Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?
— Сегодня приоритетный инструментарий в образовательном процессе НВГУ – это взаимодействие университета с работодателями. Стратегическое партнерство с ключевыми предприятиями-работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать проектно-технологические магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры и учебно-производственные площадки и лаборатории.
Самый традиционный и популярный способ взаимодействия – это практическая подготовка обучающихся. Он позволяет профильным организациям создавать условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставлять оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся (АО «НижневартовскНИПИнефть», АО «Самотлорнефтепромхим», АО «Томскнефть» ВНК, БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», ООО «Сибирская интернет компания Сибинтек», ООО «ТУРФИНАНС», ООО «РИМЕРА- СЕРВИС», ООО «НВ-АСУПРОЕКТ», ООО «КОМРАД», ООО «Комтек», ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», образовательные учреждения и т.д.).
С целью содействия трудоустройству выпускников и обеспечения высокого качества обучения в университете растет число соглашений о сотрудничестве с партнерами и договоров о практической подготовке обучающихся. НВГУ сотрудничает с крупными предприятиями города и округа, предоставляющими возможность прохождения практики и трудоустройства.
Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
— В предложенной модели есть как положительные стороны, так и моменты, которые требуют доработки. Взаимовыгодное сотрудничество, реализация практико-ориентированных дисциплин с решением реальных задач производства, прохождение практик на местах будущего трудоустройства являются несомненным и весомым подспорьем для развития вуза. Однако, например, ограничения, связанные с определенной степенью ответственности и вводимые службами безопасности, не позволяют студентам работать в тех или иных отраслях производства, тестировать передовые программные продукты, иметь доступ к информации и базам данных. К тому же при отсутствии заинтересованности к сотрудничеству со стороны индустриальных и промышленных партнеров и работодателей имеются большие риски формального партнерства. Для решения данной задачи необходимо разработать критерии и детальные инструменты взаимодействия вузов с представителями отраслей экономики.
На мой взгляд, важно дальше развивать инструменты по развитию партнерства высшей школы на все отрасли отечественной экономики, искать общие точки соприкосновения, чтоб сотрудничество было взаимовыгодным.
Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
— Одной из эффективных и реально результативных подобных практик в НВГУ является базовая кафедра «СИБИНТЕК». Она образована в 2017 году. В ее составе ведущие специалисты и руководители подразделений Регионального производственного управления Филиала «Макрорегион Западная Сибирь» ООО ИК «СИБИНТЕК». Они осуществляют преподавание дисциплин по выбору обучающихся, организуют и руководят производственной практикой студентов, закреплённых за базовой кафедрой, привлекаются к руководству и консультированию по выпускным квалификационным работам студентов выпускных курсов.
Партнерская программа Регионального производственного управления Филиала «Макрорегион Западная Сибирь» ООО ИК «СИБИНТЕК» с Нижневартовским государственным университетом позволяет студентам факультета получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы на примере крупнейшего разработчика и поставщика IT-услуг. Предприятие в свою очередь имеет возможность вести, выбирать и трудоустраивать лучших студентов профильного факультета.
IT-служба нефтедобывающего бизнеса в Нижневартовском регионе на протяжении многих лет формирует свой кадровый потенциал в том числе за счет выпускников НВГУ. Доля сотрудников СИБИНТЕК с дипломом о высшем образовании Нижневартовского госуниверситета постоянно увеличивается, по некоторым структурным подразделением выпускники факультета информационных технологий и математики разных лет составляют до 30% от общего числа IT-персонала.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Достаточно прозрачными и понятными для измерений в рейтингах являются основные характерис-
тики образовательной и научной деятельности. Такие метрики как, например, средневзвешенный конкурсный балл абитуриентов, количество поступивших призеров олимпиад, объем средств, привлеченных на научные исследования и разработки и др. четко поддаются количественному измерению и имеют достоверные источники из баз данных статистических отчетов, заполняемых всеми вузами страны. Опираясь на эту информацию, можно провести объективное сравнение и ранжирование образовательных организаций.
