Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Прежде всего, хотелось бы отметить, что несмотря на всевозможные санкции, которые накладывают на разные сферы жизни нашей страны, в том числе на университет, мы видим, что количество иностранных обучающихся у нас только растет. Например, в три раза выросло число иностранцев на подготовительном отделении. И такие показатели являются залогом того, что цифры будут только увеличиваться. Число стран, из которых в Губкинский университет приезжают учиться, выросло с 70 до 90. Произошла переориентация на Восток, прибывает поток обучающихся из азиатских стран, в первую очередь из Китая, увеличилось число студентов из Африки и Латинской Америки. В прошлом году университет совместно с Китайским нефтяным университетом (Восточный Китай, г. Циндао) создали и возглавили Академический союз «зеленого» развития Ассоциации технических университетов России и Китая, что позволяет проводить успешное взаимодействие в образовательной и научной сфере между нашими странами.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Что касается поддержки государства в деле увеличения иностранных обучающихся, то, несомненно, она нужна и важна. Во-первых, прирост числа студентов ставит вопрос о развитии кампусов, общежитий – без государственной поддержки вузы самостоятельно этот вопрос не решат. Во-вторых, работа с иностранными обучающимися имеет свою специфику, которую необходимо учитывать – к нам приезжают из разных стран, базовое образование в которых может сильно отличаться от наших стандартов, поэтому необходимы дополнительные занятия в рамках подготовительных отделений, чтобы «подтянуть» учащихся до уровня освоения тяжелых инженерных программ. А для этого в свою очередь необходимо увеличение базового финансирования. И третьим аспектом я бы выделил необходимость давать иностранцам не только высокий уровень образования, но и уделять внимание воспитательной работе – формировать круг друзей России. Распространять на бюджетных иностранных обучающихся те же привилегии, что и на других студентов, к примеру, обеспечить их Пушкинской картой, дополнительными бонусами, чтобы они чувствовали свою сопричастность к жизни России.