Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы человеческой жизни происходит независимо от нашего желания или нежелания и проникновение его в сферу высшего образования так же неизбежно, как в остальных отраслях человеческой деятельности. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. дает следующее определение – это комплекс технологических решений, позволяющий «имитировать когнитивные функции человека» и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с интеллектуальными достижениями людей (http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731). ИИ в высшем образовании сейчас – это данность, и мы можем либо идти в ногу с процессом, осознавая все его риски и преимущества, или тянуться в хвосте, жалуясь самим себе на слишком быстро меняющийся мир.
Каковы же будут магистральные направления внедрения ИИ в наших университетах? Основными, на наш взгляд, будут следующие:
1. Разработка контента. Как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Системы ИИ могут использовать материалы традиционной учебной программы для создания индивидуальных пособий или методических инструментов по определенным разделам – в помощь преподавателю. Равно как и могут оказывать помощь студенту для разработки рефератов, докладов, творческих или расчетных работ. В последнем случае безусловно возникает проблема этического характера – насколько и в каком виде допустимо применение студентом ИИ в представлении своих учебных результатов. Игнорирование проблемы само по себе нефункционально и скорее приведёт к катастрофическим результатам, нежели её осмысление, формализация и перевод в нормативно-правовую плоскость. С ИИ не нужно бороться – поздно! – университетам нужно определить «условия игры», понять, в каких областях, в каких объемах и в каких формах допустимо использование обучающимся технологий ИИ – и это заключает в себе организационно-нормативный аспект проблемы. Он сразу потянет за собой необходимость соответствующей подготовки и научно-педагогических кадров вуза, и его материально-технической базы, в первую очередь в части программного оснащения – однако выбора у нас уже нет. Технологическая революция всегда приводит к значительным изменениям в содержании и формах организации учебного процесса.
2. Индивидуализация обучения. Предоставляя настраиваемые приложения для персонализированного опыта и поддержки обучения, ИИ может адаптировать образовательные рамки для удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с их знаниями, интересами и способностями (инструменты на основе ИИ-технологий могут предоставлять обучающимся персонализированную обратную связь, что приводит к более вовлеченному обучению, специально адаптированному к уникальным способностям и пробелам обучающегося; они могут помочь педагогам адаптировать обучение на основе ответов учащихся). ИИ может сделать образовательные материалы более доступными для обучающихся с различными стилями обучения или ограниченными возможностями. Более того, ИИ и цифровые технологии могут предоставить доступ к значительно более широкому кругу информационных и учебных ресурсов. И если ранее мы говорили о том, что педагог в современном образовании должен привыкать к деформации своей роли со стопроцентного «индивидуального носителя уникального знания» к в значительной степени «организатора информационного образовательного пространства обучающихся» (классифицируя источники информации в соответствии с корректностью, полнотой информации, ее соответствием целям и задачам дисциплины), то теперь можно будет говорить о частичной передаче этой функции искусственному интеллекту – а функционал преподавателя обогатится новым инструментарием в этой области. Более того, ИИ может помочь педагогу организовывать учебный процесс, осуществляя корректировку на основании обратной связи от обучающихся, — и в повышении точности оценки.
3. Содействие управлению образованием и администрированию. И речь не только о внедрении ИИ в область информационных систем и экспертную среду, но и такие аспекты, как интеллектуальное репетиторство и обучение, системы видеонаблюдения и прокторинга, системы распознавания речи педагога.
Как и любая технологическая революция, внедрение ИИ в образовательные процессы в университете приводит к изменению всех аспектов учебного процесса – и требует изменения всех его участников – и самой структуры и содержания обучения. И основой таких изменений должна стать кадровая готовность вуза, готовность осознать горизонт проблем и пространство технологических, административных и методических решений.
С этой точки зрения внедрение модуля ИИ в основные образовательные программы – шаг необходимый, но недостаточный. В первую очередь необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, системная переподготовка управленческих и обеспечивающих кадров – только так возможно идти в ногу со временем – и именно эта задача таит в себе максимальные риски для университетов.
