Экспертный совет. Эксперт: Янина Александровна Чиговская-Назарова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Янина Александровна Чиговская-Назарова

Ректор

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№155 (7) '2024
аккредитация в образовании

Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?

эксперт

—  Аналитики утверждают, что больше всего в нашей стране не хватает специалистов в промышленности, сельском хозяйстве, строительном секторе и сфере IT. Проблема кадрового дефицита в образовании, может быть, стоит не так остро, но, тем не менее, существует. Она характерна для системы образования в целом и для системы высшего образования в частности. Это связано со старением педагогических и научных работников университетов и отсутствием альтернативы им со стороны молодого поколения. В большей степени это касается научных работников, так как научно-исследовательская деятельность требует наличия высокой квалификации, признания научных трудов и востребованных результатов интеллектуальной деятельности. В случае педагогических кадров острая нехватка ощущается в таких специалистах, которые профессионально владеют цифровыми технологиями. Речь в данном случае идет не о том, умеют ли они пользоваться компьютером, а о том, что они должны владеть прорывными IT-технологиями, такими как дистанционное обучение, искусственный интеллект, Big Data и др. Именно такие преподаватели, в совершенстве владеющие указанными технологиями, и должны вывести нашу систему образования на новый технологический уровень.

аккредитация в образовании

Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?

эксперт

—  Серьезной проблемой, затрудняющей подготовку ученых, является отсутствие или недостаток в аспирантурах бюджетных мест. Это не позволяет аспирантам полностью концентрироваться на научном исследовании и вынуждает их заниматься другой оплачиваемой трудовой деятельностью, зачастую никак не связанной с тематикой диссертационного исследования. Эффективным решением в такой ситуации может быть реализация в университете или регионе программы поддержки молодых ученых. Ее целью должно быть создание условий для эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров вуза, для повышения результативности научной деятельности, для повышения квалификации и снижения среднего возраста научно-педагогических кадров, а также создание системы мотивации научного труда и привлечения в вуз молодых ученых. При реализации программы университет может предусмотреть финансирование следующих направлений: завершение работы над диссертацией, создание научного задела по диссертации, издание монографии, стажировка в ведущих университетах и научных организациях, участие в научных конференциях, подготовка заявок на участие в конкурсах научных фондов, выполнение поисковых исследований и разработок, ежемесячные выплаты в качестве материальной помощи. Кроме того, мы осуществляем следующие мероприятия по поддержке молодых ученых: устройство на работу аспирантов в качестве ассистентов ведущих ученых вуза; привлечение аспирантов к участию в финансируемых научных проектах; снижение учебной нагрузки во время обучения в аспирантуре; освобождение от учебной нагрузки в последние полгода обучения в аспирантуре.

В новой российской системе высшего образования возможно будет три ступени: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура. Вопрос о том, будет ли аспирантура считаться третьим уровнем образования, пока остается открытым и будет выясняться в процессе апробации в рамках пилотного проекта. Отмечу, что длительное обучение настораживает и отталкивает современную молодежь, ориентированную на динамичное развитие и быструю карьеру. Не приведет ли это к еще большему дефициту кадров высшей квалификации? Пока сложно дать ответ на этот вопрос. Главное, чего мы ждем, ‒ это открытие и увеличение числа бюджетных мест в аспирантуре. Такое решение может привести к росту конкуренции при поступлении в аспирантуру, что будет способствовать увеличению количества и повышению качества молодых ученых.

аккредитация в образовании

Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?

эксперт

—  – Если говорить о мотивах выбора профессии, то современная молодежь выделяет следующие: высокая зарплата, возможность быстрой карьеры, престижность профессии, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Все это, безусловно, относится и к профессии ученого. Если три из этих факторов зависят от качеств личности выбирающего профессию, то престиж профессии – это феномен общественного сознания. Наверное, многие согласятся, что сейчас в обществе сформировалась такая ситуация, исходя из которой, современная молодежь считает более перспективным выбор карьеры успешного политика, банкира, предпринимателя, артиста или блогера, чем известного ученого. Это показывают многочисленные социологические опросы. Именно утрата престижа профессии ученого является, на мой взгляд, главным негативным фактором, препятствующим выбору научной профессии. Для того чтобы вернуть былой престиж профессии ученого, нужна целенаправленная государственная политика.

аккредитация в образовании

Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.

