Экспертный совет. Эксперт: Сергей Анатольевич Иванов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Сергей Анатольевич Иванов

Ректор

Забайкальский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Для отечественной высшей школы 2021 год стал очередным испытанием на прочность. И все же – несмотря на сложности, связанные с противостоянием распространению новой короновирусной инфекции, – активно продолжилась работа над развитием приоритетных направлений и выстраиванием перспектив.
К таким направлениям я отношу запуск самой масштабной в истории страны программы государственной поддержки российских университетов «Приоритет-2030». Ее главная миссия – формирование группы вузов-лидеров, которые будут создавать новые знания и технологии для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Победителями программы и участниками так называемой базовой части стали 106 вузов разной направленности. А 15 вузов, включая наш университет, вошли в состав кандидатов на участие в программе.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  В 2021 году ЗабГУ представил программы трех проектов, направленных на партнерство вуза, власти и бизнеса региона. Все они нацелены на то, чтобы вуз стал полноценным партнером для власти и бизнеса региона. Так, в рамках первого проекта «Эко-трансформация Забайкалья» университет предлагает для внедрения на территории края свои разработки. Главной идеей второго проекта – «Технологический прорыв Забайкальского края» – является коммерциализация разработок в сфере энергетики, горнорудной промышленности и строительства по запросу бизнеса, предприятий реального сектора экономики и региональной власти. Третий стратегический проект – «Молодые профессионалы – кадры будущего». При его реализации предполагается подготовка специалистов различных направлений, увеличение доли молодых ученых, развитие цифровизации и IT-технологий во всех сферах деятельности.
Успех программы развития ЗабГУ будет связан с эффективным взаимодействием между регионом и вузом. Поддержка университета со стороны региональных органов власти была одним из условий участия в программе «Приоритет-2030». Мы такую поддержку получили: в письме правительства Забайкальского края говорится, что субъект поддержит университет в реализации мероприятий программы развития, в том числе финансово.
Основное внимание при финансировании будет обращено на развитие науки и вовлечение молодежи. Помимо этого изменения коснутся и самого университета. Одна из задач – создать фонд, связанный с дополнительными внешними, финансовыми и иными вливаниями в вуз.
Красной нитью относительно целей и перспектив программ, разработанных ЗабГУ, проходит задача развития человеческого капитала и снижения миграционного оттока талантливой молодежи. Участие в «Приоритете-2030», взаимодействие вуза с властью и бизнесом – мощный толчок для края в плане социально-экономического развития.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Повесткой-2022 для Забайкальского госуниверситета станет работа на достижение статуса полноправного участника федеральной программы стратегического академического развития «Приоритет-2030».
В ноябре в Хабаровске прошла стратегическая сессия «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке». Основное внимание было уделено решению проблемы неблагоприятной демографической ситуации, связанной с оттоком населениям (преимущественно молодых людей) с территорий Дальнего Востока. Итоги работы представителей Забайкальского края в стратегической сессии обсуждали на расширенном заседании ученого совета с участием совета ректоров высших учебных заведений региона и вице-премьера Забайкалья Татьяны Цымпиловой.
Сегодня у вуза сложились деловые партнерские взаимоотношения с правительством края. Университет выиграл разработку концепции и программы социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года. Это очень серьезное намерение и большая ответственность.
ЗабГУ готов активно участвовать в реализации мероприятий, направленных на трансформацию высшего образования и сети университетов ДФО, с еще большей отдачей включаться во все направления стратегического развития каждого региона и в целом Дальнего Востока. Тем более, правительством страны планируется выделение средств на развитие Дальневосточного макрорегиона. В том числе будут определены суммы и для вузов. Понятно, что вопросы финансирования являются важным аспектом для реализации перспектив и планов.
Еще одна ключевая точка – цифровизация, без которой ныне невозможно существование любой организации – как бизнеса, так и социальной сферы. Забайкальский госуниверситет активно включился в деятельность по развитию цифровизации, став в 2021 году участником соответствующей программы Министерства науки и высшего образования РФ. На ее реализацию выделено более 19 млн рублей из федерального бюджета, что поз-волит не только обновить материально-техничес-
кую базу, но и повысить уровень IT-компетенций сотрудников университета.
Командой университета также подготовлена долгосрочная стратегия цифровой трансформации вуза до 2030 года. Ее основные направления – модернизация инфраструктуры, создание цифровой экосистемы сервисов университета и формирование новых (цифровых) компетенций как у менеджеров, так и профессорско-преподавательского состава. Проект стратегии 1 декабря 2021 года направлен в Минобрнауки РФ для экспертной оценки.
В целом, в наступившем 2022 году ЗабГУ продолжит свою работу по развитию приоритетных направлений деятельности – образования и науки – с учетом интересов региона и его жителей.

