Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?
— ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – отраслевой транспортный вуз. Для нас «принуждение к партнерству» работодателей просто неактуально. Взаимодействие с работодателем всегда являлось приоритетным направлением нашей деятельности.
Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
— Я могу отметить только плюсы от участия наших партнеров в образовательном процессе. Они оказывают целевую финансовую помощь, направленную на модернизацию материально-технической базы университета (создание лабораторий, брендированных классов, обновление тренажерной базы), содействуют изданию учебных пособий, участвуют в мероприятиях по популяризации профессий морской и речной отрасли, выделяют гранты на научные исследования, реализуют стипендиальные программы.
Только за прошедший год состоялось открытие брендированных аудиторий Первой Портовой Компании и ФАУ «Российский морской регистр судоходства», сразу двух новейших учебно-тренажерных комплексов: по мореходной астрономии и электронной картографии при финансовой поддержке ПАО «Совкомфлот», кабинета курсового и дипломного проектирования имени Нестора Платоновича Пузыревского, созданного при поддержке ПАО «НК «Роснефть».
Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
— Важным направлением работы университета является заключение договоров о сетевом взаимодействии с работодателями в целях использования их материально-технической базы и высокотехнологичного оборудования для проведения практических занятий и научных исследований обучающихся.
2 сентября в День знаний заключен такой договор с нашим давним партнером ООО «УК Глобал Портс», включающим управляемые компании: АО «Петролеспорт», АО «Первый контейнерный терминал», ООО «МОБИ ДИК», ООО «ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК «ЯНИНО», АО «Усть-Лужский Контейнерный Терминал». К ежегодной Неделе «Глобал Портс», включающей встречи со спикерами, экскурсии в порт, деловую игру «Порт мечты», добавятся еженедельные занятия для студентов, обучающихся по направлению «Технология транспортных процессов» в учебных аудиториях, расположенных на терминале «Петролеспорт». Занятия будут проводить преподаватели университета совместно с сотрудниками ООО «УК Глобал Портс».
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с 2006 года активно реализуется международная кадетская программа, цель которой – обеспечить курсантов плавательной практикой на современных высокотехнологичных судах. Университет сотрудничает с крупнейшими мировыми судоходными компаниями, в том числе с компаниями, участвующими в интегрированном проекте по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал-СПГ».
Кадетская программа имеет множество преимуществ: работа в многонациональном экипаже, работа с новейшим инновационным судовым оборудованием, работа с судовой документацией, наставничество со стороны членов офицерского состава экипажа, обширная география плавания.
Несмотря на трудности, вызванные сложившейся геополитической обстановкой, сотрудничество продолжается, т.к. ГУМРФ является лидером в сфере подготовки специалистов для обеспечения морской транспортной отрасли. Также университет стал первым в мире международно-признанным учебным заведением для подготовки экипажей судов по Полярному кодексу.
В целях укрепления международного молодежного сотрудничества и высокой востребованностью среди обучающихся в нашем вузе во второй раз пройдет международная летняя школа «Молодые кадры Арктики». Тематика школы связана с морской и транспортной специализацией образовательной деятельности ГУМРФ и раскрывает вопросы развития Арктического региона РФ. Это международный образовательный проект, который мы создали с целью привлечения молодежи к вопросам исследования и развития Арктики для последующего выбора профессии, связанной c тематикой высоких широт.
В 2023 году в работе Международной летней школы приняли участие 15 студентов из России и Туркменистана. В этом году запланировано участие студентов из России, Беларуси, Казахстана, Индии, Мозамбика. Проект представляет собой 5-дневный интенсивный курс в современном обучающем формате тренингов, кейсов и интерактивных занятий и состоит из образовательного и культурно-просветительского модулей. Среди задач проекта – обмен знаниями, информацией и опытом среди участников международной летней школы и преподавателей по арктической тематике, а также продвижение русского языка и культуры, поскольку занятия ведутся на русском языке.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Необходимость государственной поддержки обусловлена рядом факторов:
1. Конкуренция на международном рынке: Россия сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны ведущих образовательных университетов мира. Для привлечения иностранных студентов необходимо создать привлекательные условия, сравнимые с другими странами.