Более сложной для объективного анализа является оценка такого показателя, как трудоустройство выпускников вузов. Большая работа в этом направлении была проведена Рособрнадзором и Пенсионным фондом России: на основе данных ФРДО и страховых отчислений в ПФР была сформирована база данных официально трудоустроенных выпускников. Эти сведения можно использовать в основе ранжирования вузов по показателю трудоустройства выпускников. Но для полной картины их все же недостаточно. Так, в данной базе не учитываются так называемые фрилансеры, не оформившие индивидуальное предпринимательство. А таких выпускников достаточно много, особенно на IT-специальностях. Кроме того, при составлении методики проведения рейтинга необходимо прийти к единому пониманию, как будут учитываться выпускники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, призванные на службу в армию и т. д. Поиск ответов на эти вопросы – актуальная задача, стоящая перед профессиональным сообществом.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— Рейтинг будет эффективным механизмом оценки системы образования в том случае, если он будет признан профессиональным сообществом, и руководству вузов будут четко понятны цели и задачи его проведения. На сегодняшний день существует достаточно большое число рейтингов, проводимых различными организациями. И далеко не все из них являются объективными инструментами оценки деятельности высшего учебного заведения. Как мне кажется, в некоторых случаях это связано с тем, что организаторы рейтингования при определении показателей и критериев не в полной мере учитывают специфику деятельности высших учебных заведений. Особенно это актуально, когда речь идет о небольших региональных вузах. Качество и объективность рейтингов обеспечивается прежде всего прозрачностью методологии их проведения. Поэтому для обеспечения объективности рейтинга будет правильным, если его разработка будет осуществляться в тесном сотрудничестве с региональными советами ректоров.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— Анализ позиций вуза в рейтингах является важным фактором, определяющим стратегическое планирование и развитие образовательной организации. Коротко условия, необходимые для продвижения образовательной организации в рейтинге, можно описать следующим образом: во-первых, руководству вуза необходимо убедиться в актуальности задачи продвижения в данном рейтинге. Особенно важно донести значимость задачи до коллектива сотрудников. Во-вторых, если повышение показателей рейтинга действительно важно для развития вуза, необходим анализ наличия ресурсов для решения этой задачи. И, в-третьих, при принятии решения повышения позиций университета в рейтинге требуется системное планирование и комплексная реализация соответствующих мероприятий.
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— Полностью исключить конкуренцию между вузами при составлении рейтингов, наверное, невозможно по определению, поскольку конкуренция – это одно из условий развития вуза и повышения качества его образовательной и научно-исследовательской деятельности. Главное, чтобы она при этом оставалась добросовестной. Поэтому оценка и сравнение с другими образовательными организациями необходимы вузу для понимания своего веса в региональной системе образования, определения сильных и слабых сторон, векторов развития.
При этом рейтинги содержат не только потенциал для конкуренции, но и возможности для плодотворного сотрудничества. Особенно это актуально для вузов, расположенных в одном регионе. Комплексный анализ вузами своих сильных и слабых сторон может стать основой для взаимовыгодного сотрудничества в реализации сетевых образовательных программ, когда ресурсы взаимодействующих сторон объединяются и обеспечивают рынок труда востребованными специалистами. Еще одним направлением объединения усилий вузов по социально-экономическому развитию территорий может быть сотрудничество в рамках научно-образовательных центров. Таким образом, рейтинги являются одним из инструментов оценки системы образования и играют важную роль в ее совершенствовании и развитии.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— На наш взгляд, фундаментальность высшего образования предполагает следующее.
Во-первых, интеграцию процессов обучения с процессами научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. При этом научные исследования не обязательно должны проводиться в рамках фундаментальных наук. Занятие фундаментальными науками не обязательно приводит к фундаментальности образования. Образование может быть фундаментальным и при освоении прикладных наук.
