Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— Система СПО неразрывно связана с рынком труда, в связи с этим рождается спрос на качественные изменения в этой системе со стороны работодателей.
Миссией любого структурного подразделения СПО в соответствии с общей миссией Сибирского государственного университета водного транспорта является «оказание образовательных услуг по подготовке специалистов для предприятий и организаций отрасли водного транспорта и смежных отраслей по программам подготовки специалистов среднего звена».
Роль СПО СГУВТ растет в связи с развитием внутренних водных путей и судоходства в регионах, и растет спрос работодателей на наших специалистов, так как для развития транспортной системы необходимы высококвалифицированные кадры, способные совершать прорывы, стать «лидерами изменений в отрасли». Данная задача является одной из стратегических в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г.
Мы развиваем нашу материально-техническую базу, совершенствуем методики обучения, повышаем квалификацию преподавателей, открываем новые направления подготовки для того, чтобы выпускники соответствовали предъявляемым современностью высоким требованиям. Например, в Якутском филиале СГУВТ в прошлом году был открыт учебно-тренажерный центр, не имеющий аналогов в республике. В свете строительства Жатайской судоверфи, этот центр – мощнейшая образовательная площадка для подготовки высококвалифицированных специалистов для речного флота Республики Саха (Якутия) и других регионов России. Или другой пример, в настоящее время в Омском командном речном училище им. капитана В.И. Евдокимова идет подготовка к открытию новой специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на водном транспорте)» (23.02.01) в связи с необходимостью удовлетворения запроса работодателей региона. Немаловажно, что выпускники СПО смогут продолжить обучение по этой же специальности на следующей ступени высшего образования.
На сегодняшний день все подразделения СПО СГУВТ и его филиалов готовят необходимых специалистов для предприятий водного транспорта, функционирующих на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ, и закрывают потребность речных компаний Амурского, Ленского, Байкальского, Енисейского, Обского и Иртышского бассейнов в высокопрофессиональных кадрах.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
— С сентября этого года в рамках эксперимента стартовал федеральный проект «Профессионалитет», целью которого является оптимизация учебных планов ссузов и их максимальное приближение к запросам работодателей. В свою очередь, предприятия и организации, которые нуждаются в молодых специалистах, будут финансировать их обучение, чтобы после выпуска получить компетентного сотрудника.
Рассуждая о необходимых преобразованиях в СПО в целях сохранения конкурентоспособности и привлекательности для абитуриентов, следует отметить необходимость расширения практического обучения и сближения образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, а также разработка образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, выполнение реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. Подготовка специалистов для водного транспорта будет осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальным, с привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний, что позволит повысить качество их подготовки.
Такая работа в команде с работодателями-производственниками позволяет создать условия, максимально приближенные к реальным, что дает значительное сокращение процесса адаптации на производстве выпускника программы СПО. Кроме того, совместная с судовладельцами профессиональная подготовка студентов будет отвечать современным требованиям, предъявляемым к специалистам отрасли.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— В качестве новшеств для обеспечения эффективности деятельности подразделений СПО в структуре высшей школы необходимо ввести заключение соглашений о партнерстве, направленном на взаимовыгодное сотрудничество образования и бизнеса. Предметом такого соглашения является совместная деятельность, нацеленная на реализацию комплекса мероприятий по модернизации профессионального образования, в том числе внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Необходимым преобразованием является совмещение (разработка «сквозных») учебных планов ВО и СПО по специальностям, чтобы избежать лишних затрат времени при дублировании дисциплин, направленных на освоение профессиональных компетенций, которые уже сформированы в СПО. Это позволит значительно сократить сроки обучения на программах ВО.
В результате непрерывного взаимодействия выигрывают как работодатель, так и образовательное учреждение:
- развивается кадровый потенциал и формируется практико-ориентированная модель подготовки кадров;
- модернизируется материально-техническая база, учебная и производственная инфраструктура;
- развивается сетевое взаимодействие и сетевая форма реализации программ;
- тиражируются лучшие практики наставничества и профессиональной ориентации;
- осуществляется повышение квалификации педагогического состава за счет стажировки на предприятиях;
- обеспечивается содействие трудоустройству и выстраиваются карьерные траектории выпускников.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Размышляя о новой модели государственной аккредитации, следует прояснить концепцию работы в условиях действующей модели.
В действующей – большая часть процедуры заключалась в проверке соответствия процессов и документации университета требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования, а также требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся рассматриваемого вопроса. В первую очередь, процессы университета ориентированы на составление учебно-методической документации, а именно основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя все ее элементы, вплоть до оценочных средств, соответствующих указанным выше требованиям. При наличии такой документации дальнейшая организация учебного процесса и контроль над его проведением являются, как говорится, делом техники. А при существующих технических и технологических цифровых средствах этот процесс еще и автоматизируется. Таким образом, даже в условиях действующей модели государственной аккредитации университет должен обеспечить постоянную готовность к аккредитационной проверке. Поэтому переход от проверки один раз в шесть лет к периодической, вероятно, ежегодной проверке в виде мониторинга аккредитационных показателей вполне логичен и назрел уже достаточно давно.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Основное ожидание – появление четко определенных и измеримых аккредитационных показателей, на основании которых можно будет строить уверенную политику развития университета в части, касающейся соблюдения аккредитационных требований.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Кроме определенности аккредитационных требований, положительный эффект ожидается от мониторинга аккредитационных показателей. Лучше получать уверенность в правильности выбранного пути периодически, чем проверять правильность построения системы один раз в шесть лет.
