Экспертный совет. Эксперт: Бадма Катинович Салаев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Бадма Катинович Салаев

Ректор

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№136 (4) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Управление результатами интеллектуальной деятельности в университете – задача, решение которой требует комплексного подхода. С одной стороны, внедрение инноваций требует ликвидации имеющегося разрыва коммуникаций между научной средой и индустрией, с другой, чрезвычайно важна сформулированная политика по использованию РИД в самом вузе. В Калмыцком государственном университете определены перспективные направления, проекты и разработки как результаты интеллектуальной деятельности для возможного внедрения в производство. Выстроена система сотрудничества с региональными ведомствами и бизнесом. Предусмотрен механизм внутреннего применения и взаимодействия участников образовательного процесса при использовании баз данных РИД.

В «пакете предложений» университета – 189 изобретений, полезных моделей, программ для ЭВМ, баз данных, имеющих охранные документы и являющихся наиболее перспективными с точки зрения внедрения и последующей коммерциа-лизации. Среди них такие изобретения, как «Кормовая добавка для производства молодой баранины» или «Машина для уничтожения саранчи», последнее включено в список 20 лучших проектов 2021 года по решению Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  Программой развития КалмГУ на период до 2030 года определены следующие приоритетные исследования:
-фундаментальные исследования в области агробиотехнологий: геномы хозяйственно ценных видов животных, выявление генов и генных сетей, контролирующих развитие ценных признаков для разработки молекулярных маркеров для селекции, маркер-ориентированная геномная селекция сельскохозяйственных животных;
-разработка новых наблюдательных и теоретических подходов в прогнозе космической погоды по данным наземных наблюдений;
-механизмы гомеостаза, обновления клеток и регенерации тканей, исследования влияния природных факторов на гомеостаз различных систем организма;
-рациональное использование и геоботаническое обследование земель Республики Калмыкия. Экология Прикаспийского региона;
-качественное развитие агропромышленного комплекса на основе инновационных технологий и цифровой экономики в условиях мировых интеграционных процессов;
-состояние и динамика развития современного российского общества: социальная структура, социальные институты и общественное сознание, уровень и качество жизни;
-сохранение биологического разнообразия и биологических ресурсов Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия). Формирование общественного сознания по проблеме сохранения биоразнообразия и биологических ресурсов;
-актуальные вопросы востоковедения: исследование тюрко-монгольских цивилизационных контактов. Буддизм и глобальные вызовы современного мира.

Для получения значимого результата в фундаментальных и прикладных научных исследованиях необходимо существенно модернизировать имеющуюся материально-техническую базу по направлениям, представляющим наибольший интерес (в логике приоритетов СНТР). К настоящему времени на базе КалмГУ создан Региональный центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных с повесткой в области агробиотехнологии, работает Центр наблюдения и анализа солнечной активности.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

эксперт

—  Самое главное и самое серьезное – это, конечно, не бояться трансформировать базовые процессы. Образование, при всей важности прикладных знаний, должно быть всё более фундаментальным. На мой взгляд, главный ответ на вызов неопределённости – концентрация на знаниях, которые не устаревают. Отсюда важнейшие характеристики будущей системы высшего образования:
-реализация активной позиции высшей школы: собственное инновационное предпринимательство, работа на мировом рынке образования, исследований и разработок;
-ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей постиндустриальной экономики (IT-, нано-, биотехнологии);
-превращение высшей школы в главный институт развития для страны и региона (во вторую очередь – «кузница» кадров).

В условиях быстро меняющегося мира трудно прогнозировать, какие именно знания пригодятся сегодняшним студентам через 10-15 лет. Поэтому ключевой характеристикой также считаю адаптивность, способность наших выпускников отвечать на новые вызовы. Как следствие, на первый план выходят универсальные навыки: умение учиться, работать с информацией и быстро осваивать новые технологии, способность критически мыслить и творчески подходить к решению задач. И потому перед университетами уже сегодня стоит непростая задача – научиться развивать эти навыки у студентов, параллельно давая им узкопрофессиональные знания по выбранной специальности.

