Экспертный совет. Эксперт: Александр Сергеевич Рыжинский. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Александр Сергеевич Рыжинский

Ректор

Российская академия музыки имени Гнесиных

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Определяющими развитие отечественного высшего образования на ближайшие несколько лет, безусловно, являются Поручения Президента России В.В. Путина по итогам Послания Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года, направленные на реформирование высшего образования. Это очень важный для страны момент, который позволит вернуться к тем методологическим основам советской высшей школы, которые несмотря на то, что успешно работали, были отброшены в связи с тотальным переходом на трехуровневую систему высшего образования в 2013 году. Вместе с тем, последнее десятилетие в области «Искусство и культура» мы достигли определенного компромисса в параллельном выстраивании образовательных траекторий в рамках как трехфазной (бакалавриат – магистратура – ассистентура-стажировка), так и двухфазной (специалитет – ассистентура-стажировка) моделей и эти наработки очень важно не потерять. Сегодня вузовское сообщество активно работает в обсуждении будущего системы высшего образования. Последнее совещание ректоров в Сириусе с министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым в конце ноября показало, что у каждой из областей образования есть своя специфика, которая должна быть учтена в образе новой модели высшей школы. Я очень надеюсь, что эта работа будет продолжена в следующем 2024 году и приведет не только к внесению давно назревших изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но и позволит сформировать новый актуальный федеральный государственный образовательный стандарт, учитывающий специфические отличия различных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Самым важным для Российской академии музыки имени Гнесиных в 2023 году стало проведение целого ряда замечательных мероприятий, посвященных 150-летию нашей основательницы – Елены Фабиановны Гнесиной. Творческие школы и концерты гнесинских музыкантов состоялись в десятках российских регионов и в 18 странах мира. Мы открыли и новую образовательную программу – «Мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (вид – орган)». Эта крайне востребованная в стране профессия до сих пор не имела государственной образовательной программы. В следующем году мы планируем открыть обучение и фортепианных мастеров. Подобная программа вполне может реализовываться параллельно с программой высшего образования, и те студенты, которые освоят обучение по профессии, смогут таким образом получить дополнительную квалификацию. Параллельно с этим мы разрабатываем и программы дополнительного профессионального образования для наших студентов, которые также позволят им получить дополнительную квалификацию, востребованную на рынке труда. Свидетельством результативности образовательных, творческих, научных стратегий академии явилось увеличение числа иностранных обучающихся в общем контингенте студентов почти до 25%, увеличилось и число стран, студенты которых обучаются у нас – до 50. Среди них не только страны СНГ, Азии, но и страны Латинской Америки, США, европейские государства.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  2024 год для Российской академии музыки имени Гнесиных – особый. Он будет полностью посвящен юбилею Е.Ф. Гнесиной. Мы продолжим проведение всероссийских и международных творческих школ. Пройдет масштабный всероссийских детский фестиваль, Первый московский международный конкурс пианистов имени Е.Ф. Гнесиной. Выйдут в свет собрания сочинений Е.Ф. Гнесиной, М.Ф. Гнесина и Ф.Е. Витачека. Мы продолжим реализацию двух наших стратегических проектов в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030». Так, центром научного стратегического проекта станет «Карта музыкальной науки России». В рамках сотрудничества с Научной электронной библиотекой планируется взаимный обмен данными, представление сведений о проекте академии на портале eLIBRARY.RU. Ядром образовательного стратегического проекта станет Центр творческих компетенций, который будет развиваться по четырем основным направлениям своей деятельности:

- Реализация программ дополнительного образования (цель – удовлетворение повышенного спроса на творческую самореализацию граждан);
- Иммерсивный центр национальных культур (цель – укрепление национальной идентичности, в том числе среди молодежи, популяризация национальных культур нашей страны); 
- Лаборатория прикладных исследований и инновационных разработок (цель: производство научных исследований и практических разработок, направленных на создание нового программного обеспечения для креативных индустрий);
- Акселератор экспериментальных проектов (цель – интеграция различных видов искусств с помощью новых технологий).

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Реформа системы государственной аккредитации – важный шаг к реализации прописанных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» норм об автономии образовательных организаций в определении содержания образования. В то же время при сохранении тенденции к «рамочности» федеральных государственных образовательных стандартов сегодня необходимо усилить значение федеральных учебно-методических объединений, профессиональных сообществ в формировании единых подходов к оценке качества подготовки выпускников. Одним из возможных инструментов могла бы выступить процедура независимой оценки качества образования, проводимая с применением единых (федеральных) фондов оценочных средств, прошедших экспертизу соответствующего федерального УМО, советов по профессиональным квалификациям.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Работу над проектом аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования Минобрнауки России проводило в постоянном контакте с профессиональным сообществом. Результатом этого явилась подготовка прозрачных, понятных критериев для оценки базовых основ реализации образовательных программ. При этом представляется важным – сочетать мониторинг выполнения аккредитационных показателей с процедурой независимой оценки качества образования. Однако проведение подобной процедуры необходимо доверять лишь ограниченному числу организаций. Идеальным было бы проведение независимой оценки качества содержания образования теми же экспертными организациями, что включены сегодня Рособрнадзором в реестр аккредитованных экспертных организаций в области государственной аккредитации образовательной деятельности.
Попутно отмечу, что аккредитационные показатели по образовательным программам среднего профессионального образования, подготовленные Минпросвещения России, напротив, нуждаются в серьезной доработке. В сравнении с показателями высшего образования по отношению к образовательным программам укрупненных групп профессий и специальностей области образования «Искусство и культура» они смотрятся крайне общими, не связанными с содержанием федеральных государственных образовательных стандартов СПО.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Одним из наиболее сложных для вузов, но объективно необходимых показателей качества высшего образования является показатель уровня востребованности выпускников, в особенности целевиков. К сожалению, не совсем понятно, как именно будут собираться объективные данные, позволяющие сделать вывод о выполнении/невыполнении данного показателя. Особо хочу отметить проблему целевого обучения. Ответственность вузов детально прописана в нормативно-правовых актах. Но важно так же детально прописать и ответственность организаций-работодателей. Не только вопрос гарантий трудоустройства выпускников, но и проблема целевого приема должна решаться совместно образовательными организациями и организациями-работодателями. Необходимо, чтобы в этом процессе принимали участие государственные организации, контролируемые своими учредителями. Таким образом можно усилить взаимодействие вузов и работодателей.

Наверх