Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?
— Для отечественной высшей школы 2021 год стал очередным испытанием на прочность. И все же – несмотря на сложности, связанные с противостоянием распространению новой короновирусной инфекции, – активно продолжилась работа над развитием приоритетных направлений и выстраиванием перспектив.
К таким направлениям я отношу запуск самой масштабной в истории страны программы государственной поддержки российских университетов «Приоритет-2030». Ее главная миссия – формирование группы вузов-лидеров, которые будут создавать новые знания и технологии для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Победителями программы и участниками так называемой базовой части стали 106 вузов разной направленности. А 15 вузов, включая наш университет, вошли в состав кандидатов на участие в программе.
Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— В 2021 году ЗабГУ представил программы трех проектов, направленных на партнерство вуза, власти и бизнеса региона. Все они нацелены на то, чтобы вуз стал полноценным партнером для власти и бизнеса региона. Так, в рамках первого проекта «Эко-трансформация Забайкалья» университет предлагает для внедрения на территории края свои разработки. Главной идеей второго проекта – «Технологический прорыв Забайкальского края» – является коммерциализация разработок в сфере энергетики, горнорудной промышленности и строительства по запросу бизнеса, предприятий реального сектора экономики и региональной власти. Третий стратегический проект – «Молодые профессионалы – кадры будущего». При его реализации предполагается подготовка специалистов различных направлений, увеличение доли молодых ученых, развитие цифровизации и IT-технологий во всех сферах деятельности.
Успех программы развития ЗабГУ будет связан с эффективным взаимодействием между регионом и вузом. Поддержка университета со стороны региональных органов власти была одним из условий участия в программе «Приоритет-2030». Мы такую поддержку получили: в письме правительства Забайкальского края говорится, что субъект поддержит университет в реализации мероприятий программы развития, в том числе финансово.
Основное внимание при финансировании будет обращено на развитие науки и вовлечение молодежи. Помимо этого изменения коснутся и самого университета. Одна из задач – создать фонд, связанный с дополнительными внешними, финансовыми и иными вливаниями в вуз.
Красной нитью относительно целей и перспектив программ, разработанных ЗабГУ, проходит задача развития человеческого капитала и снижения миграционного оттока талантливой молодежи. Участие в «Приоритете-2030», взаимодействие вуза с властью и бизнесом – мощный толчок для края в плане социально-экономического развития.
Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.
— Повесткой-2022 для Забайкальского госуниверситета станет работа на достижение статуса полноправного участника федеральной программы стратегического академического развития «Приоритет-2030».
В ноябре в Хабаровске прошла стратегическая сессия «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке». Основное внимание было уделено решению проблемы неблагоприятной демографической ситуации, связанной с оттоком населениям (преимущественно молодых людей) с территорий Дальнего Востока. Итоги работы представителей Забайкальского края в стратегической сессии обсуждали на расширенном заседании ученого совета с участием совета ректоров высших учебных заведений региона и вице-премьера Забайкалья Татьяны Цымпиловой.
Сегодня у вуза сложились деловые партнерские взаимоотношения с правительством края. Университет выиграл разработку концепции и программы социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года. Это очень серьезное намерение и большая ответственность.
ЗабГУ готов активно участвовать в реализации мероприятий, направленных на трансформацию высшего образования и сети университетов ДФО, с еще большей отдачей включаться во все направления стратегического развития каждого региона и в целом Дальнего Востока. Тем более, правительством страны планируется выделение средств на развитие Дальневосточного макрорегиона. В том числе будут определены суммы и для вузов. Понятно, что вопросы финансирования являются важным аспектом для реализации перспектив и планов.
Еще одна ключевая точка – цифровизация, без которой ныне невозможно существование любой организации – как бизнеса, так и социальной сферы. Забайкальский госуниверситет активно включился в деятельность по развитию цифровизации, став в 2021 году участником соответствующей программы Министерства науки и высшего образования РФ. На ее реализацию выделено более 19 млн рублей из федерального бюджета, что поз-волит не только обновить материально-техничес-
кую базу, но и повысить уровень IT-компетенций сотрудников университета.
