Экспертный совет. Эксперт: Елена Григорьевна Бойко. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Елена Григорьевна Бойко

Ректор

Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№138 (6) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Сегодня в ГАУ Северного Зауралья реализуются 28 перспективных научных проектов. Отмечу некоторые из них.

Для животноводства особенно полезной станет разработанная учеными университета информационная среда по формированию базы данных первичного учета крупного рогатого скота для использования в геномной оценке.

Аграриям предложены технологии возделывания льна масличного и других сельскохозяйственных культур. Кроме того, нашими учеными формируются рекомендации по технологиям защиты ярового рапса от вредителей и болезней и по внедрению цифровых технологий в растениеводство.

В целях развития отечественной аквакультуры реализуется проект по улучшению технологии выращивания посадочного материала осетровых рыб за счет введения в корма на личиночных и мальковых этапах развития сухой биомассы метанотрофных бактерий. Также разрабатываются методы профилактики гаффской болезни.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  Стратегией развития ГАУ Северного Зауралья предусмотрено несколько исследовательских направлений: агрогенетика, рациональное земледелие, биологическая безопасность, аквакультура и некоторых других. В рамках этих направлений реализуются проекты по использованию ферментных препаратов и жидких удобрений, по созданию технологий переработки биологических отходов, использованию нерудных полезных ископаемых. В фазе внедрения находится проект по биоремедиации, ведется изучение механизмов передачи вируса лейкоза КРС.

Решение стратегических задач университета в исследовательской сфере мы видим в развитии разнонаправленного сотрудничества по реализации высокорентабельных проектов за счет привлечения средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, средств бизнеса и собственных средств.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?

эксперт

—  Уникальность будущей системы высшего образования России мне видится в преемственности знаний и опыта, в использовании лучших образовательных практик разных временных периодов нашей истории.

Высшая школа – живой организм, и происходящие сейчас перемены должны соответствовать изменяющейся ситуации в стране и мире. Важно избегать крайностей, оставить оправдавшие себя, эффективные механизмы действующей сейчас системы в подготовке специалистов, отказаться от мешающего развитию балласта и коллективно искать новые подходы, улучшающие работу вузов.

Какие-то лучшие элементы могут быть взяты и из советского периода. Например, необходимо возвратить присущий тому времени уровень уважения к высшему образованию, но делать это теперь на основе строительства крепкого «моста» с работодателями, избавления от формализации в оценке вузовской деятельности.

Известно также, что в советской системе учебные планы, программы и среднего, и высшего образования разрабатывались внутри отраслей и были сопряжены с решаемыми в отрасли задачами. Считаю, что федеральные государственные образовательные стандарты должны активно уменьшать, а лучше ликвидировать разрыв между требованиями работодателей и подготовкой выпускников.

Что касается постсоветского опыта. В последние годы вузами накоплен существенный опыт организации практико-ориентированного обучения. Уверена, что это направление надо развивать, тем более что оно с большим интересом воспринято нашими партнерами – предприятиями аграрного бизнеса. Требуется продолжить формирование более глубокой методологии самого процесса и нарабатывать базу для его реализации.

Сейчас как никогда важно спокойно и вдумчиво проанализировать наши возможности по формированию – при взаимодействии с работодателями – учебных программ и планов, которые «заточены» на быстрый и адекватный учет потребностей реальной экономики.

Востребованным останется вектор на более глубокое взаимодействие с колледжами и техникумами, школами. К примеру, в ходе реализации регионального образовательного проекта «Модернизация системы непрерывного аграрного образования Тюменской области» в школах-партнерах АПК формируются агротехнологические классы, в которых сегодня обучается порядка полутора тысяч ребят, мотивированных на получение аграрных профессий. Уверена, что многие из них поступят к нам в университет, либо колледжи аграрного направления.

В отношении преподавательского состава считаю важным повышение значимости владения лучшими практиками обучения, регулярного подтверждения квалификации при росте социальной защищенности и оплаты труда.

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Реформа контрольно-надзорной системы России коснулась многих сфер деятельности. Разумеется, наши особые ожидания были связаны с изменениями правил и порядка проведения государственной аккредитации в образовании.
Один из важнейших аспектов изменений – акцент на предупреждение, профилактику нарушений посредством применения надзорными органами широкого спектра инструментов, приоритет профилактических мероприятий над контрольными. В связи с этим мы ожидаем, что эффективность государственного контроля будет оцениваться не по количеству применяемых санкций, а по реальным изменениям в работе образовательного учреждения в лучшую сторону.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Действительно, количество утверждённых аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования немногочисленно, пока рано давать однозначную оценку этих процессов. В этом контексте важное значение имеет еще один документ от Министерства образования и науки РФ – методические указания по расчету показателей.
В экспертном сообществе очень многие высказывались по поводу показателя «средний балл ЕГЭ» и даже в какой-то момент пришли к выводу, что этот показатель должен быть дифференцированным, то есть различным для отраслевых вузов. Считаю, что эта позиция требует развития. Мы на пути к тому, чтобы престиж аграрного образования вышел на траекторию уверенного роста, но сегодня оно не является приоритетным. Часто выбор аграрного вуза осуществляется по остаточному принципу, и мы будем сталкиваться с трудностями по выполнению данного показателя.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Я уже упомянула, что для целей государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга наиболее проблемным показателем для нашего университета является средний балл ЕГЭ учащихся, принятых по его результатам на обучение по очной форме.
Остальные показатели – «Наличие электронной информационно-образовательной среды», «Доля НПР, имеющих ученую степень», «Доля сотрудников из числа специалистов профильных организаций», «Трудоустройство выпускников», «Наличие внутренней системы оценки качества образования» – в нашем университете соответствуют нормативам и даже выше.
В связи с повышением требований к качеству выпускников со стороны работодателей вуз непрерывно проводит работу по актуализации образовательных программ, применению новых образовательных технологий, совершенствует материальную базу, и эти меры позволяют выполнить показатель, связанный с оценкой качества выпускников.
Оценивая работу университета по аккредитационным показателям, мы делаем оптимистичный прогноз – прохождение аккредитационного мониторинга в целом для нас больших затруднений не вызовет.

Наверх