эксперт

—  Считаю, что перспективы развития науки в вузе определяются перспективами его ведущих научных школ. Одна из трактовок понятия «научная школа» ‒ это особая форма кооперации научной деятельности. В нашем университете примером такой научной школы может быть школа, которой руководит заведующий кафедрой физики и дидактики физики, профессор, доктор педагогических наук Валерий Вильгельмович Майер.

Деятельность научной школы неразрывно связана с совершенствованием системы отечественного естественно-научного образования. Университет оказывает всестороннюю поддержку ученым, занимающимся этим важным направлением. Ежегодно в течение 30 лет научная школа проводит Всероссийскую (с международным участием) научно-практическую конференцию «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения», в течение 28 лет издает научный журнал «Учебная физика», который входит в перечень ВАК. Такой многолетний опыт позволяет школе сохранять свои традиции и обеспечивать преемственность поколений.

Если говорить о практиках поддержки молодых ученых, с недавнего времени, в Короленковском университете дважды в год проходит презентация результатов исследований. Цель мероприятия – гуманитарная экспертиза исследований молодых ученых, выявление и оперативное решение индивидуальных проблем, более эффективное планирование деятельности на следующий период.

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко реализует программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «Программирование в компьютерных системах» (09.02.03). По итогам последних двух лет примерно 30% выпускников продолжают обучение в вузе, из них более половины обучается по смежным направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» (09.03.01) и «Математическое обеспечение и администрирование компьютерных систем» (02.03.03).

Процент трудоустройства выпускников по специальности составляет свыше 90%.

Хотелось бы отметить, что для института важно расширять список программ СПО. При выборе реализуемых и планируемых к реализации программ руководством для нас являются следующие моменты: во-первых, удовлетворение кадровых потребностей региона, во-вторых, ориентация на утвержденный республиканским правительством «Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, наиболее востребованных, новых и перспективных в Удмуртской Республике (топ-регион)»; в-третьих, преемственность программ СПО и ВО для создания условий непрерывной многоуровневой подготовки специалистов.

В соответствии с перечнем «топовых» профессий и специальностей СПО, в 2022 году начато обучение по образовательной программе «Информационные системы и программирование» (09.02.07). В июне этого же года успешно пройдена процедура лицензирования образовательных программ «Дошкольное образование» (44.02.01) и «Преподавание в начальных классах» (44.02.02), реализация которых начнется с 2023 года.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  На сегодняшний день институт имеет современную материально-техническую базу для реализации IT-специальностей и специальностей педагогического направления. Инфраструктура вуза включает Технопарк универсальных педагогический компетенций, педагогический технопарк «Кванториум», ресурсы которых используются и при подготовке специалистов СПО IT-направлений. Для реализации педагогических специальностей широко используются лаборатории: «Детский сад», «Современные технологии физического развития дошкольного и младшего школьного возраста», «Современные технологии художественно-эстетического развития дошкольного и младшего школьного возраста». Наличие таких лабораторий позволяет совершенствовать качество теоретической и практической подготовки студентов с учетом последних достижений науки, техники и технологии, формировать в процессе учебной и производственной практик сознательное отношение к труду, развивать инициативу и творчество, организовывать учебные занятия на уровне, соответствующем требованиям ФГОС СПО.

В ближайшее время на базе института начнет свою работу площадка демонстрационного экзамена, что позволит оттачивать практико-ориентированную подготовку обучающихся, проводить текущую и итоговую аттестацию в формате WorldSkills.

Все эти преобразования позволяют институту оставаться конкурентоспособным и привлекательным для абитуриентов, желающих освоить программы среднего профессионального образования.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Вузовский сектор СПО должен обеспечить преемственность в образовании. Необходимо дать выпускникам СПО возможность в ускоренные сроки освоить программу высшего образования. Для этого, по аналогии с методическими рекомендациями «Ядро высшего педагогического образования» и «Ядро среднего профессионального педагогического образования», следует разработать нормативные документы и по другим УГС. Это позволит провести зачет результатов обучения, безболезненно и с малыми затратами организовать учебный процесс по индивидуальным учебным планам.