2. Недостаток финансирования: российские университеты испытывают недостаточное финансирование, что затрудняет инвестирование в развитие инфраструктуры, улучшение качества преподавания, создание новых программ для привлечения иностранных студентов.
3. Необходимость адаптации к новым реалиям: повышение качества образования, создание современных образовательных программ, разработка онлайн-курсов, развитие цифровой инфраструктуры, а также привлечение квалифицированных преподавателей требуют значительных инвестиций.
Основные государственные меры для поддержки вузов:
- Финансовая поддержка: предоставление грантов на обучение по образовательным программам для иностранных студентов. Действующая на сегодняшний день система квот покрывает только обучение и минимальное стипендиальное обеспечение. Грант позволит финансировать не только обучение, но и проживание, а также транспортные расходы и медицинскую страховку. Это поможет привлечь в страну больше талантливых молодых людей из-за рубежа и повысить конкурентоспособность российского образования.
- Создание благоприятной среды: упрощение визового режима для иностранных студентов. Развитие современной инфраструктуры. Поддержка программ адаптации иностранных студентов к российской культуре и образовательной системе.
Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?
— Наверное, самым важным вопросом, требующим принятия решения на государственном уровне, является сохранение кадрового потенциала вузов, поскольку в последнее время ярко выражено «старение» профессорско-преподавательского состава и отток молодых университетских кадров в другие сферы занятости.
С названой проблемой связан актуальный, требующий предметного обсуждения, вопрос – деятельность российской аспирантуры. Судите сами. Согласно данным исследователей НИУ ВШЭ, с 2013 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа организаций, имеющих аспирантуру. За период с 2010 года по 2019 год число таких организаций сократилось на четверть – с 1568 до 1187. Общая численность аспирантов также снизилась примерно вдвое – с 157,4 тыс. до 84,3 тыс. человек соответственно. Упали показатели приема и выпуска аспирантов, пострадало также качество подготовки аспирантов и их эффективность. Если в 2010 году показатель выпуска с защитой кандидатской составлял 28,4%, то в 2019 году в общем выпуске аспирантов лишь 10,5% защитили кандидатскую диссертацию. Отсутствие защит аспирантов влияет на деятельность диссертационных советов, в отдельных случаях – ведет к их закрытию.
Если не принять мер по увеличению контрольных цифр приема в аспирантуру, в ближайшие 5-10 лет резко сократится количество остепененных преподавателей, способных обеспечивать научно-технологическое развитие страны и высокое качество образовательного процесса.
Еще одна проблема морских образовательных организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей судов, – быстрое устаревание тренажерной базы. Для решения проблемы требуется на государственном уровне определить источники финансирования для регулярного обновления тренажерного оборудования на системной основе.
Далее. Система высшего образования – консервативная система, она затрагивает интересы ряда субъектов образовательного процесса: преподавателей и обучающихся, родителей и работодателей. Ее необходимо выстраивать обдуманно и взвешенно, не допуская «шатаний» в разные стороны. Поэтому в режиме мягкой «тонкой» настройки нужно осуществлять введение новых моделей, мониторингов, показателей. Пока же, увы, университеты все еще вынуждены работать не столько на реальные показатели эффективности и качества, сколько на бюрократическое заполнение отчетности (до сотни мониторингов в год!). Хотя это все идентичная информация, но в разном формате, с использованием различных технологий подключения, – она вносится в разные информационные системы, что существенно увеличивает нагрузку на образовательные организации, особенно в части хранения и использования таблиц соответствия. Для выхода из этой ситуации необходимо проектирование и разработка стандартизированного формата обмена для всех государственных университетских систем (ГИС): ФИС ФРДО, ФИС ГИА и приёма, сервис приёма «Поступление в вуз онлайн», ГИС СЦОС, а также наличие единой точки обмена информацией.