Синтез научно-исследовательской и образовательной деятельности с необходимостью предполагает проведение научных исследований как преподавателями, так и обучающимися. Если преподавателями не ведется научная работа, о фундаментальности образования говорить сложно. На наш взгляд, такой подход является одним из важных достижений отечественной высшей школы. Его нужно сохранить и развивать. Генерация преподавателем научных знаний является неотъемлемой составляющей процесса достижения фундаментальности высшего образования. Невозможно серьезно говорить о фундаментальности образования без включения в научно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Во-вторых, формирование комплекса таких компетенций выпускника высшей школы, которые не связаны непосредственно с профессиональной деятельностью, но без которых реализация профессиональных функций не будет соответствовать уровню, ожидаемому от выпускника вуза. Речь идет о социальной ответственности профессионала, приверженности определенным ценностям, осознание роли своей профессии в системе социально-экономических отношений, способности принимать решения, способности организовать коллектив для достижения поставленных целей, и другие компетенции, традиционно относимые по смыслу к общим и общепрофессиональным компетенциям.
Еще одной ключевой характеристикой высшего образования является принцип практичности (практико-ориентированность образования). Речь идет о том, что компетенции, полученные в вузе, должны соответствовать требованиям работодателей. Период, в течение которого проходит адаптация выпускника к конкретным условиям работы, должен быть минимальным.
Определенные противоречия между принципами фундаментальности и практико-ориентированности, безусловно, существуют. Правда, при условии качественного фундаментального образования эти противоречия не являются кардинальными. Выпускник, обладающий фундаментальным образованием на достаточно высоком уровне, относительно легко овладевает различными конкретными технологиями, даже если он с ними не встречался в период обучения в вузе. Однако это «работает» при условии получения действительного серьезного фундаментального образования. Если это условие не выполняется, то разрыв между освоенными в вузе компетенциями и компетенциями, ожидаемыми со стороны работодателей, становится существенным. Разрыв между сформированными компетенциями фундаментального образования и компетенциями практического образования может существовать и при высоком уровне первого, если принять во внимание, что современная научная область, осваиваемая студентом в вузе, может носить весьма узкий характер, который не вполне соответствует характеру практических запросов. В связи со сказанным, принцип практичности, наряду с принципом фундаментальности, с необходимостью должен лежать в основе высшего образования. Актуальна проблема нахождения некоторого компромисса, или баланса, между этими принципами.
Определить, каково должно быть соотношение фундаментальности и практико-ориентированности образовательных программ в системе высшего образования в целом, представляется весьма проблематичным. Такое соотношение может быть различным для тех или иных образовательных программ. Возможны также корректировки данного соотношения в зависимости от целевого рынка труда, на который ориентируется большинство выпускников вуза. Поиск оптимального соотношения между фундаментальностью и практико-ориентированностью, действительно, как сказал В. Фальков, ближе к искусству, нежели строгим расчетам. Это предполагает наличие в вузе гибких механизмов, позволяющих успешно сочетать как фундаментальные, так и практико-ориентированные элементы системы подготовки специалистов.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— В Нижневартовском государственном университете к настоящему времени сложилась следующая система подготовки, в рамках которой поддерживается определенный баланс между фундаментальностью и практико-ориентированностью.
Существенными элементами системы, обеспечивающей фундаментальность образования, являются научно-исследовательские лаборатории: лаборатории со штатом научных работников и студенческие лаборатории, включая СКБ. Обучающиеся имеют возможность вести как самостоятельные научные исследования, так и включаться в работу научных коллективов, решающих серьезные научные задачи, в том числе в рамках деятельности Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня.
Элементами системы, обеспечивающей практико-ориентированность образования, являются следующие структуры:
- четыре кафедры, созданные на базе предприятий;
- университетская «Точка кипения»;
- Центр поддержки технологий и инноваций второго уровня, в функции которого входит организационно-методическое и консультационное сопровождение подготовки и регистрации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- элементы, создаваемые в рамках реализации следующих инновационных образовательных проектов: «3П: профориентационное консультирование, персонализированное наставничество, профильное трудоустройство «Навигатор карьеры»; проекты по созданию информационных порталов «Электродвижущая сила Югры» («Трансфер производственных практик энергетиков») и «Молодой педагог Югры» («Трансфер производственных практик педагогов»).
Деятельность по согласованию фундаментальной и практико-ориентированной частей процесса образования возложена на выпускающие кафедры (ответственные – руководители образовательных программ). На стадии ежегодного планирования реализации образовательных программ определяются ключевые задачи и механизмы, обеспечивающие гармоничное сочетание принципов фундаментальности и практико-ориентированности.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— Для более успешной реализации принципа фундаментальности высшего образования представляется целесообразным рассмотреть Министерством науки и высшего образования РФ возможность организации стабильного финансирования научных исследований, проводимых в университетах, в рамках государственного задания.
Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— За прошедший год мы достигли значительных результатов. НВГУ расширил сотрудничество с зарубежными вузами и научно-исследовательскими центрами. Нашими надежными партнерами стали университеты Китая, Беларуси, Турции, Вьетнама и стран Центрально-азиатского региона. Это позволило нам запустить программы двойных дипломов, повысить качество образования и научных исследований.
Полным ходом идет реализация проектов в рамках Западно-Сибирского МНОЦа по направлениям «Биологическая безопасность человека, животных и растений», «Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды, человек в Арктике», «Индивидуализация в образовании». Научные исследования также ведутся в областях информационных технологий, экологии и рационального природопользования, физиологии, энергосбережения, экономики, архитектуры, картографии и геоинформатики.
Важно отметить, что команда НВГУ несколько лет разрабатывает инструменты анализа и прогнозирования развития территорий, одним из прикладных результатов которой стала Стратегия социально-экономического развития города Нижневартовска до 2036 года. Это большой и очень важный проект не только для города, но и для Ханты-Мансийского автономного округа в целом. Документ определяет систему долгосрочных приоритетов, обеспечивающих повышение качества жизни населения в результате формирования устойчивой модели экономики, основанной на инновациях, глобально конкурентоспособной и социально ориентированной. В июле нынешнего года Стратегия была принята на заседании Думы г. Нижневартовска.
Одним из важнейших достижений учебного года назову получение лицензии на шесть новых направлений подготовки: «Информационная безопасность», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Техносферная безопасность», «Организация работы с молодежью», «Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика».
Для проведения мероприятий, направленных на развитие навыков проектного управления, технологического предпринимательства и работы в команде, в НВГУ создана «Точка кипения». В результате совместной работы преподавателей, студентов и экспертов в университете защищено 12 выпускных квалификационых работ как стартапов.
В 2023 году были открыты ещё 5 студенческих лабораторий, которые стали центром притяжения для молодых ученых и студентов. Теперь их 8, и все оснащены современным оборудованием, они предоставляют возможность проводить научные исследования и вести разработки новых технологий. Одним из ярких примеров, пожалуй, стала лаборатория фиджитал спорта. Здесь действительно всегда многолюдно, студентам интересно осваивать новое перспективное направление, основанное на пересечении спорта, науки и технологий.
Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.
— В 2024 году университет ставит перед собой не менее амбициозные цели. Ставку делаем на развитие научно-исследовательских проектов, направленных на коммерциализацию инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности. Продолжим создавать и развивать цифровые сервисы в рамках комплексной цифровой трансформации университета. Также есть намерения получить статус «Предпринимательской точки кипения», что позволит реализовывать бизнес-проекты на всероссийском уровне с привлечением федеральных инвесторов.
Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?
— В современных условиях развития системы образования, безусловно, важна роль каждого образовательного уровня при подготовке квалифицированных и востребованных специалистов. Механизмом реального эффективного взаимодействия для достижения этой цели стали профильные классы, в рамках которых общими усилиями – школы, вуза и отраслевого партнера – становится возможной подготовка молодых специалистов, обладающих глубокими знаниями и настроенных на профессиональный рост.
Сегодня НВГУ совместно с образовательными учреждениями, крупнейшими отраслевыми предприятиями региона и администрациями муниципальных образований реализует восемь проектов профильных классов (среди них Сберкласс, Роснефть-класс, уже несколько энергоклассов (совместно с компанией «Россети Тюмень»), психолого-педагогический, педагогический классы). Вуз дает возможность ребятам познакомиться с реализуемыми направлениями подготовки, проводит конкурсы и олимпиады, организовывает открытые лекции и экскурсии. Так, в профильном Сберклассе педагоги НВГУ преподают старшеклассникам курсы по экономике и праву. В профильном классе для будущих энергетиков проводят углубленные занятия по информатике, физике и математике. Школьники практикуются в лабораториях кафедры энергетики и на стенде по интеллектуальным энергетическим системам. В нынешнем году наши подопечные вышли в финал Национальной технологической олимпиады (НТИ) для школьников по профилю «Интеллектуальные энергетические системы» (ИЭС). Такие достижения дают ребятам дополнительные преимущества при поступлении на бюджет в технические вузы страны.