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Хотелось бы отметить несколько положительных моментов. Во-первых, новая модель государственной аккредитации призвана способствовать образовательным организациям в решении задач профессиональной подготовки будущих специалистов. Это значит, что руководству вуза важно не только знать нормативно-правовую базу как пакет актуальных документов стратегической направленности, но и уметь их критически осмыслить, быть стратегом и тактиком при формировании образовательной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Во-вторых, смещение акцента с проверки правильности подготовки документов на выявление качества подготовки студентов дает основание говорить об уровне образования, соответствующем аккредитационным и мониторинговым показателям, а также требованиям стандарта. Считаю, что такие аккредитационные показатели, как средний балл ЕГЭ, результаты участия в демонстрационном экзамене, участие в оценочных процедурах, результаты выполнения диагностических работ дадут возможность оценить базовый, промежуточный и итоговый уровень подготовки учащихся. На уровне министерств возможно обсуждение содержания проверочных работ всех уровней, проведение анализа и внесение необходимых корректировок, разработка методических рекомендаций по структуре и содержанию ФОС для образовательных организаций всех уровней.
Далее, практико-ориентированный подход в обучении, усиление практической подготовки также нашли отражение в аккредитационных показателях. Считаю своевременным и важным привлечение работодателей и их организаций к проведению регулярной внутренней оценки. Это не только позволит оценить практическую подготовку выпускников, но и даст возможность взаимодействия потенциальных работодателей и их работников.
Вместе с тем, действительно, есть ряд показателей, для выполнения которых вузам необходима поддержка государства. Например, невысокая заработная плата учителей является одним из ключевых факторов, почему многие выпускники педагогических направлений уходят в другую сферу деятельности. Полагаю, что увеличение и расширение социальных гарантий при трудоустройстве выпускников будет способствовать, с одной стороны, привлечению молодых специалистов в профессию, а с другой, поможет вузам в выполнении одного из аккредитационных показателей.
Важно также разработать методические рекомендации по договорам о целевом обучении. Порой вуз оказывается в сложной ситуации, когда в его адрес приходят письма от директоров школ с просьбой оказать помощь в привлечении молодых специалистов. А в вузе обучающихся – выпускников данных школ по требуемой образовательной программе нет (а иногда даже выпускников школ всего данного района).
Образовательные организации сталкиваются еще с одной сложностью: трудоустройство по целевому договору часто невозможно в виду отсутствия вакансий и планирования кадровых потребностей образовательной организации на 4-5 лет вперёд.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Количество аккредитационных показателей значительно сократилось по сравнению с теми требованиями, которым образовательная программа должна была соответствовать при прежней модели аккредитации. Как я уже отмечала, новая модель аккредитации ставит во главу угла качество образования, готовность выпускника к решению профессиональных задач, уровень сформированности компетенций обучающихся. Широкое общественно-профессиональное обсуждение проекта методики расчета аккредитационных показателей дало возможность проанализировать весовой показатель в баллах, скоррелировать требования стандарта и аккредитационные показатели. На практических семинарах Росаккредагентства разъясняются критерии, их оценка, весовые показатели, необходимое количество баллов по применению аккредитационных показателей для разных целей. Все это позволяет вузам критически подойти к оценке имеющихся данных, провести SWOT-анализ и на его основе разработать новые управленческие решения.
Несомненно, такая комплексная совместная работа является важнейшим гарантом соответствия новых критериев названным принципам.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Утвержденные аккредитационные показатели отражают те «контрольные точки», «пороговые значения», к которым вуз стремится для соответствия предъявляемым к нему требованиям в рамках различных мониторингов, рейтингов и рэнкингов. Например, такой показатель, как требования к качеству научно-педагогических работников, будет способствовать ещё большему развитию научно-педагогической деятельности вуза.
Однако, есть ряд показателей, где вузу придется приложить усилия. Вызывает некоторые вопросы показатель мониторинга «Средний балл ЕГЭ», поскольку основой приема региональных университетов являются местные абитуриенты, а влиять на эффективность региональной системы общего образования вуз может незначительно. Не секрет, что большой город с его развитой инфраструктурой, широкими возможностями для личностного развития привлекает вчерашних выпускников школ, поэтому высокобалльники редко остаются в региональных вузах.
Кроме того, представляется важным создание на государственном уровне методики разработки содержания и формы диагностической работы. Поскольку вузам предоставляется определенная свобода в разработке фонда оценочных средств, это может стать существенным риском. Каждый вуз самостоятельно наполняет содержание дисциплины, и отсутствие единых методических рекомендаций, единых требований не даст возможности объективно отразить и оценить качество знаний студентов.

