Экспертный совет. Эксперт: Николай Дмитриевич Рогалёв. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Николай Дмитриевич Рогалёв

Ректор

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№155 (7) '2024
аккредитация в образовании

Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?

эксперт

—  В последние годы в России действительно отмечается снижение численности профессорско-преподавательского состава с учеными степенями кандидата и доктора наук, а также общего количества исследователей с учеными степенями во всех секторах науки. Например, на 17,3% снизилось количество кандидатов технических наук и на 18,2% докторов технических наук в общей численности исследователей в 2022 году по сравнению с 2010 годом. В 2023 году убыль докторов наук из числа преподавателей с 2010 года составляет по данным 28,2%, а кандидатов наук – 33,9%.

Согласно опубликованным прогнозам, численность ППС с учеными степенями кандидатов и докторов наук сократится к 2035 году, соответственно, до 42,6 % и 6,9 % от общего количества. Дефицит кандидатов и докторов наук в высших учебных заведениях к этому периоду прогнозируется на уровне свыше 20 тысяч человек. Ежегодно фиксируется превышение убыли преподавателей кандидатов наук над численностью выпускников аспирантуры.

На этом фоне не происходит увеличение количества защищенных диссертаций в год, оно остается на протяжении последних 10 лет двукратно ниже значений периода 2010-2012 годов.

Для нашего университета вопрос подготовки кадров высшей квалификации является приоритетным. Кадровая политика в отношении научно-педагогических работников направлена на их привлечение и развитие, обеспечение академической преемственности между поколениями НПР, возможности для профессионального роста у молодых сотрудников и сохранение востребованности опыта старшего поколения преподавателей и исследователей. Благодаря предпринимаемым мерам поддержки и стимулирования привлечения талантливой молодежи в НИУ «МЭИ», доля научно-педагогических работников младше 39 лет ежегодно увеличивается в среднем на 0,5 % и в ­настоящее время составляет почти 30 % от общего количества в основном штате. Более половины выпускников аспирантуры защищают диссертации и остаются работать в НИУ «МЭИ», что позволяет поддерживать высокий уровень остепененных НПР – 88,7 %.

аккредитация в образовании

Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?

эксперт

—  Одной из основных причин низкой результативности аспирантуры в России как по количеству аспирантов в выпуске, так и по количеству защищенных аспирантами диссертаций является недостаточный уровень финансовой поддержки аспирантов. Молодым исследователям, которые в период обучения в аспирантуре часто обзаводятся семьями, трудно обеспечить свое ­существование на стипендию в 3,5 – 9,7 тысяч руб. в месяц. Если научное исследование, проводимое в рамках диссертационной работы, не финансируется из каких-либо источников, то аспирант, как правило, совмещает обучение с работой, часто не связанной с научной деятельностью. Подготовка и защита диссертации в этом случае отодвигается на второй план, формально очная аспирантура фактически превращается в заочную. Неудивительно, что каждый второй поступивший в аспирантуру не заканчивает ее, доля защитивших диссертации в срок от приема в аспирантуру в последнее десятилетие колеблется от 6 до 7,5%.

Целенаправленная грантовая поддержка научных исследований аспирантов могла бы изменить ситуацию. Подобный проект уже был успешно реализован РФФИ в 2019 и 2020 годах, когда ежегодно 1 500 аспирантов второго года обучения становились победителями конкурса на получение гранта «Аспирант», с обязательством защиты диссертации не позднее года после окончания аспирантуры. Согласно имеющимся данным можно сделать вывод, что данные меры поспособствовали увеличению доли защищенных в срок выпускников аспирантуры в 2021 – 2022 годах.

Фундаментальные научные исследования в России практически полностью финансируются за счет государственных средств, бизнес чаще всего не готов инвестировать в длительные исследования с непредсказуемым экономическим результатом. Объемы частных инвестиций в науку из сектора реальной экономики, направляемые на прикладные научные исследования, также недостаточны, но при этом значительно меньше государственных. В странах - лидерах по глобальному инновационному индексу уровень коммерческих инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сопоставим с государственными или даже превышают (например, США, Япония, Китай), что указывает на интерес бизнеса к внедрению инноваций в производство. Таким образом, бизнес в этих странах выступает основной движущей силой инновационного развития.

Наращивание тесных связей науки и производственного сектора экономики особенно важно для инженерных исследований. Перспективным видится решение Минобрнауки России, озвученное Валерием Николаевичем Фальковым, о запуске пилотного проекта производственной аспирантуры в 2025 году. Такая кооперация университетов и бизнеса может существенно повысить эффективность прикладных исследований молодых ученых, сделает возможным проведение промышленных экспериментов, натурных испытаний, внедрение разработок. Тематики таких диссертационных работ будут актуальны и востребованы на предприятиях.

