Экспертный совет. Эксперт: Сергей Олегович Барышников. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Сергей Олегович Барышников

Ректор

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№142 (2) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  Наверное, самым важным вопросом, требующим принятия решения на государственном уровне, является сохранение кадрового потенциала вузов, поскольку в последнее время ярко выражено «старение» профессорско-преподавательского состава и отток молодых университетских кадров в другие сферы занятости.

С названой проблемой связан актуальный, требующий предметного обсуждения, вопрос – деятельность российской аспирантуры. Судите сами. Согласно данным исследователей НИУ ВШЭ, с 2013 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа организаций, имеющих аспирантуру. За период с 2010 года по 2019 год число таких организаций сократилось на четверть – с 1568 до 1187. Общая численность аспирантов также снизилась примерно вдвое – с 157,4 тыс. до 84,3 тыс. человек соответственно. Упали показатели приема и выпуска аспирантов, пострадало также качество подготовки аспирантов и их эффективность. Если в 2010 году показатель выпуска с защитой кандидатской составлял 28,4%, то в 2019 году в общем выпуске аспирантов лишь 10,5% защитили кандидатскую диссертацию. Отсутствие защит аспирантов влияет на деятельность диссертационных советов, в отдельных случаях – ведет к их закрытию.

Если не принять мер по увеличению контрольных цифр приема в аспирантуру, в ближайшие 5-10 лет резко сократится количество остепененных преподавателей, способных обеспечивать научно-технологическое развитие страны и высокое качество образовательного процесса.
Еще одна проблема морских образовательных организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей судов, – быстрое устаревание тренажерной базы. Для решения проблемы требуется на государственном уровне определить источники финансирования для регулярного обновления тренажерного оборудования на системной основе.

Далее. Система высшего образования – консервативная система, она затрагивает интересы ряда субъектов образовательного процесса: преподавателей и обучающихся, родителей и работодателей. Ее необходимо выстраивать обдуманно и взвешенно, не допуская «шатаний» в разные стороны. Поэтому в режиме мягкой «тонкой» настройки нужно осуществлять введение новых моделей, мониторингов, показателей. Пока же, увы, университеты все еще вынуждены работать не столько на реальные показатели эффективности и качества, сколько на бюрократическое заполнение отчетности (до сотни мониторингов в год!). Хотя это все идентичная информация, но в разном формате, с использованием различных технологий подключения, – она вносится в разные информационные системы, что существенно увеличивает нагрузку на образовательные организации, особенно в части хранения и использования таблиц соответствия. Для выхода из этой ситуации необходимо проектирование и разработка стандартизированного формата обмена для всех государственных университетских систем (ГИС): ФИС ФРДО, ФИС ГИА и приёма, сервис приёма «Поступление в вуз онлайн», ГИС СЦОС, а также наличие единой точки обмена информацией.

Наверх