Еще один важный тренд – попытка дать студентам возможность выбирать, какие именно предметы они хотят изучать и каким образом. Студенты должны получить возможность двигаться по индивидуальной траектории, выбирая сочетания интересных им предметов и степень погружения в каждый из них. Такой подход существенно повысит мотивацию, даст студентам реальный контроль над собственным развитием, а вместе с ним и чувство ответственности и вовлеченности. И я думаю, что эта индивидуализация будет развиваться.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  Национальная система высшего образования должна обеспечить нашей стране динамичное развитие и лидирующие позиции в мире.

Мысль о необходимости обратиться к опыту советской системы образования в решении проблем современной высшей школы в последнее время звучит всё на-стойчивее. Однако при решении вопроса о том, что следует взять из советской школы, есть опасность пойти по пути заимствования тех или иных фрагментов, упуская ее сущностные особенности. Основная из них – это целенаправленная системная работа по формированию мировоззрения человека.

Далее. Все высшее образование советского периода было привязано к процессам, технологиям и методикам, реализуемым на конкретных предприятиях и организациях страны. Зачастую первые экспериментальные образцы техники или новые технологические методы изначально поступали в вузы, для подготовки кадров, и лишь затем ими массово обеспечивались отрасли экономики. По завершению обучения выпускники, уже знакомые с передовой техникой и технологиями, уходили работать по централизованному распределению. Было бы полезным эту систему возродить.

В современной модели высшего образования представляется важным сохранить и оптимально использовать грантовую систему поддержки науки, предварительно определив направления совершенствования этой системы применительно к сегодняшним условиям российского научно-технического комплекса.

№135 (3) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Новая модель государственной аккредитации качественно отличается от ранее существовавшей. Во-первых, перенос акцента с качества и количества документов, ранее представляемых вузами для прохождения процедуры аккредитации, на само качество. Это очень радует.

Во-вторых, считаю, что бессрочная аккредитация позволит вузам работать более системно, совершенствуя подготовку специалистов в соответствии с государственными стандартами и изменяющимися требованиями ведущих работодателей.

В целях более успешного внедрения новой модели, от государства, как от одного из институциональных гарантов качества высшего образования, вузы ожидают методического обеспечения проведения процедуры аккредитационного мониторинга и федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования – для понимания механизмов их функционирования, сроков проведения и форм подтверждения соответствия вуза показателям данных систем контроля.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Работа над показателями велась продолжительное время с привлечением широкого экспертного сообщества. Набор показателей соответствует изначально сформулированным к ним требованиям в части количества, четкости формулировок, их приоритетности, а также удельного веса каждого показателя в итоговой оценке. Что же касается методики их расчета, то надеемся, что она будет такой же проработанной, как и сами показатели.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Все эти показатели не стали для нас каким-то открытием, поскольку все они так или иначе применялись ранее в различных мониторингах, рейтингах, вузовских отчетах. Над их выполнением коллектив университета работает не первый год. Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного контроля (надзора)) лишь объединили их в единую систему и предусматривают комплексную работу вуза по их ежегодному выполнению. Выход нового нормативного акта, а тем более новых аккредитационных показателей, требует корректировки работы различных структур университета, деятельность которых так или иначе связана с выполнением указанных в нем требований. Поэтому работа по совершенствованию функционирования структур университета нами уже ведется и особых сложностей не представляет.

№132 (8) '2021
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Для университетов 2021 год запомнится запуском самой масштабной программы трансформации высшей школы – «Приоритет-2030». Такие долгосрочные программы крайне важны для создания стабильных и престижных рабочих мест в области науки, для привлечения в Россию талантов со всего мира и ускорения развития страны.
Ещё одна ключевая инициатива – объявление Года науки и технологий. Российская наука стремительно развивается. В 2021 году ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана за рубежом. В течение всего года при поддержке государства проходили просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускались образовательные платформы и конкурсы. Всё это, уверен, будет способствовать привлечению талантливой молодежи в сферу науки и технологий, повышению вовлеченности профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации. Каким образом они должны повлиять на её дальнейшее развитие?