Кроме профильных классов НВГУ реализует ряд других профориентационных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в атмосферу университета, определиться с жизненными ориентирами: в вузе проводятся профильные тестирования, встречи с педагогами, экскурсии, творческие конкурсы и спортивные мероприятия, в которых активно участвуют старшеклассники школ города, района и соседних регионов.
На мой взгляд, привнесение элементов высшего образования в школьную среду способствует не только повышению качества образования, но и ранней профессиональной ориентации школьников, стирает барьеры между школой и вузом, позволяя ребятам выстраивать траекторию своего будущего обучения в вузе более осознанно.
Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпускников-бюджетников российских вузов? Почему?
— Сегодня некий эквивалент распределению существует в целевых договорах. К примеру, большая часть вузов медицинской направленности принимает абитуриентов по целевым договорам. И организация по окончанию обучения примет целевика на работу.
В НВГУ также существует практика заключения целевых договоров на подготовку специалистов. Уверен, переняв опыт медвузов, Югра выиграла бы во многом. К примеру, Нижневартовский университет является поставщиком педагогических кадров для города и региона. Мы абсолютно точно знаем, сколько у нас образовательных организаций. Мы ясно понимаем, какой у нас контингент учителей и преподавателей существует, какого возраста, какие потребности у нас в этой сфере.
Поэтому, применив подобную схему, образовательная отрасль закрыла бы многие пробелы в кадровом вопросе. На мой взгляд, если существующие механизмы и иные подходы, дополнительно стимулирующие приход в отрасли новых специалистов, будут разработаны на уровне муниципалитетов, регионов, то многие проблемы будут действительно решены.
Предполагаю, что сами студенты, в силу своего свободолюбия, могут воспринять нововведения с неодобрением. Для выпускников, получивших высшее образование за счет бюджета, есть два пути: ты реализуешь полученные знания и навыки там, где рекомендует государство, либо там, где хочешь, но при этом несешь свою долю ответственности. Каким образом? Оплатой стоимости обучения.
Разрозненно многие элементы системы распределения выпускников-бюджетников сегодня существуют, и, на мой взгляд, давно пора выстроить их в понятную логичную цепочку. Плюсов у такой системы достаточно, чтобы она стала реальностью.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— В настоящее время технологии искусственного интеллекта (далее ИИ) являются одними из наиболее обсуждаемых и перспективных направлений развития современных информационных технологий. ИИ проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека. Но в этом процессе важно правильно оценивать баланс рисков и возможностей, которые дают такие технологии. Существующие исследования применения технологий ИИ в системе высшего образования затрагивают в основном технологические аспекты темы, оставляя без должного внимания, возникающие экономические, этические и педагогические вопросы. Следует отметить, что внедрение самых перспективных цифровых технологий в образовательный процесс должно проходить только с целью повышения его качества и совершенствования процесса обучения.
ИИ в образовании выполняет две роли: он может являться средством или предметом обучения. И если изучение ИИ как предмета вполне понятно, то использование ИИ в качестве средства стоит пояснить.
По нашему мнению, его применение необходимо рассматривать в двух направлениях. Первое связано с использованием ИИ в организации образовательного процесса: это автоматизация рутинных информационных процессов, планирование и управление образовательными процессами, упрощение и оптимизация административных задач. Второе связано непосредственно с учебным процессом, с изменением взаимоотношений между педагогами и обучающимися. Вот это направление, на наш взгляд, самое важное. Нельзя допустить полную автоматизацию обучения инструментами технологий ИИ. Необходимо отметить важность сочетания традиционных форм образования с использованием возможностей искусственного интеллекта, и никак по-другому. Конечно, ИИ постепенно трансформирует традиционные модели обучения, подстраивая их под изменяющиеся реалии; интеграция технологий ИИ в образовательный процесс может значительно улучшить доступность, эффективность и качество образовательного процесса.