Потенциальный риск заключается в том, что аккредитационные показатели определены в конце срока их формирования, и будут часто и кардинально изменяться. Поскольку средний срок основной профессиональной образовательной программы – программы бакалавриата – по очной форме обучения составляет четыре года, первый единичный результат изменения любых требований мы получим через четыре года, а динамику сможем оценить еще через год. Поэтому частая смена требований в таких условиях просто нивелируется системой.
Кроме того, предполагается оценка остаточных знаний у обучающихся по универсальным и общепрофессиональным компетенциям с использованием неких общих для всех образовательных организаций оценочных материалов. Ранее в период с 2008 по 2012 годы Рособрнадзором уже применялся такой подход при проведении аккредитационных процедур, и выводы образовательными организациями были получены в основном отрицательные. При централизованном формировании оценочных материалов (по государственному заказу группа разработчиков формировала тесты по одной дисциплине для заданной УГСН, процесс занимал минимум два года) банк тестовых вопросов часто формировался по одному-двум учебникам, выбранным разработчиками. Это порождало вопросы, не понятные обучающимся по другим учебникам. Поэтому – в случае принятия этого метода оценивания качества подготовки – лучшим решением, на наш взгляд, будет являться тестирование по оценочным материалам образовательной организации по всем компетенциям, при этом оценочные материалы предварительно должны пройти независимую экспертизу на полноту и качество.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Вероятнее всего, придется настраивать систему формирования отчетности в соответствии с новыми аккредитационными показателями. Конечно, трудно придумать какой-то вид информации, который мы в настоящее время не собираем, но может появиться потребность, например, в анкетировании работодателей по перечню вопросов, определенному Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Кроме того, в случае применения метода тестирования обучающихся при оценке качества их подготовки даже с ежегодной периодичностью, у университета появится еще один (дополнительный) вид контроля знаний, на организацию которого придется потратить достаточно чувствительное количество ресурсов, даже если этот контроль будут проводить сотрудники Рособрнадзора.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— На мой взгляд, наиболее объективным измерителем качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности являются следующие:
• Доля выпускников, трудоустроенных в течение первого года после получения диплома, а также средний уровень их заработной платы. Конечно, при наличии достоверных данных и за вычетом выпускников, поступивших для дальнейшего обучения на иных уровнях образования, для прохождения службы в рядах Российской Армии или ушедших в декрет по уходу за ребенком.
Несколько лет назад применялась система оценивания трудоустройства через наличие отчислений работающих выпускников в Пенсионный фонд Российской Федерации, – и это была весьма объективная оценка. Единственное, с учетом нашей специфики, нужно было иметь в виду, что выпускники из числа членов плавающего состава морских судов, трудоустраивающиеся на суда под иностранным флагом, таких отчислений не производили.
• Результаты первичной аттестации выпускников на рабочем месте первого после окончания университета трудоустройства.
В настоящее время, в дополнение к существующей системе аттестации для профессий, связанных с повышенным риском (а транспорт является средством повышенного риска для окружающих), достаточно интенсивно развивается система независимой оценки качества рабочей силы и профессионального образования в рамках Национального агентства развития квалификаций. Результаты прохождения такой независимой оценки логично применять для оценки качества образования.
• Факты получения выпускниками квалификационных документов, без которых они не могут заниматься профессиональной деятельностью. В нашем случае, все выпускники специальностей подготовки плавсостава морских и речных судов обязаны перед трудоустройством получить такие квалификационные документы в специализированных подразделениях морских портов и администраций бассейнов внутренних водных путей.
• Данные анкетирования работодателей по вопросам качества подготовки выпускников. Конечно, этот показатель все-таки является субъективным, но при его усреднении по достаточно большому количеству анкет он приближается к объективной оценке.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Из информации, получаемой нами из открытых источников, выделяется ряд показателей, планируемых к внедрению в новой модели.
1. Результаты оценки качества подготовки обучающихся: УК и ОПК – по оценочным материалам Рособрнадзора, ПК – по материалам университета.
2. Результаты оценки практической подготовки.
3. Средний балл ЕГЭ.
4. Уровень качества ППС.
5. Трудоустройство.
Эффективность применения первого показателя, как уже говорилось ранее, достаточно сомнительна.
Из приведенных показателей не понятным, с точки зрения измеримости, является второй – результаты оценки практической подготовки.
А также хотелось бы дополнить их показателями из моего предыдущего ответа.