Но вопросы остаются, например, конфиденциальность – поскольку ИИ собирает данные студентов, важно, чтобы были приняты соответствующие меры по защите данных. Дегуманизация образовательной среды – хотя автоматизированные инструменты обеспечивают полезное руководство во время учебных мероприятий, традиционное взаимодействие «преподаватель – студент» в значительной степени определяет мотивацию и, как результат, качество обучения. Кроме того, часть исследователей полагает, что использование автоматизированных систем оценивания может потенциально ограничить возможности для развития навыков критического мышления.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— Современные системы определения степени заимствования («Антиплагиат» и др.) развиваются в темпах, сопоставимых с темпами развития технологий ИИ, а потому позволяют определять фрагменты, сгенерированные ИИ. С нашей точки зрения, назрела задача глобального пересмотра нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки ВКР и иных работ студентов, как на уровне каждого отдельного университета, так и на межвузовском уровне.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п. 47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— В СГУ им. Питирима Сорокина реализуется несколько программ по направлению ИИ. Одной из первых стала передовая магистерская программа «Прикладная информатика в экономике», разработанная совместно с СПбГУ, в содружестве с ведущими специалистами в области ИИ. Программы «Искусственный интеллект. Цифровая среда образовательной организации» в рамках педагогического образования и «Искусственный интеллект» в рамках направления подготовки «Прикладная математика» реализуются для студентов-бакалавров. Модули и разделы по искусственному интеллекту внедрены в образовательные программы различного уровня на системной основе.
Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?
— Наиболее знаковым событием прошедшего года в системе высшего образования следует признать запуск Минобрнауки РФ программы по поддержке вузов «Приоритет-2030». Реализация программ университетов- победителей, очевидно, приведет к прорывам в научных исследованиях, изменениям образовательной траектории и вообще всех сфер жизни и деятельности этих вузов.
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы вузы, которые не участвовали в конкурсе «Приоритет-2030» из-за несоответствия показателей заданным условиям конкурса, в будущем могли рассчитывать на получение программной поддержки. В этой связи со стороны нашего учредителя ждем возможных изменений в порядок проведения этого конкурса или запуска нового, на адаптивных условиях по отношению к региональным университетам.
В то же время – несмотря на то, что наш вуз не мог участвовать в конкурсе «Приоритет-2030», – сам факт его проведения подтолкнул нас к активизации сотрудничества и поиску новых партнеров в реализации наших проектов. Для этого в 2021 году университет вступил в ряд консорциумов и кластеров с региональными вузами и вузами северо-запада.
Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— Из главных событий-2021 нашего вуза трудно выделить что-то одно. Они есть и в образовательной, и в научной, и в других сферах. Остановлюсь на инфраструктурной, для развития которой был сделан большой шаг.
Мы приступили к реконструкции старейшего учебного корпуса, исторического здания бывшего Коми государственного педагогического института постройки 1930-x годов. Заключено соглашение с Минобрнауки РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в размере почти 860 млн рублей. Сроки завершения реконструкции намечены на 2023 год. Появление комфортного аудиторного фонда, библиотеки, актового и спортивного залов, отвечающих современным стандартам, послужат новым импульсом для развития научно-образовательной и социальной деятельности университета. Само здание в стиле неоконструктивизма украсит городскую архитектуру, а последующая активная жизнь в этом корпусе оживит исторический центр столицы Республики Коми.
Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.
— Для коллектива нашего объединенного вуза 2022 год – особый. Циклом мероприятий регионального и межрегионального уровней будем отмечать юбилейные даты со дня оснований учреждений высшего образования в республике: 90-летие Коми государственного педагогического института и 50-летие Сыктывкарского государственного университета.
Так совпало, что в юбилейный год мы встyпaeм с новой программой развития Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, так как завершается программа развития в статусе опорного вуза.
Также в новом году наш университет сроком на три года принимает эстафету председательства в Ассоциации финно-угорских университетов. Учитывая специфику региона, университет активизирует потенциал и будет принимать самое плодотворное участие в мероприятиях финно-угорской тематики российского и международного уровней, продолжит взаимодействие с университетами стран финно-угорского мира.