Проекты на основе искусственного интеллекта, такие как, например, интеллектуальные системы обучения и оценивания, геймификация, концепция глобального образования, голосовые помощники, виртуальные ассистенты и другие инструменты, открывают большое количество возможностей для формирования инновационной образовательной практики.
Технологии позволяют обогатить традиционный учебный процесс и в полной мере реализовать концепцию персонализированного и адаптивного обучения в условиях цифровизации для обеспечения равного доступа к возможностям образовательного пространства. К основным тенденциям использования технологий ИИ в образовании также можно отнести автоматизацию оценивания, виртуальное обучение, аналитику данных, развитие навыков будущего. Перспективным направлением развития образовательных технологий ИИ в ближайшие годы станут комплексные системы автоматизации, управляющие всеми без исключения элементами образовательного процесса.
Тем не менее, несмотря на то, что искусственный интеллект представляет собой огромный ресурс, который открывает богатые возможности совершенствования образовательного процесса, необходимо обратить внимание на потенциальные риски, с которыми может столкнуться система образования. На наш взгляд, процесс внедрения технологий ИИ в образовательное пространство затрудняется рядом проблем и ограничений этического и технического характера, которые только предстоит решить современной науке.
Пока применение ИИ в системе высшего образования проходит начальный этап. Он характеризуется внедрением отдельных программ ИИ в организацию учебного процесса, в проверку знаний студентов по отдельным курсам, в установление обратной связи и контроля прогресса каждого обучающегося. Многие вопросы взаимодействия ИИ и системы высшего образования требуют дальнейших исследований.
На наш взгляд, высшие учебные заведения готовы к использованию активно развивающихся технологий ИИ, позволяющих персонализировать процесс обучения, создать электронную среду обучения и смарт-контент, автоматизировать учебный процесс. Но данный процесс будет эффективным и результативным только в том случае, если технологии искусственного интеллекта не заменят педагогов в учебном заведении, а выступят в качестве дополнительного инструмента, существенно улучшая и совершенствуя образовательный процесс.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— Согласно пункту 13 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденного приказом Минобрнауки РФ, вуз имеет право самостоятельно определять правила выполнения выпускных квалификационных работ.
Технологии ИИ дополняют систему цифровых инструментов, доступных современному студенту для подготовки выпускных квалификационных работ. Как показывают результаты исследований, многие российские студенты используют нейросети для учебных целей, а именно инструменты на основе ИИ для получения данных и тестов, к примеру, такие чат-боты, как ChatGPT.
Думается, если официально разрешить студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ, то должна быть выстроена четкая система требований и правил, регламентирующих их использование.
Технологии ИИ позволяют сформировать у студентов актуальные компетенции по применению новых инструментов, навыки анализа больших данных, но в долгосрочной перспективе есть риски того, что на фоне развития индустрии голосовых помощников и креативных чат-ботов молодым поколением могут быть утрачены навыки письма и работы с большими объемами информации, способность к анализу информации.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— Подготовка специалистов в области искусственного интеллекта в НВГУ реализуется на факультете информационных технологий и математики в рамках образовательных программ бакалавриата: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность» и магистратуры «Информатика и вычислительная техника». Студенты изучают все аспекты технологии ИИ, «Интернета вещей», анализа данных, машинного обучения, робототехники и способны проектировать и разрабатывать новые технологии на основе искусственного интеллекта. Включенная в учебный план дисциплина «Основы искусственного интеллекта» предполагает изучение и освоение методологических основ применения теории ИИ к анализу произвольных предметных областей, изучение вопросов теории и практики разработки экспертных систем, освоение методов извлечения экспертных знаний в заданной предметной области, знакомство с различными программно-инструментальными средами представления и обработки знаний. Также в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата включена дисциплина «Искусственный интеллект в профессиональной деятельности». На гуманитарном факультете реализуется магистерская программа «Педагогическое образование» с профилем «Искусственный интеллект в моделировании речевой деятельности».
