Экспертный совет. Эксперт: Эдуард Владимирович Галажинский. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Эдуард Владимирович Галажинский

Ректор

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№135 (3) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Концепция национальной системы образования основана на том, что государство всегда выступало гарантом высокого качества образовательных услуг.

Формирование нового подхода в оценке и обеспечении высокого уровня качества стало главным ожидаемым событием в формировании современной национальной образовательной парадигмы за последнее время. С одной стороны, аккредитация образовательной деятельности как инструмент оценки качества становится бессрочной, а с другой, появился новый инструмент – аккредитационный мониторинг, который будет проводиться не реже чем раз в два года. В новой системе образования планируется снизить бюрократическую нагрузку на вузы. Но нужно понимать, что при выстраивании новой оценочной системы речь идет о расширении функций государственного контроля: вузам придется чаще представлять объективные доказательства, что образовательная деятельность, а также необходимые условия для ее реализации и результаты образовательной деятельности соответствуют лицензионным требованиям, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Планируется система оценки уровня образовательной деятельности, где значительная часть данных для мониторинга будет использоваться с сайта вуза и из существующих информационных систем. В этой связи необходимо пересмотреть действующие ныне мониторинговые практики, когда по одному и тому же вопросу разными экспертными организациями проводятся мониторинги и информационные запросы с завидной регулярностью. То есть необходимо выстраивать единую систему мониторинга с едиными требованиями и подходами к сбору информации, оценке полученных результатов и т. д. Представляется также целесообразным методическое сопровождение становления новой процедуры оценки качества образовательной деятельности.

Возможно, стоит обратить внимание на выявление лучших практик достижения новых критериев, что позволит сформировать понятную и прозрачную систему оценивания качества образования.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Университет всегда уделял внимание вопросу соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому показатели, направленные на оценку качества научно-педагогических кадров, не вызывают особого волнения в части соответствия заявленным значениям. Как и критерии, связанные с уровнем абитуриентов, с данными федерального статистического наблюдения, с результатами исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий.

Критерии отбора абитуриентов в ТГУ всегда являлись высокими, и университет соответствует взятым обязательствам по подготовке специалистов качественного уровня. Электронная информационно-образовательная среда у нас также сформирована – пандемия заставила активно развивать и выравнивать необходимые ресурсы для организации качественного учебного процесса в дистанционном формате.

Есть ряд вопросов по доработке внутренней системы оценки качества образования, но решение этих вопросов не критично для образовательной деятельности университета в целом. Так что Томский государственный университет готов участвовать в новой национальной системе оценки качества образовательной деятельности.

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Как самые важные события 2021 года для российской высшей школы отмечу проведение Года науки и технологий и запуск программы «Приоритет-2030». Смена технологических укладов – особенно в контексте пандемии и создания вакцины от коронавируса – в очередной раз показала, что наука является фундаментом для повышения качества жизни человека, а экономика знаний – основой благосостояния нации, ее безопасности и здоровья. Проведение Года науки и технологий подчеркнуло значимость науки и образования для государства и дало новый импульс всем университетам России, в том числе и Томскому государственному университету, для удивительных открытий и научных достижений.
Появление в 2021 году программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» позволит реализовать все те амбиции, которые мы накапливали и складывали в регионе в виде Большого университета Томска. Зайти в программу «Приоритет-2030» Большим университетом было одним из наших главных нетривиальных решений. Мы много работали вместе, чтобы представить на конкурс общую логику развития, в которой мы, томские вузы, обозначая свои разные приоритеты и находя каждый свое место, соответствующим образом дополняем друг друга по принципам комплементарности и синергии.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Решение о создании Большого университета как союза томских вузов стало для региона ключевым. Как и решение о строительстве межуниверситетского кампуса, которое поддержало Правительство РФ. Проект Большого университета и кампуса мирового уровня задуман на долгие годы вперед. Предполагается, что к 2030 году здесь будут обучаться не менее 100 тыс. студентов, из которых около 30% иностранцы. Обладающий общим образовательным пространством, едиными сервисами и инфраструктурой, он будет включен в глобальные проекты и рынки будущего и станет «единым окном» для внешних партнеров.
По Большому университету мы вели работу несколько последних лет – очень масштабную и одновременно кропотливую, с привлечением значительного количества людей из нашего университетского сообщества и приглашенных экспертов. В условиях глобальной конкуренции вузов и с развитием современных технологий Томск, чтобы оставаться привлекательным местом для молодых талантов и научной элиты, должен предлагать не просто качественное образование и вакансии, но и дополнительные преимущества: комфортную, интересную и безопасную среду. Именно этими характеристиками и призваны обладать будущий Большой университет и кампус мирового уровня.
В конкурсной программе «Приоритет-2030» Томский государственный университет прошел успешно оба этапа и вошел в первую группу лидеров по треку «Исследовательское лидерство» с получением и базовой (100 млн рублей), и специальной частей гранта размером 994 млн рублей. Программа «Приоритет-2030» стала для нас возможностью ответа на большие вызовы, которые сегодня стоят перед государством и обществом. Они связаны с получением новой энергии, инженерной биологией и изменением природы, человека и социальной жизни.
Имея семилетний опыт участия в Проекте 5-100, мы научились работать в логике нетривиальных решений и стратегии нелинейного роста. Убежден, что только такой подход и может обеспечить конкурентоспособность в условиях ограниченности ресурсов. Это подтверждают и формальные показатели наших достижений за семь лет.
Кроме того, мы формировали свою программу еще и по принципу экосистемы, предполагающему создание совместных структур с сильными партнерами – крупнейшими промышленными компаниями и научными организациями. Таким образом, стратегически мы вышли на совершенно новый уровень, являясь идеологами нового конструктивного подхода к решению проблемы интеграции вузовской, академической науки и внедрения результатов исследований.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  На Томский госуниверситет сейчас смотрят как на одного из лидеров российского высшего образования, который ведет за собой все остальные томские вузы. Серьезный успех необходимо конвертировать в реальные дела. Логику и основное содержание программы нашего развития в десятилетнем цикле до 2030 года можно описать следующим образом: ТГУ должен стать университетом мирового класса, генерирующим передовые знания и технологии.
Как исследовательский университет мы должны стать центром экосистемы, работающей на эту стратегию. Создание экосистемы, привлекающей партнеров из бизнеса, госкорпораций, различных фондов и других научно-исследовательских центров для объединения ресурсов, необходимых для разработки инновационных технологий и вывода их на современные рынки, – это один из базовых принципов нашей трансформации на ближайшие годы.
В 2022 году в ТГУ стартуют глобальные стратегические проекты по нашим главным научным приоритетам. Это глобальные изменения Земли и климата; социогуманитарный инжиниринг; инженерная биология 2.0; технологии безопасности. Взаимодействие по этим проектам будем вести с участием соответствующих консорциумов и парт-нерств, уже созданных и планируемых к созданию.
Еще одна важная задача – формирование пространств образовательного эксперимента, проектирование новой образовательной среды. В частности, создание междисциплинарных образовательных программ и модулей по инженерной биологии, информационным технологиям и искусственному интеллекту, квантовым технологиям, программам в области нового социогуманитарного знания, нейролингвистике, анализу больших данных.
Отдельно будем выстраивать программу развития Большого университета Томска, который мы представляем как открытую экосистему генерации знаний и технологий, ориентированную на большие вызовы. Важными инфраструктурными элементами этой экосистемы являются «город – университет», обладающий брендом «Томск – студенческая столица России», и межуниверситетский кампус мирового уровня – как живая лаборатория устойчивого развития.

Наверх