Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Безусловно, процедура государственной аккредитации вузов выходит на новый уровень. И, поскольку в зону ответственности нашего федерального университета входят два стратегически значимых макрорегиона: Дальний Восток и Арктическая зона Российской Федерации, мы понимаем всю важность развития вуза, которое должно соответствовать как социально-экономическим целям, задачам и потребностям данных территорий, так и современным требованиям к качеству образования.
Оценка качества подготовки студентов, сформированности их компетенций – важная составляющая аккредитационных показателей. Каждый вуз самостоятельно развивается в соответствии с выбранной миссией и приоритетами научно-образовательной деятельности. При этом, требования ко всем вузам страны должны быть «интегрированными», что позволит им устойчиво развиваться. Критерий качества образования – это, прежде всего, высокая востребованность и применимость полученных знаний в конкретных условиях для достижения поставленных целей. Качество также определяется фундаментальностью и глубиной полученных знаний в определенной профессиональной области. Методическая поддержка в вопросах обеспечения качества образования со стороны государства в данном контексте, безусловно, является наиболее актуальной и необходимой.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— Да, в ноябре 2021 года утвержден перечень аккредитационных показателей по образовательным программам, направленный на определение уровня поступающих абитуриентов, условий реализации образовательной программы, доли трудоустроившихся выпускников и т. д. Поначалу не было ясности, каким образом будет проводиться расчёт аккредитационных показателей отдельного вуза, поэтому образовательные организации с нетерпением ожидали утверждения методических рекомендаций. Учитывая, что вся информация для оценки показателей будет браться из открытых источников, в том числе с сайта образовательной организации, значительно возрастают требования к качеству содержания размещенной информации и её своевременному обновлению.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Прежде отмечу, что в СВФУ налажена система по проведению аналитической работы, своевременному выявлению проблем, позволяющая принимать оперативные решения.
Если говорить о проблемах, то не секрет, что многие выпускники школ Якутии с высокими баллами ЕГЭ стремятся поступить в столичные вузы. Поэтому, с одной стороны, необходимо расширять механизмы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи наших территорий, включая помощь в самоопределении и профессиональной ориентации, с другой – усиливать привлекательность программ СВФУ, в частности, через персонализацию образовательной траектории обучающихся, ее адаптацию к индивидуальным образовательным потребностям абитуриентов.