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  В целом положительное. Очень надеюсь, что снизится бюрократическая нагрузка на вуз, поскольку сейчас большая часть работы эксперта сконцентрирована на проверке огромного массива документов. Считаю, что в новой модели акцент сместится на оценивание качества подготовки студентов, которое должно соответствовать аккредитационным и мониторинговым показателям, а также требованиям стандарта.
Широкое общественно-профессиональное обсуждение новой модели проведения госаккредитации, инициированное Рособрнадзором, способствует выработке прозрачных критериев качества подготовки вузом выпускников.
Формат постоянного мониторинга соответствия деятельности вуза аккредитационным показателям будет стимулировать образовательные организации к повышению эффективности работы.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Основное ожидание – появление четких и выполнимых показателей мониторинга с учетом специфики подведомственности вуза и региональных аспектов, которые позволят выстроить внутреннюю систему обеспечения и гарантии качества образования при соблюдении аккредитационных требований и снижении бюрократической нагрузки на вуз.
Утверждение новой модели аккредитации облегчит жизнь только с точки зрения формирования пакетов документов и предоставления их в надзорные органы. Ежегодный мониторинг не позволит расслабиться никому: ни руководителю, ни коллективу.
Обсуждаемые показатели государственной аккредитации дают возможность и вузу, и надзорным органам в совокупности оценить подготовку обучающихся: от зачисления (аккредитационный показатель – средний балл ЕГЭ) через процесс обучения (аккредитационные показатели – ЭИОС, согласование ОПОП с работодателями, привлечение к реализации ОПОП практиков, остепененность научно-педагогических работников) до выпуска (аккредитационные показатели – успешно закончившие вуз выпускники, трудоустройство).

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Изначально должны быть определены показатели, которые достижимы и выполнимы. Важно представить методику расчета показателей для обсуждения широкой общественности.
При аккредитации планируется использовать такой показатель мониторинга, как «средний балл государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования студентов, принятых по его результатам на обучение по очной форме по соответствующим программам бакалавриата или специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами». Он всегда являлся показателем эффективности организаций общего образования.
Основой приема региональных университетов являются местные абитуриенты, а влиять на эффективность региональной системы общего образования вуз может незначительно. Добавим сюда миграцию выпускников школ, причем уезжают, в первую очередь, высокобалльники. Уезжают туда, где есть современная инфраструктура вуза и города, где можно устроиться во время учебы на хорошую работу, где предоставляют студенту широкие возможности для личностного развития. Поэтому, например, вузам федеральных центров проще обеспечивать высокий балл первокурсников, чем вузам провинциальных городов.
Самым существенным риском может стать оценка остаточных знаний студентов не по материалам образовательной организации. Сейчас нет единого содержания предметов, каждый вуз самостоятельно наполняет содержание дисциплины, и использование централизованных оценочных материалов не сможет объективно отразить качество знаний студентов. Для объективной оценки необходимо разработать единое содержание дисциплин, которые формируют универсальные и общепрофессиональные компетенции, а только затем проводить срез остаточных знаний в централизованном тестировании.
Сложно также объективно оценить и проверить такой показатель, как трудоустройство, поэтому его то вводили, то исключали из мониторинговых оценок эффективности деятельности вуза. Введение этого показателя также вызывает определенные риски при формировании результатов государственной аккредитации. Кроме того, не совсем ясно, как учитывать в этом показателе выпускников, призванных в ряды Вооруженных сил РФ, продолживших повышение профессионального мастерства в магистратуре, или молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?

эксперт

—  Важным показателем аккредитации является наличие внутренней системы оценки качества образовательной деятельности. В нашем вузе она, безусловно, есть. Однако подготовка к государственной аккредитации в 2021 году, меняющиеся акценты в содержании высшего образования, изменение нормативно-правовой базы на федеральном уровне привели нас к мысли о необходимости критически проанализировать действующую в вузе систему, доработать и переработать локально-нормативную базу.
Считаю, что в новой методике расчёта, в том числе, мы найдем для себя необходимые показатели для работы в этом направлении.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Выделю два объективных показателя качества: востребованность выпускника на рынке труда и анкетирование работодателей по вопросам качества подготовки выпускников.
Во-первых, имеет значение, в какой профессиональной сфере трудоустроился выпускник, будет ли это родственная или смежная область, либо что-то иное, абсолютно не связанное с полученной специальностью в вузе.
Во-вторых, также полезно знать мнение работодателей о качестве нашей работы, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше, что нужно в образовательной программе усилить, что сохранить, что изменить.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  В новом перечне обязательно должны учитываться региональные потребности и подведомственная специфика вуза.
Кроме того, полагаю, важно сохранить и требования ФГОС.
Видится, что можно было бы включить в перечень критериев также некоторые показатели профессионально-общественной аккредитации, такие как внешняя независимая оценка качества, привлечение к оценке качества подготовки выпускников профессиональных объединений.

Наверх