Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— Волгоградский государственный медицинский университет, являясь крупнейшим научно-образовательным центром Юга России, принимает самое активное участие в решении поставленной задачи – качественной подготовке медицинских кадров, отвечающих требованиям современного здравоохранения. Хочется отметить, что, во-первых, наличие в университете всех уровней образования (СПО, специалитет, бакалавриат, магистратура, ординатура, аспирантура, система дополнительного профессионального и дополнительного образования) предоставляет возможность реализации многоуровневой подготовки и выбора будущим специалистом собственной образовательной траектории. Во-вторых, реализация программ СПО в структуре учреждения высшего профессионального образования позволяет решить ряд проблем, характерных для системы среднего профессионального образования.
В частности, в значительной степени устраняется проблема отставания уровня оснащения образовательных учреждений – как в части несоответствия основных фондов (здания, сооружения, оборудование) лицензионным требованиям, так и в части технологического и информационного обеспечения. Занятия в Медицинском колледже ВолгГМУ проводятся на базе более 40 кафедр университета с использованием материально-технического оснащения профильных кафедр. Обучение ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, включая педагогов-специалистов, имеющих ученые степени кандидата и доктора медицинских наук. Благодаря этим факторам более продуктивно решается задача поддержания и развития кадрового потенциала медицинской отрасли.
Еще один важный фактор – свое профессиональное мастерство преподаватели колледжа повышают путем обучения на курсах усовершенствования, организованных профильными кафедрами университета, а также через стажировки на базе собственных клиник вуза.
Далее. В структурном подразделении СПО ВолгГМУ практически полностью решена по-прежнему актуальная для многих образовательных учреждений среднего профессионального образования проблема наличия достаточного уровня научного обеспечения образовательного процесса, в том числе и в плане удовлетворения индивидуальных траекторий и потребностей студентов в области научно-исследовательской деятельности. Учащиеся колледжа могут выбирать существующие на каждой кафедре университета научные кружки, клубы, становиться членами НОМУС ВолгГМУ (научного общества молодых ученых и студентов), участвовать в научно-практических конференциях различного уровня. Помимо этого, студенты колледжа равноправно со студентами, обучающимися по программам высшего образования, погружены в социо-культурную среду университета, включая все культурно-массовые мероприятия.
Взаимодействие колледжа и университета положительно сказывается и на уровне высшего образования – колледж является отличной площадкой, где молодые преподаватели нарабатывают и оттачивают педагогический опыт, столь необходимый для работы в высшей школе.
И, конечно, такое взаимодействие дает возможность пополнять контингент студентов вуза молодежью, которая, по сравнению с выпускниками школ, имеет более высокий уровень мотивации профессионального выбора, лучше ориентирована в отношении будущей специальности высшего образования. На основании мониторинга трудоустройства выпускников колледжа ВолгГМУ, более 10% из них продолжают обучение в университете.
В настоящее время Медицинским колледжем ВолгГМУ осуществляется обучение по 4-м образовательным программам: «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Фармация». Потребность в укреплении первичного амбулаторного звена обуславливает необходимость в подготовке кадров для работы в данном звене, а именно, фельдшеров. Поэтому сейчас активно ведется работа по подготовке к лицензированию специальности «Лечебное дело», квалификация – фельдшер.
За свою историю колледж ВолгГМУ подготовил более 2 тысяч специалистов среднего звена медицинского и фармацевтического профиля, которые работают не только в Волгоградской области, но и в других регионах России. Трудоустройство выпускников за 2020-2022 годы составило 80%. При этом, помимо кадрового обеспечения медицинских организаций региона, в качестве активного работодателя выступают собственные 5 клиник ВолгГМУ.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
— В настоящее время главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности. Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства. Все это обусловило те актуальные изменения, которые сегодня происходят в системе СПО, в частности, – переход на национальные стандарты и демонстрационный экзамен.
Как известно, процедура демонстрационного экзамена предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов, оценку заданий проводят сертифицированные эксперты. По итогам демонстрационного экзамена формируется электронный паспорт компетенций (SkillsPassport) для каждого участника с указанием его результатов. Доступ к данной базе получают предприятия-партнеры агентства «Ворлдскиллс Россия», признающие результаты демонстрационного экзамена в качестве независимой оценки профессиональных компетенций.