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Есть ожидание снижения «бумаготворческой» нагрузки на вуз как в части взаимодействия с внешними институтами, так и во внутривузовском документообороте. Кроме того, рискориентированный, мониторинговый механизм оценки качества образования должен обеспечить своевременное реагирование на возникающие в вузах сложные тенденции и оказание необходимой поддержки, либо влияние на исправление ситуации со стороны регуляторов (государственного, регионального уровней), заинтересованной общественности, профессионального сообщества.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— В целом получилось оптимальное количество аккредитационных показателей, интегрирующих многие важнейшие аспекты качества образования. Методика расчета однозначна и понятна всем участникам мониторинга.
Вместе с тем, требуется уточнить перечень документов и форм, которые вузы будут представлять в Рособрнадзор при прохождении государственной аккредитации, а также детализировать формат предоставления необходимой информации на официальных сайтах образовательных организаций.
Считаю, что широкое обсуждение применения новой процедуры государственной аккредитации является необходимым условием для обеспечения ее прозрачности и объективности. Поэтому было бы целесообразно обобщить вопросы и предложения по применению новых аккредитационных показателей, и Рособрнадзору провести обучающие мероприятия для образовательных организаций и других заинтересованных сторон. Благо, что до первого мониторинга достаточно времени для отлаживания механизмов и получения предварительного опыта по сбору информации необходимого качества, ее обработке и использованию.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Поскольку был опубликован проект расчета показателей для государственной аккредитации образовательной деятельности, очевидно, что каждый вуз произвел соответствующую оценку реализуемых образовательных программ. Результаты для нашего университета оптимистичны. Однако, стоит уделить особое внимание процессам, влияющим на выполнение аккредитационных показателей, оценке динамики их изменений и построению прогнозных моделей образовательной деятельности по каждой образовательной программе.
Однозначного прогноза о сложностях выполнения по какому-либо конкретному показателю для всех образовательных программ дать невозможно, поскольку особенности контингента обучающихся, организации учебного процесса, требований рынка труда неодинаково влияют на показатели для различных направлений подготовки. Безусловно, с целью обеспечения качества управление образовательными программами будет постоянно совершенствоваться, в первую очередь, во взаимодействии с абитуриентами, а также с предприятиями-партнерами. В случае, если поступившие в университет абитуриенты покажут недостаточный уровень подготовки, или образовательные программы окажутся не вполне сориентированными на решение кадровых проблем и задач профильных предприятий и организаций, необходимо будет оперативно разрабатывать и реализовывать план мероприятий по устранению этих недочетов.
Особый акцент должен быть сделан на организацию тесного взаимодействия с работодателями на всех этапах подготовки будущих специалистов для экономики региона: от проектирования образовательных программ до государственной итоговой аттестации.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Риск-ориентированная модель позволит оценить в динамике соответствие образовательных программ университета современным требованиям к качественному образованию. На мой взгляд, это важный момент.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Новый подход к госаккредитации вузов должен повысить прозрачность определения критериев оценки, обеспечить стабильность в подходах к процедуре мониторинга и толкования аспектов, влияющих на расчет критериев. Существующий механизм аккредитации хорошо изучен, положительные и отрицательные риски известны, на изучение новой процедуры потребуется некоторое время и наработка опыта. И только тогда можно будет рассуждать, как повлияет нововведение на жизнь университета.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— К плюсам отнесу возможности стабильной системы работы, направленной на подготовку выпускника к трудоустройству по профессии. К предполагаемым рискам – процедуры определения аккредитационных критериев, ведь они могут оказаться излишне бюрократичными, без учета возможностей и потребностей экономики региона.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Коллектив НВГУ не ждет кардинальных перемен. Вуз ориентирован на потребности экономики города и региона, мы тесно сотрудничаем с предприятиями-работодателями. Специалисты-практики участвуют в работе базовых кафедр и центров практической подготовки, в учебной и внеучебной деятельности университета.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Объективный показатель качества образовательной организации – востребованность и конкурентоспособность выпускников в регионе и стране, их желание продолжить обучение по программам профессиональной переподготовки и повысить свою квалификацию в вузе.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Критерии должны давать объективную оценку подготовленности выпускника к самостоятельной работе с учетом социальных групп и потребности конкретных предприятий. Я бы выделил такие:
• используемое на предприятиях города современное материально-техническое и программное обеспечение образовательных программ и профессорско-преподавательского состава;
• заинтересованность города и региона в специалистах;
• трудоустройство выпускников.