конкурентоспособность выпускников и привлекательность уровня СПО для абитуриентов, предстоит еще немало работы. В частности, коллективами Колледжа МПГУ, анапского и ставропольского филиалов ставится задача активизации взаимодействия с работодателями. Например, речь идет об организации совместной профориентационной работы, участии в деятельности психолого-педагогических классов школ регионов, привлечении работодателей к независимой оценке качества подготовки специалистов (в том числе в качестве экспертов демонстрационного экзамена и профессиональных конкурсов), а также стажировке преподавателей в профильных организациях.

Модернизация материально-технической базы также имеет чрезвычайно важное значение для совершенствования образовательного процесса по программам СПО. Обновление оборудования учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских позволит повысить качество профессиональной подготовки, внедрять новые образовательные технологии для повышения конкурентоспособности выпускников.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Модель отечественной высшей школы должна включить наличие университетского колледжа как единого многопрофильного образовательного структурного подразделения, в котором поддерживаются и развиваются традиции практико-ориентированного среднего специального образования, но при этом утверждаются и крепнут современные инновационные образовательные технологии, транслируемые высшей школой.

В части новшеств уже есть направления, определенные в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года», одобренной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Например, вузы могут и должны стать центром обучения педагогическим компетенциям специалистов, приходящих на работу в колледжи с предприятий и профильных организаций. Или такое направление развития, как формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, привлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных образовательных программ СПО.

Главное – это понимание, что среднее профессиональное образование не просто ступень между школой и вузом – это полноценный уровень профессионального образования, который при общих усилиях со стороны университета, педагогических коллективов колледжа и филиалов, при поддержке руководящих и общественных структур может готовить востребованных и конкурентоспособных современных специалистов в различных областях.

Наверх