Экспертный совет. Эксперт: Владислав Владимирович Бородачев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Владислав Владимирович Бородачев

Член Экспертного совета по ДПО и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых

Комитет Госдумы РФ по образованию и науке

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№135 (3) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  С 1 марта 2022 года вступила в силу новая модель государственной аккредитации образовательных организаций. Она не упрощает и не облегчает деятельность института госаккредитации, а с помощью новых институтов, форм и видов работы, заложенных во внедряемой в настоящее время Национальной системе квалификаций, значительно увеличивает объем и качество работы, прежде всего федеральных органов власти и объединений работодателей всех отраслей экономики во главе с Министерством науки и высшего образования РФ.

Уже в течение 10 лет после принятия Указа Президента РФ «О мероприятиях и реализации государственной социальной политики» №597 от 07.05.2012 г. активно разрабатывается и реализуется Национальная система квалификаций, включающая разработку и внедрение профессиональных и квалификационных стандартов, уровни квалификации и их оценку, информационный ресурс, содержащий сведения о реализации Национальной системы квалификаций.

Сегодня создана федеральная часть структуры управления Национальной системы квалификаций во главе с Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям с его рабочими группами, отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям, небольшим количеством Центров оценки квалификации.

Вместе с тем, принятие модели реализации профессиональных и квалификационных стандартов, единой системы оценки квалификации, комплекса из профессионально-общественной аккредитации, учебных программ и общественной аккредитации образовательных организаций значительно увеличивает роль и объем работы Министерства науки и высшего образования по разработке единых для России, с учетом мирового опыта, образовательных программ; механизму их трансформации при изменении профессиональных стандартов; подготовке кадров преподавателей; внедрению новых единых образовательных программ.

К сожалению, качественного изменения в работе Минобрнауки РФ на федеральном уровне пока не произошло, еще не создан механизм взаимодействия – в рамках Национальной системы квалификаций – всех заинтересованных сторон. А говорить о качественных изменениях системы образования на региональном уровне и в самих образовательных организациях вообще не приходится. Только в формальных отчетах мы встречаем эту информацию, но она, увы, зачастую не соответствует действительности.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  К сожалению, новые критерии государственной аккредитации мало соответствуют требованиям Национальной системы квалификации и оперативным решениям НСПК. Получается, что вся работа по обеспечению качества образования, как и прежде, ложится на плечи непосредственно образовательных организаций, которые должны следить за изменениями требований профессиональных стандартов и самостоятельно вносить корректировки в образовательные программы. На самом деле Национальная система квалификаций подразумевает иное – что все корректировки образовательных программ, вслед за изменениями профстандартов, должны проводиться на федеральном уровне. Осуществлять же огромный объем принципиально новой работы по оценке и анализу значительного перечня показателей не только количества, но и качества деятельности, образовательным организациям необходимо вместе с работодателями.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Новые аккредитационные показатели, характеризующие качество научно-педагогической работы, качество абитуриентов на входе и текущей подготовки студентов, уровень востребованности выпускников у работодателей и т. д., откровенно говоря, пугают содержанием и объемом показателей. Поэтому важно быстрее внести коррективы в деятельность федеральных руководящих структур всех отраслей экономики во главе с Минобрнауки РФ и, в соответствии с изменениями, обновить систему контроля над образовательными организациями и объединениями работодателей на местах.

Наверх