Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?
— Когда академик Лаврентьев задумывал Новосибирский Академгородок, одной из главных целей была реализация связки «образование – наука – промышленность», которая получила название «треугольник Лаврентьева». Позже, эта идея подзабылась, но сейчас блок треугольника Лаврентьева под условным названием «взаимодействие с индустрией» стал весьма актуальным.
Минцифры планирует ввести требования по участию IT-компаний в обучении студентов профильных специальностей в вузах и кардинально увеличить объем их вовлечения в процесс обучения. Поскольку качество обучения является критичной проблемой, участие IT-компаний в процесс обучения будет условием сохранения льгот. Такая обязанность должна повысить качество обучения и обеспечить «кадровый суверенитет», о котором в своем выступлении в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ- 2024) говорил Президент РФ В.В. Путин.
Данная модель применима и в других отраслях экономики. Так, Нижегородский технический университет имеет большой опыт работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас испытывают «кадровый голод» в технических специалистах, инженерах (нехватка составляет около 20 %). Также нужны рабочие различных специальностей (дефицит составляет свыше 40 %). В настоящее время важно направить усилия государства, предприятий и других заинтересованных лиц на создание национальной системы подготовки специалистов для данной отрасли, в целях совершенствования кадрового обеспечения предприятий ОПК.
Для подготовки высококвалифицированных выпускников с использованием новых подходов к практико-ориентированной деятельности необходимо ввести изменения в соответствующие требования стандартов ФГОС ВО 09.00.00 укрупнённой группы направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника», в части увеличения численности педагогических кадров с предприятий. В настоящее время требования стандартов к кадровым условиям реализации программ бакалавриата «не менее 5 % численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата от предприятий».
Абитуриент изначально должен знать, что будет обучаться по образовательной программе, где преподают сотрудники успешных компаний, где будут решаться реальные задачи от представителей индустриальных партнеров.
Образовательная политика университета должна быть выстроена в соответствии с запросами рынка труда, совместно с индустриальными партнерами, особое значение должно быть уделено освоению фундаментальных дисциплин, в области математики и информатики. Необходимо уделять пристальное внимание открытию и модернизации образовательных программ. В НГТУ рецензирование таких программ индустриальными партнерами является обязательным. Очень важно оценить, какие именно цифровые профессии и компетенции востребованы в регионе, чтобы в дальнейшем проектировать соответствующие образовательные программы.
Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
— В данной модели мы видим больше положительных качеств, чем отрицательных:
- подготовка высококвалифицированных выпускников с использованием новых подходов к практико-ориентированной организации инженерно-технической подготовки, с использованием новой инфраструктуры обучения в зоне предприятий;
- актуализация компетентностной модели выпускника с учетом профиля профессиональных компетенций, востребованных на предприятии, формирование условий объективной/внешней оценки результатов обучения работодателями, сокращение адаптационного периода при трудоустройстве выпускников на предприятие;
- предоставление обучающимся возможности получения практического профессионального опыта на высокотехнологичных рабочих местах с привлечением крупнейших представителей индустрии для образовательной деятельности и программ наставничества при проведении практической подготовки.
Минусы предложенной модели: сам термин «принуждение к партнерству» вызывает отторжение. Некая формализация отношений возможна, но значимость целеполагания модели значительна. Не всегда учитывается потребность региона при реализации образовательных проектов, имеется несоответствие традиционных школьных и вузовских программ реальным нуждам компаний и предприятий.
Модель поможет решить следующие ключевые проблемы образовательных организаций: повышение качества подготовки обучающихся, способность уверенно адаптироваться к условиям существенных изменений и требований к уровню цифровизации производственных процессов, подготовка практико-ориентированных специалистов, обладающих как профессиональными (нard skills), так и универсальными и социальными (soft skills) компетенциями.
В вопросе подготовки кадров встречаются два подхода со стороны учебного учреждения и со стороны предприятия. Полученные в университете знания и навыки часто не соответствуют требованиям работодателя, которые вынуждены тратить ресурсы на то, чтобы сформировать у новых сотрудников действительно нужные компетенции. Для решения проблемы индустриальным партнерам необходимо научиться формулировать свои требования к квалификации выпускников так, чтобы это было понятно специалистам в образовании. А затем закреплять эти выработанные перечни компетенций в профессиональных стандартах.
Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
— Практика с нулевым периодом адаптации на предприятиях и формированием новых линеек высокотехнологичных продуктов для атомной отрасли в связке «образование – наука – промышленность» в передовой инженерной школе. Проект «ПИШ» уже с первых месяцев динамично развивается как в плане научных исследований, так и в образовательной сфере.
Более 20% дисциплин ПИШ преподают инженеры- практики индустриальных партнеров. Запуск механизма наставничества с участием опытных инженеров с предприятий обеспечивает практическую направленность применяемых образовательных технологий. Подготовка базируется на перспективных научных исследованиях, проводимых совместно с высокопроизводительным сек- тором экономики – предприятиями ГК «Росатом». Исследования направлены на решение фронтирных задач атомной отрасли: новые реакторные установки, цифровые системы, новые материалы и кибербезопасность, инженерные системы для лазеров, водородная энергетика.
Наблюдаемые положительные результаты и высокий интерес со стороны промышленности свидетельствуют о правильности выбранного вектора развития. Посредством базовых кафедр по практической подготовке совместно с ведущими предприятиями Нижегородской области решаются многие проблемы.
Предприятия выделяют помещения и предоставляют высокотехнологичное оборудование. Помимо инфраструктуры привлекаются ведущие специалисты, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются и преподаватели НГТУ.
В НГТУ действуют 16 базовых кафедр по практической подготовке, из которых 11 кафедр – на предприятиях ОПК, где проходят практическую подготовку более 1500 обучающихся. НГТУ работает на реальный сектор экономики ОПК, что позволяет потенциальному работодателю приглядеться к своим будущим сотрудникам. Процент трудоустройства составляет 97,5%.
Доступ к современному оборудованию, и заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников.
Основные задачи и направления деятельности базовой кафедры:
- комплексное участие в реализации программы подготовки кадров с привлечением высокотехнологичной материально-технической базы, кадрового состава и программного обеспечения предприятия;
- проведение всех видов учебных занятий по дисциплинам и всех видов практик, с привлечением к учебному процессу высококвалифицированных работников и наставников;
- проведение совместных образовательных и научных мероприятий (олимпиад, семинаров, конференций), организация совместных научных и научно-методических публикаций, создание творческих коллективов с привлечением обучающихся, аспирантов и преподавателей для реализации совместных научно- исследовательских проектов.