№130 (6) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  За несколько последних лет понятие аккредитации совершенно изменилось. Прежде всего – ее целевой функции. Ничего не осталось от механизмов мотивации: таких, например, как изменение или установление аккредитационного статуса, поскольку при государственной аккредитации речь идет о «подтверждении». А право на выдачу документов об образовании государственного образца закон заменил на «документы установленного образца», и это право тоже не зависит от государственной аккредитации. Необходимость открытия новых востребованных сферой труда, государством направлений подготовки свидетельствует об отсутствии необходимости их государственной аккредитации.
Влияние времени, безусловно, требует изменений в процедуре проведения государственной аккредитации, поэтому введение модели бессрочной аккредитации воспринимается в целом положительно. Многое будет зависеть от аккредитационных показателей.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Обновленная процедура госаккредитации должна проводиться с учетом специфики различных вузов, региональных аспектов.
Подготовка к аккредитации – процесс долгий, сложный и кропотливый, затрагивающий весь коллектив университета: от отдела кадров до руко­водителей структурных подразделений и ректора. Необходимо готовить очень большое количество документов. Технологии не стоят на месте: решение уходить от кропотливой бумажной работы и формализма в пользу современных методов, введение бессрочной аккредитации упростят жизнь университета. А у преподавателей останется больше времени на свою непосредственную деятельность – работу со студентами и научные изыскания.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Хочется выразить надежду, что процедура аккредитации будет являться процедурой оценки и признания качества образования (как в международной практике), а не процедурой контроля.
Есть определённые опасения по поводу предлагаемой модели. Они связаны с тем, что «страшная» (как это выглядит сейчас. – Авт.) аккредитация на шесть лет может смениться ежегодной – наверное, не менее сложной.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Показатели, по которым будет проводиться государственная аккредитация новых образовательных программ после марта 2022 года, а также осуществляться надзор и контроль образовательных организаций со стороны государства, пока ещё не определены. Не понятно, каким требованиям должен соответствовать вуз, и на выполнение каких показателей его деятельности руководство образовательной организации должно обращать внимание.
Состояние неопределённости создаёт большое количество рисков для образовательной организации, поскольку в основу контрольно-надзорных мероприятий в будущем ляжет риск-ориентированный подход. Но сегодня нормативно-правовой базы, регулирующей его, нет. Поэтому коллектив университета продолжает вести внутренний контроль наличия и полноты учебно-методической документации, необходимой для обеспечения качественного образовательного процесса, организует процедуры внутренней оценки качества образования, максимально участвует во внешних процедурах независимой оценки качества образования.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Обновленная процедура госаккредитации должна соответствовать современным задачам подготовки кадров. Объективным показателем качества образования организации должно является качество подготовки её выпускников
В мировой практике аккредитация – это процедура.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  На наш взгляд, новая модель государственной аккредитации должна предполагать переход от оценки соответствия образовательных программ ФГОС к оценке качества подготовки обучающихся.
А это, в первую очередь, оценка сформированности профессиональных компетенций, которая должна проводиться независимыми организациями в рамках осуществления практической подготовки в профильных организациях, сопряжения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций центрами оценки компетенций. Соответствие профессиональным стандартам должно быть целью подготовки специалиста, а соответствие образовательным стандартам – инструментом ее достижения, причём далеко не единственным.
Еще один показатель, который может учитываться, – качество профессорско-преподавательского состава вуза. Сегодня появилась «удаленная профессура», читающая лекции прямо из своих кабинетов, находящихся в других регионах. Университеты теперь все чаще комбинируют дистанционный и очный форматы занятий. Одним словом, дистанционное обучение, даже частичное, ломает существующую модель проверок.
Также в качестве аккредитационного показателя может использоваться оценка трудоустройства выпускников.

Наверх