эксперт

—  Уходящий год был богат на события. Для нас важнейшим из них, безусловно, является участие КалмГУ в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и вхождение в число участников этой масштабной программы – всего их 121.
На данном этапе нам предстоит реализация инициатив, заложенных в новой программе развития университета. И мы уже приступили к осуществлению самых масштабных.
Так, в 2021 году Правительство Республики Калмыкия выделило университету грант из регионального бюджета в размере 30 млн. рублей на создание центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных. Это явное признание заслуг учёных-аграриев нашего университета, когда практическая реализация задачи национального масштаба поручена команде классического университета. Правительством региона перед центром поставлена задача по внедрению геномных исследований крупного рогатого скота, по отработке практики селекционно-племенной работы для сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Итогом системной работы в этом направлении является успешное лицензирование в 2021 году новых направлений подготовки медицинского профиля «Лечебное дело» и «Педиатрия». В этом мы видим вклад университета в устранение кадрового дефицита в здравоохранении республики, а также в борьбу с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Стратегическая повестка КалмГУ на 2022 год связана с трансформацией всех основных направлений деятельности вуза. К ключевым из них следует отнести создание центра цифровой трансформации региона, открытие 2 лабораторий мирового уровня – по востоковедению и наблюдательной астрономии. В образовательной сфере будут масштабированы практики университета по разработке сетевых образовательных программ и программ двойных дипломов. Получит развитие процесс индивидуализации образовательных траекторий.

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  В целом – положительное. На процедуру гос­аккредитации уходило много времени, сил и средств. Поправки в закон позволят снизить нагрузку на вузы и уделить больше внимания качеству подготовки обучающихся.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Введение нового подхода к аккредитации во многом облегчит жизнь вузу. Процедура аккредитации – это большой стресс как для самой организации (ее сотрудников, преподавателей), так и для студентов. Вместе с тем новая модель предполагает не только постоянную, системную работу по обеспечению качества образования, соответствия вуза аккредитационным показателям, но и регулярный мониторинг их выполнения со стороны Рособрнадзора.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Плюсы есть. Это и бессрочный характер аккредитации, и снижение нагрузки на вузы, связанной с регулярной подготовкой документов для прохождения аккредитации. И главное – первоочередной становится оценка качества подготовки обучающихся.
О рисках говорить пока рано, так как сам механизм проведения аккредитации и аккредитационные показатели еще находятся в стадии разработки.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Изменение законодательства в части обеспечения качества образовательной деятельности, безусловно, влечет за собой внесение изменений во внутривузовскую систему оценки качества образования. На сегодняшний день очевидным является:
• включение мониторинга открытых данных вуза в систему оценки качества образования;
• использование в процедуре самообследования фондов оценочных средств, рекомендованных на федеральном уровне для оценки универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также оценку остаточных знаний студентов на всех уровнях образования;
• более тесное взаимодействие с работодателями в части обеспечения качества подготовки и трудоустройства выпускников.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Качество образования – многокомпонентное понятие. И наиболее значимой составляющей, на мой взгляд, является востребованность выпускника на рынке труда, те результаты, которых он добивается как в вузе, так и после его окончания.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для изме­рения качес­тва вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне гос­аккредитации?

эксперт

—  Задача вузов – готовить студентов к профессиональной деятельности в соответствующих отраслях, обеспечить эти отрасли качественными трудовыми ресурсами. Соответственно и оценивать качество обучения должны те, кто потом принимает наших выпускников на работу. Эта оценка должна исчисляться не только в количественном выражении (процент трудоустроившихся), но и в качественном (например, оценка работодателем качества подготовки выпускников). Вариантов реализации качественной оценки выпускников много: это и опросы, анкетирование, положительные отзывы, наличие рекламаций на выпускников и прочее.
В настоящее время мотивы поступления на ту или иную программу зачастую сводятся к возможности прохождения по баллам в рамках конкурса и никак не связаны с желание строить карьеру по выбранному направлению. А это сказывается и на проценте профильного трудоустройства.

Наверх