Далее. Изменения в процедурах промежуточной и государственной итоговой аттестации направлены на унификацию содержательных требований, предъявляемых к выпускникам СПО, на основе согласования образовательных стандартов и национальных стандартов. Одновременно предусматривается унификация процедурных требований: демонстрационный экзамен, в котором должны быть смоделированы реальные условия производственной деятельности, близок к процедуре оценки в соответствии с национальным стандартом, оценивающим уровень квалификации работника в рамках независимой оценки квалификаций. Все это создает предпосылки для того, чтобы объединить в рамках аттестации элементы традиционной процедуры, подтверждающей соответствие компетенций выпускника требованиям образовательных стандартов, с независимой оценкой квалификации, свидетельствующей о соответствии квалификационного уровня выпускников СПО национальным стандартам.
В колледже ВолгГМУ в 2022 году в качестве промежуточной аттестации впервые проведен демонстрационный экзамен по специальности «Стоматология ортопедическая». В 2023 году запланировано проведение демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации по специальностям: «Сестринское дело», «Фармация» и «Стоматология ортопедическая». В 2024 году в рамках проведения государственной итоговой аттестации запланирован демонстрационный экзамен по специальности «Фармация».
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— Отечественная модель реализации программ СПО в сфере медицины сохраняла историческую преемственность и последовательность. В связи с тем, что в основе реализуемых программ СПО заложены требования федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, не имеющих отношения к Болонскому процессу, рассмотрение «постболонской» модели высшей школы для вузовского сектора СПО не является актуальным.
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Государство как стратегический субъект развития российской системы образования традиционно выступает главным инициатором и регулятором происходящих в сфере образования модернизационных процессов. В свете последних нововведений роль государства и его специальных институтов, в первую очередь Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), на наш взгляд, перейдет на качественно новый уровень с приоритетом на постоянное поддержание обратной связи между всеми участниками образовательного процесса. В частности, вузы вправе ожидать всесторонней методической поддержки в вопросах обеспечения качества образования. Шаги в заданном направлении уже можно наблюдать. 20 января 2022 года представители Рособрнадзора организовали проведение круглого стола «Новые подходы нормативно-правового регулирования государственной регламентации образовательной деятельности при реализации образовательных программ высшего образования», в работе которого приняли участие сотрудники нашего университета. Участники круглого стола получили возможность не только ознакомиться с проектами рекомендаций по расчету аккредитационных показателей, затрагивающих все уровни образования, но и направить собственные предложения и замечания по представленным документам. Данный факт, несомненно, свидетельствует в пользу реальности налаживания и поддержания обратной связи между образовательными организациями и государством как ключевым участником обеспечения качества национальной системы образования.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— Внимательное изучение самого приказа Минобрнауки России №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования», а также разработанных Рособрнадзором методических рекомендаций по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования позволяет утверждать, что в целом предложенные показатели отвечают принципам четкости, прозрачности, объективности. Однако имеются нюансы в установлении однозначности методики расчета по некоторым критериям. Например, показатель наличия электронной информационно-образовательной среды представляется мне слишком емкой категорией, при этом определение значения данного показателя по принципу «имеется/не имеется» не позволяет оценить степень информационной открытости вуза и качество предоставляемой обучающимся образовательной услуги. Возможно, при определении значения данного показателя целесообразно введение более детальной внут-ренней градации («имеется в полном объеме/ имеется частично/ не имеется»).