аккредитация в образовании

Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?

эксперт

—  Наиболее серьезным препятствием для выбора талантливой молодежью научных профессий является высокий уровень заработной платы в реальном секторе экономики, обусловленный дефицитом высококвалифицированных кадров, что «сбивает» с карьерного пути ученого немалое число талантливых выпускников университетов и аспирантов. Это не означает, что в научном секторе уровень заработной платы обязательно ниже среднего значения по рынку. Иногда совсем наоборот – сегодня заработная плата успешного ученого в России может составлять несколько сотен тысяч, а иногда – миллионов рублей в месяц. Но важно учитывать, что таких результатов в силу, возможно, недостаточно развитых предпринимательских навыков, удается достигать далеко не всем научным коллективам, квалифицированный труд которых может и приносит пользу стране.

В части закрепления кадров в сфере научных исследований важно отметить, что для ученого, особенно в области инженерных наук, большую важность составляет возможность внедрения собственных научных результатов на практике и получение данных о фактически достигнутых положительных эффектах от использования новых технологий и научно-технических решений. Что не всегда возможно в силу ограничений, которые накладывает имеющаяся в распоряжении научно-производственная инфраструктура, и масштабов, реализуемых НИОКТР. Создание, например, инновационного оборудования для производства электроэнергии на крупных ТЭС требует вложений в создание испытательных стендов и опытных установок, которые измеряются миллиардами и десятками миллиардов рублей. Для выполнения таких задач необходимо формировать и реализовывать отраслевые программы НИОКТР полного инновационного цикла.

аккредитация в образовании

Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.

эксперт

—  Помимо премирования научных руководителей, аспиранты которых защитили диссертации до окончания обучения, а также выплат стипендий увеличенного размера аспирантам с высокой готовностью диссертационной работы, в НИУ «МЭИ» реализуются специальные программы, направленные на поддержку и развитие аспирантуры.

С 2018 года реализуется финансируемая из собственных средств университета программа грантовой поддержки научно-исследовательских проектов с участием сотрудников, студентов и аспирантов - программа научных исследований (ПНИ) «Технологии будущего». ПНИ направлена на формирование научно-технического задела НИУ «МЭИ» в передовых областях исследований и разработок, повышение уровней их готовности, а также на подготовку квалифицированных научных кадров для компаний-партнеров и для развития собственного кадрового резерва. Две трети участников программы защищают диссертации и остаются работать в университете.

С 2022 года в НИУ «МЭИ» реализуется программа «Карта роста». Обязательным условием является защита диссертации и присвоение ученой степени кандидата наук в первый год участия в программе и получения ученого звания доцента до завершения третьего года. Участники программы – аспиранты старших курсов имеют возможность трудоустройства на полную ставку преподавателя и получения дополнительных мер поддержки сроком на три года, а в программе научных исследований НИУ «МЭИ» такие аспиранты могут принять участие в роли руководителя проекта.

№153 (5) '2024
аккредитация в образовании

Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?

эксперт

—  Перенесение подхода по «принуждению к партнерству» на другие ключевые отрасли отечественной экономики может стать настоящим прорывом для подготовки современных специалистов, особенно в области энергетики, где мы сталкиваемся с высокими требованиями к знаниям и навыкам.

НИУ «МЭИ» активно реализует практико-ориентированный подход в подготовке своих студентов, что является одним из важнейших факторов, способствующих их успешной адаптации на рынке труда. Данный подход основывается на тесном взаимодействии с промышленностью и позволяет будущим специалистам не только получать теоретические знания, но и приобретать практический опыт уже в процессе обучения.

Сегодня университет сотрудничает с более чем 700 компаниями, среди которых лидирующие компании, работающие в сфере энергетики. Одним из ярких примеров является наше стратегическое взаимодействие с группой «Россети». Сотрудничество НИУ «МЭИ» и ПАО «Россети» является образцом успешного взаимодействия между высшим учебным заведением и ведущей энергетической компанией страны.

Это партнерство направлено на решение актуальных задач в области подготовки высококвалифицированных специалистов и внедрения инновационных технологий в электроэнергетическую отрасль. С целью улучшения материально-технического оснащения, Россети поддерживают НИУ «МЭИ» в создании современных лабораторий и учебных классов, оборудованных по последнему слову техники. Это значительно повышает качество образовательного процесса и дает студентам доступ к современным технологиям.

В рамках партнерства разрабатываются специальные образовательные программы, ориентированные на потребности Россетей, а специалисты компании работают со студентами и обеспечивают соответствие учебного процесса актуальным требованиям отрасли. Тем не менее, такая практика должна быть расширена и на другие крупные компании, работающие в различных секторах экономики. