Экспертный совет. Эксперт: Вероника Васильевна Ефремова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Вероника Васильевна Ефремова

Ректор

Тюменский индустриальный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Ключевые инициативы по развитию отечественной высшей школы связаны, прежде всего, с ее суверенизацией. Сейчас активно идет формирование новой системы, которая предполагает внедрение базового (основного) высшего образования со сроком обучения от 4 до 6 лет вместо бакалавриата и специалитета, а также трансформацию магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования и выделение аспирантуры в отдельный уровень, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров.

Масштабируется отраслевая модель подготовки кадров в рамках федерального проекта «Профессионалитет» путем создания образовательно-производственных кластеров, представляющих собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Напомню, что многие инженерные вузы РФ, в том числе и ТИУ, реализуют помимо прочего образовательные программы СПО.

Крайне важными в борьбе за технологический суверенитет государства является развитие научных центров и передовой исследовательской инфраструктуры вузов, а также выявление предпринимательского потенциала молодежи и подготовка профессионалов в области технологического предпринимательства. На решение этих задач направлен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».

Активно формируется инновационная образовательная среда с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». Создание сети российских современных университетских кампусов фокусируется на двух ключевых аспектах: разнообразие университетской инфраструктуры и ее открытость окружающему пространству.

Долгосрочные эффекты от вышеозначенных инициатив связаны с формированием передового «инженерного спецназа», способного не только адекватно реагировать на глобальные вызовы, но и заниматься фронтирными исследованиями, формируя новые технологические ниши и способствуя обеспечению технологического суверенитета страны. Уверена, что мы сможем в ближайшей перспективе обеспечить конкурентные преимущества в глобальном контексте по ряду прорывных направлений (технологический инжиниринг, энергетическая и информационная безопасность, новые материалы и пр.).

Для обеспечения достижения эффектов и результатов стратегических для отечественной высшей школы инициатив, по нашему мнению, необходимо наращивание потенциала взаимодействия между высокотехнологичным бизнесом, властными структурами, научным и академическим сообществам, позволяющего придать ускорение процессам трансформации знаний от стадии идеи до практического применения в производственном секторе экономики и дальнейшей коммерциализации.

К ключевым событиям для отечественной высшей школы я бы отнесла также внесение изменений в систему присуждения ученых степеней. Ожидается, что в результате реализации новых способов защиты диссертационных исследований будет достигнут рост числа присуждаемых за год степеней кандидата и доктора наук, что облегчит процессы воспроизводства имеющихся и формирование новых научных школ при вузах. Однако, для достижения этого эффекта необходимо расширить государственную поддержку по созданию постоянных и временных исследовательских позиций в вузах.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Главным событием для нас стало объявление 2023 года Указом Президента России Годом педагога и наставника, ведь мы понимаем, что работа преподавателей закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны. ТИУ определил для себя главную цель года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мы уделили большое внимание организации мероприятий, направленных на повышение престижа профессии преподавателя.

Долгожданным событием для Тюменского индустриального университета стало включение научного журнала «Архитектура, строительство, транспорт» в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК. С одной стороны, это подтверждает верность выбранной стратегии работы над изданием, с другой – открывает новые возможности для наших ученых, ведущих разработки в приоритетных областях науки. Важнейшими задачами коллектива редакции на ближайшую перспективу являются привлечение к сотрудничеству новых авторов и продвижение издания в научном информационном пространстве.

Независимая оценка качества образования и пройденный на высоком уровне аккредитационный мониторинг программ ВО и СПО, выигранный грант в рамках федерального проекта «Профессионатитет» подтвердили верность проводимых в университете преобразований, влияющих на модернизацию образовательной деятельности.

Будучи участником ИОТ-консорциума, Тюменский индустриальный университет отвечает на тренды, меняя образовательную экосистему. Одним из средств повышения качества образования выступает проектное обучение, его успешная реализация позволяет вузу привлекать абитуриентов и готовить востребованных в текущих и будущих реалиях специалистов, обеспечивая потребности региона и страны.

Безусловно, работа по привлечению в ТИУ талантливой молодежи осуществляется на системной основе. Мы бы не получили в этом году столько поводов для гордости за наших школьников и студентов, если бы соответствующая работа не велась с самого раннего возраста потенциальных абитуриентов. С целью популяризации и повышения престижа инженерных специальностей мы сформировали пул эффективных профориентационных проектов, которые были успешно проведены в течение года.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Ключевой акцент повестки ТИУ на 2024 год сделан на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для стратегических отраслей промышленности и создание прорывных инноваций с целью обеспечения опережающего технологического развития страны.

Базис научно-образовательного портфеля университета, оптимизация которого направлена на опережающую подготовку высокоинженерных кадров, образуют тематические кластеры «Нефтегазовый инжиниринг», «Строительство», «Качество городской среды». Приоритетными точками роста в стратегических научных направлениях определены «Нефтегазовое машиностроение и нефтехимия», «Информационные технологии в нефтегазовой отрасли», «Технологии для развития качества среды обитания».

Комплексная модель университета базируется на следующих целевых ориентирах:

ТИУ – генератор решений производственных и технологических задач индустриальных партнеров;

ТИУ – системообразующий элемент региональной платформы технологического предпринимательства.

Ключевые пункты «повестки 2024»: интенсификация работы по воспроизводству научных и педагогических высококвалифицированных кадров, а также налаживание более тесного взаимодействия с индустрией для решения вопросов нехватки отечественных высокотехнологичных разработок и решений.

№145 (5) '2023
аккредитация в образовании

Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

эксперт

—  В рамках функционирования внутривузовской системы мониторинга качества образования в Тюменском индустриальном университете ежегодно проводится диагностическое тестирование первокурсников по предметам школьного курса: математика, физика, химия, информатика, русский язык, история, английский язык.

Результаты тестирования за последние 5 лет говорят о наметившемся повышении качества школьной подготовки по информатике, истории и математике, но недостаточно высокое качество школьных знаний наблюдается по физике, химии, английскому и русскому языку.

Наиболее важными для ТИУ, как вуза инженерного профиля, являются результаты диаг­ностики знаний по математике, физике, информатике. Приведу конкретные данные: доля студентов-первокурсников, показавших высокий уровень знаний школьной программы по математике выросла за 5 лет на 18%, по информатике – на 29%, по физике – снизилась на 11%.

аккредитация в образовании

Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

эксперт

—  Сегодня в ТИУ совместно со школами и предп­риятиями-партнёрами реализуется ряд проектов, способствующих помощи школьнику в выборе индивидуальной образовательной траектории.

Так, в рамках реализации проектов «Профильные классы» («Газпром-классы», «Роснефть-классы», «НОВАТЭК-классы», «Мостострой-классы», реализуемые совместно с предприятиями-партнёрами), «Индустриальные классы», «Гуманитарные классы» через систему «Школа-вуз-предприятие» решаются следующие задачи: помощь в самоопределении, социализация и адаптация в вузе, приток на предприятия выпускников вуза, создание социального лифта для молодых специалистов.

Также ТИУ осуществляет образовательную программу в очно-заочном формате с другими образовательными учреждениями, целью которой является обучение школьников навыкам проектной деятельности по направлениям инженерии и нефтегазовой отрасли.

№144 (4) '2023
аккредитация в образовании

Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпуск­ников-бюджетников российских вузов? Почему?

эксперт

—  Система распределения выпускников-бюджетников российских вузов – закономерное явление соответствующего периода истории страны, она была вписана в реалии того времени и была жесткой и директивно-командной. Частичное возвращение будет наилучшим вариантом для создания гибкого инструмента воспроизводства профессиональных кадров, прежде всего, для критически важных отраслей национальной экономики.

Однако, данная система должна работать «в обе стороны»: она должна стать не обязанностью, а правом и иметь заявительный характер в случае реальной необходимости трудоустройства у студента. Если задача – подготовить кадры, мотивированные на профессиональную деятельность в своих регионах, а также на развитие экономики России в целом, то гораздо перспективнее и выгоднее создавать привлекательные условия для молодых специалистов (особенно в сферах, испытывающих дефицит кадров).

аккредитация в образовании

По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?

эксперт

—  Целевое обучение, как один из инструментов, позволяет, с одной стороны, работодателю решить кадровый вопрос, готовя специалиста под себя, с другой – выпускник уверен в том, что будет трудоустроен и, проходя практику во время обучения на предприятии, будет готов приступить к работе без какой-либо адаптации.

Помимо целевого приема, весьма эффективен так называемый корпоративный заказ – обучение за счёт средств организаций. Это позволяет работодателям принять участие в подготовке своих будущих сотрудников, а студентам – принять осознанное решение о будущем месте работы.

№140 (8) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  Структурное подразделение СПО университета – Многопрофильный колледж ТИУ готовит квалифицированных специалистов для регионального рынка труда, а также формирует индивидуальную образовательную траекторию на пути дальнейшего профессионального становления выпускника. Ежегодно на рынок труда выходит около 69% выпускников колледжа, примерно 20-22% продолжают обучение по прог­раммам высшего образования. Систематически обновляется и расширяется портфель образовательных программ в соответствии с запросами индуст­риальных партнеров и рынка труда.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внед­рение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?

эксперт

—  В структуре Многопрофильного колледжа ТИУ в рамках чемпионатного движения «Молодые профессионалы» в 2018 году был создан Центр компетенций по стандартам WSR.

Одним из элементов инфраструктуры для практической подготовки по стандартам WorldSkills является база, оснащенная современным оборудованием, что позволяет ТИУ в течение 3-х лет выступать соорганизатором региональных чемпионатов Тюменской области «Молодые профессионалы» по 3 компетенциям, а также обеспечивать возможность проведения соревнований в рамках финала национальных чемпионатов в дистанционном формате по 5 компетенциям. Процедуры аккредитации, проводимые АНО «Агентство развития профессионального мас­терства (Ворлдскиллс Россия)» в соответствии с установленным порядком, подтверждают возможность реализации образовательного процесса с учетом стандартов WorldSkills. В частности, на базе ТИУ аккредитован специализированный центр компетенций национального уровня по компетенции «Кирпичная кладка». В 2022 году мастерские ТИУ получили статус центров проведения демонстрационного экзамена по 11 компетенциям. Использование стандартов WorldSkills ТИУ рассматривает и как вектор для развития педагогического состава, где преподаватели получают возможность актуализации своих компетенций и могут транслировать лучшие практики. Так, в рамках информационно-методической работы в 2022 году был организован и проведен цикл сессий школы «Methodical Skills» в целях формирования навыков организации и проведения демонстрационных экзаменов в университете.

В целом, за период 2021-2022 гг. 10 образовательных программ СПО и 11 программ ВО включили в свое содержание компетенции WorldSkills. Имеющийся опыт позволил ТИУ стать участником проекта «Университет FutureSkills: постановка компетенций FutureSkills в образовательной деятельности вузов», что дает нашим студентам быть более востребованными в условиях цифровизации современной экономики.

И еще несколько слов о работе Центра компетенций по стандартам WSR. С 2019 года им организуется и координируется проведение аттестации с использованием процедуры демонстрационных экзаменов по методике WorldSkills как в рамках промежуточной (для ВО и СПО) аттестации, так и в рамках ГИА (для СПО). Удачную апробацию прошла практика проведения демонстрационного экзамена в качестве практической части квалификационного экзамена. Уровень подготовки наших обучающихся по результатам сдачи демоэкзаменов в 2022 году достиг 56,9% (целевое значение показателя федерального проекта в 2022 году – лишь 5%).

В заключение отметим: с целью повышения конкурентоспособности образовательных программ СПО, подготовки высококвалифицированных специалистов для работы на ведущих предприятиях региона, необходима дальнейшая интеграция колледжа с организациями реального сектора экономики, но для этого предприятия должны быть замотивированы.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Вузовский сектор СПО является площадкой для подготовки абитуриентов, наиболее адаптированных к освоению программ высшего образования, а также обеспечивает высокое качество подготовки специалистов, способных к решению сложных профессиональных задач. Необходимо на государственном уровне пересмотреть систему финансирования подразделений СПО в структуре вузов с учетом актуализации ФГОС и введения демонстрационного экзамена как обязательной формы проведения государственной итоговой аттестации. Кроме того, необходимо законодательное закрепление обязанности индустриальных партнеров, потенциальных заказчиков кадров, участвовать в реализации образовательных программ СПО.

№146 (6) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Любая системообразующая технология, которая ложится в основу очередной технологической революции, рано или поздно перестает быть конкурентным преимуществом и становится необходимым условием организации и осуществления деятельности. Примером могут служить электричество и железнодорожный транспорт. 

Электричество изначально упростило доставку энергии до потребителя или станка на производстве, исключило необходимость сложных механических приводов и устройств, значительно снизило себестоимость продукции у предприятий. Теперь электричество – «безальтернативный» способ выполнения практически любой работы и улучшения социально-бытовых условий.

Железнодорожный транспорт изначально давал огромное преимущество владельцам отдельных линий и особенно горнодобывающим предприятиям, удешевляя логистические расходы. В наше время отказ от такого вида перевозок ведет к потере конкурентности предприятия.

Искусственный интеллект уже сейчас значительно снижает затраты на отдельные виды человеческой деятельности в интеллектуальной сфере, имитируя эту деятельность и решая узкие слабоинтеллектуальные задачи, такие как компьютерное зрение, распознавание и имитация голоса, поиск и систематизация информации. 

Университеты в этом смысле находятся под давлением прогресса. Можно защищаться, запрещать, игнорировать ИИ, но факт остается фактом – многие рутинные задачи образовательного и даже научного процесса университетов можно решать эффективнее с использованием ИИ.

Главное при этом не поддаться соблазну и не использовать результаты работы ИИ как конечный интеллектуальный продукт. В основном, это результат обобщения уже имеющихся данных в мировом информационном пространстве, на извлечение и систематизацию которых человек потратил бы несоизмеримо и неразумно больше времени. 

Таким образом, использование ИИ в университетах должно уже сейчас становиться неотъемлемой частью образовательного и научного процессов. С помощью ИИ нужно сокращать затраты на поиск и подбор материалов для проектирования, научных изысканий, освобождать преподавателей от рутинных запросов студентов на общие знания по отраслям и профессиям. В организационных процессах, таких как выбор траектории и методики обучения, ИИ может оказать помощь в обобщении накопленных знаний об успешности предыдущих выпусков студентов и т.?п.

Задач, которые не решались традиционными методами из-за их высокой трудоемкости и информационной, алгоритмической сложности вокруг деятельности университетов, – огромное количество. ИИ делает их решение целесообразным и в перспективе принесет огромный практический и экономический эффекты.

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  Как было сказано ранее, наш вуз не намерен препятствовать прогрессу. Использование ИИ для облегчения решения рутинных задач, таких как поиск и систематизация информации, разрешено.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  ТИУ организовал Высшую школу цифровых технологий, в задачи которой входит продвижение цифровой культуры и использование ИИ в отраслях народного хозяйства. Также университет намерен организовывать сетевое взаимодействие с лидерами в области ИИ и развивать научный и практический потенциал преподавателей и студентов.

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Изменения, которые коснутся высшего образования в части госаккредитации, можно уверенно назвать революционными.
Новая модель государственной аккредитации, на мой взгляд, своевременно созрела. Вузам уже давно необходимо уйти от бюрократизма и формального оценивания образовательных программ. Важно сосредоточиться не просто на их оценке, а на изучении качества обеспеченности образовательного процесса, квалификации педагогических работников, внедрении новых технологий, самих студентах и их дальнейшем трудоустройстве.
Что такое аккредитация? Это термин, связанный с доверием к качеству образования. Совершенно логично, что эпицентром всего должна стать оценка качества выпускников, самого университета. Кто может подтвердить уровень качества? Работодатель, сам выпускник, экспертное сообщество. Давайте и будем на основании опросов среди этих трёх групп составлять эту самую объективную оценку.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Государственная аккредитация – очень трудоемкий процесс для каждого его участника. Вузом регулярно подписываются и сдаются в Рособр­надзор горы документов. При этом, каждый раз проходя процедуру, мы испытываем стресс по ряду причин. В том числе и из-за субъективного мнения экспертов, которое нередко влияет на объективную оценку деятельности. Новые правила, на мой взгляд, позволят облегчить процедуру аккредитации, сделать её критерии более прозрачными, снизить трудозатраты коллектива университета, связанные с проведением аттестации.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Неоспоримым плюсом нового подхода станет техническое обеспечение, которое должно исключить ситуации, возникающие у вуза на стыке окончания срока аккредитации и получения нового свидетельства. На основе мониторинга качества подготовки обучающихся университеты смогут в режиме реального времени корректировать свою работу, оперативно принимать меры по её улучшению.
Главный риск – это некачественное образование студентов, то есть нарушение прописанных госстандартов. Пока можно только рассуждать о том, как поведет себя система без должного надзора за соблюдением норм и правил, насколько она изменится и даст свободу вузам.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Думается, в качестве эффективных показателей следует выделить следующие: динамику предметных и личностных результатов отдельного студента; доступность образовательной услуги для всех категорий обучающихся, в том числе студентов с ОВЗ; доступность дополнительного образования для всех категорий обучающихся; материально-техническое оснащение учебного процесса, а также участие вуза в инновационной деятельности. Среди немаловажных показателей качества университета также отметим его финансирование и открытость.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  В целом поддерживаем предложенные Рособрнадзором подходы. В новом критериальном перечне госаккредитации хотелось бы видеть показатели, которые позволят аккредитационному органу в режиме мониторинга гарантировать высокий уровень качества образования. Например, данные трудоустройства выпускников, средний балл ЕГЭ зачисленных на обучение или мониторинг результативности работы вуза в рамках глобальных рейтингов, внедрение новых технологий.

Наверх