Также обращает на себя внимание вопрос определения степени готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности, нашедший отражение в показателе «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска…». Значения данного показателя для программ бакалавриата представляются заведомо невысокими по причине ориентированности выпускников на продолжение образования и поступление на обучение по программам магистратуры. В свете этого, в случае проведения госаккредитации по отдельным образовательным программам, указанный показатель, вероятно, не может считаться полностью объективным.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Сложность соблюдения предложенных аккредитационных показателей и их влияние на внутривузовскую систему обеспечения и гарантий качества образования можно будет оценить в полном объеме только после формирования окончательного представления о формате проведения госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля (надзора). Сейчас общая картина внедрения новой модели государственной аккредитации более или менее ясна, но пока мы не увидим механизм применения аккредитационных показателей в действии, наши оценки можно рассматривать лишь на уровне предположений. Важно, что управленческая команда и коллектив вуза уже начали совместную комплексную работу, направленную на как можно более полное соответствие новым аккредитационным показателям.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Мое отношение к новой модели госаккредитации в целом положительное. Это довольно взвешенное и ожидаемое всем образовательным сообществом решение, в полной мере отвечающее современным трендам системы высшего образования.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Как руководитель одного из крупнейших региональных медицинских вузов считаю, что переход системы аккредитации от формальной проверки соответствий регламентирующих образовательную деятельность документов к оценке качества образовательного процесса и качества формируемых у выпускников компетенций является важнейшим направлением изменений. Несомненно, базовые требования ФГОС должны остаться в системе аккредитационного контроля. Однако существенное сокращение представляемых к аккредитации документов и информации может быть достигнуто за счет устранения дублирования лицензионных требований, являющихся обязательными для начала реализации любой образовательной программы высшего образования.
Именно оценка качества подготовки выпускника должна стать стержнем всех изменений. При этом важно сохранить возможность выделения и исключения недобросовестных участников образовательного пространства, компрометирующих систему высшего образования Российской Федерации. За два года, прошедших с последней аккредитации, нашим вузом много сделано на пути повышения качества образовательного процесса. Это подтверждают данные мониторинга эффективности ВолгГМУ. Так, Волгоградский государственный медицинский университет внедрил систему персонифицированного обучения, были организованы новые школы профессионального мастерства, разработаны модули симуляционного обучения клинических дисциплин, открыта современная симуляционная клиника – центр электронного медицинского образования, существенно расширена клиническая база. Также оптимизирована система контроля и управления образовательной деятельности с акцентом на контроль качества образовательного процесса.
Надеюсь, новые подходы к системе аккредитации позволят объективно оценить динамику качественных изменений, проходящих в вузах, и снизить стрессовую и бюрократическую нагрузку.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Плюсы от введения новой модели государственной аккредитации очевидны. Это, в первую очередь, существенное снижение бюрократических нагрузок на вузы и оптимизация трудозатрат. Изменения в системе аккредитации не могут рассматриваться изолированно от изменений иных нормативных документов. Этот процесс уже идет и связан с действием «регуляторной гильотины». Важно, насколько грамотно удастся организовать проведение регулярного мониторинга, насколько эффективные аккредитационные показатели будут заложены в его основу, по каким критериям вузы распределят между различными категориями риск-ориентированной модели и будут ли они объективны. Окончательные ответы на подобные вопросы должны стать интегральным результатом коллегиального обсуждения всего экспертного сообщества.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Влияние на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования можно будет оценить в полном объеме только после формирования окончательного представления о модели аккредитации, ее критериях и формате проведения. Как руководителю мне весьма импонирует то обстоятельство, что теперь во главу угла следует ставить качество подготовки, которое является интегральным значением всех слагаемых деятельности вуза. Именно такой подход в современных условиях наиболее жизнеспособен.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Вопрос очень серьезный и требует коллегиального экспертного обсуждения. Однако определение «качество образования», изложенное в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273‑ФЗ, объективно отражает все его свойства. При многих возможных вариантах показателей считаю целесообразным провести работу над анализом критериев различных действующих систем оценки деятельности вузов, с выделением из них наиболее объективно отражающих качество. Несомненно, что одними из таких объективных показателей качества деятельности образовательной организации является востребованность выпускников на рынке труда.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— В новом перечне госаккредитации в качестве обязательных критериев для измерения качества, по моему мнению, должны присутствовать:
• оценка качества подготовки студентов, сформированности профессиональных компетенций с использованием стандартизованных фондов оценочных средств (далее – ФОС), которые по медицинским специальностям уже существуют в виде ФОС первичной аккредитации выпускников;
• востребованность выпускников на рынке труда (% трудоустройства);
• качество профессорско-преподавательского состава;
• развитие материально-технической базы, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций;
• финансовое обеспечение образовательной деятельности;
• степень информационной открытости организации, включая публикацию и поддержание в актуальном состоянии необходимой количественной и качественной информации по деятельности вуза и реализуемым образовательным программам.