Командой университета также подготовлена долгосрочная стратегия цифровой трансформации вуза до 2030 года. Ее основные направления – модернизация инфраструктуры, создание цифровой экосистемы сервисов университета и формирование новых (цифровых) компетенций как у менеджеров, так и профессорско-преподавательского состава. Проект стратегии 1 декабря 2021 года направлен в Минобрнауки РФ для экспертной оценки.
В целом, в наступившем 2022 году ЗабГУ продолжит свою работу по развитию приоритетных направлений деятельности – образования и науки – с учетом интересов региона и его жителей.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— За несколько последних лет понятие аккредитации совершенно изменилось. Прежде всего – ее целевой функции. Ничего не осталось от механизмов мотивации: таких, например, как изменение или установление аккредитационного статуса, поскольку при государственной аккредитации речь идет о «подтверждении». А право на выдачу документов об образовании государственного образца закон заменил на «документы установленного образца», и это право тоже не зависит от государственной аккредитации. Необходимость открытия новых востребованных сферой труда, государством направлений подготовки свидетельствует об отсутствии необходимости их государственной аккредитации.
Влияние времени, безусловно, требует изменений в процедуре проведения государственной аккредитации, поэтому введение модели бессрочной аккредитации воспринимается в целом положительно. Многое будет зависеть от аккредитационных показателей.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Обновленная процедура госаккредитации должна проводиться с учетом специфики различных вузов, региональных аспектов.
Подготовка к аккредитации – процесс долгий, сложный и кропотливый, затрагивающий весь коллектив университета: от отдела кадров до руководителей структурных подразделений и ректора. Необходимо готовить очень большое количество документов. Технологии не стоят на месте: решение уходить от кропотливой бумажной работы и формализма в пользу современных методов, введение бессрочной аккредитации упростят жизнь университета. А у преподавателей останется больше времени на свою непосредственную деятельность – работу со студентами и научные изыскания.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Хочется выразить надежду, что процедура аккредитации будет являться процедурой оценки и признания качества образования (как в международной практике), а не процедурой контроля.
Есть определённые опасения по поводу предлагаемой модели. Они связаны с тем, что «страшная» (как это выглядит сейчас. – Авт.) аккредитация на шесть лет может смениться ежегодной – наверное, не менее сложной.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Показатели, по которым будет проводиться государственная аккредитация новых образовательных программ после марта 2022 года, а также осуществляться надзор и контроль образовательных организаций со стороны государства, пока ещё не определены. Не понятно, каким требованиям должен соответствовать вуз, и на выполнение каких показателей его деятельности руководство образовательной организации должно обращать внимание.
Состояние неопределённости создаёт большое количество рисков для образовательной организации, поскольку в основу контрольно-надзорных мероприятий в будущем ляжет риск-ориентированный подход. Но сегодня нормативно-правовой базы, регулирующей его, нет. Поэтому коллектив университета продолжает вести внутренний контроль наличия и полноты учебно-методической документации, необходимой для обеспечения качественного образовательного процесса, организует процедуры внутренней оценки качества образования, максимально участвует во внешних процедурах независимой оценки качества образования.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Обновленная процедура госаккредитации должна соответствовать современным задачам подготовки кадров. Объективным показателем качества образования организации должно является качество подготовки её выпускников
В мировой практике аккредитация – это процедура.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— На наш взгляд, новая модель государственной аккредитации должна предполагать переход от оценки соответствия образовательных программ ФГОС к оценке качества подготовки обучающихся.
А это, в первую очередь, оценка сформированности профессиональных компетенций, которая должна проводиться независимыми организациями в рамках осуществления практической подготовки в профильных организациях, сопряжения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций центрами оценки компетенций. Соответствие профессиональным стандартам должно быть целью подготовки специалиста, а соответствие образовательным стандартам – инструментом ее достижения, причём далеко не единственным.
Еще один показатель, который может учитываться, – качество профессорско-преподавательского состава вуза. Сегодня появилась «удаленная профессура», читающая лекции прямо из своих кабинетов, находящихся в других регионах. Университеты теперь все чаще комбинируют дистанционный и очный форматы занятий. Одним словом, дистанционное обучение, даже частичное, ломает существующую модель проверок.
Также в качестве аккредитационного показателя может использоваться оценка трудоустройства выпускников.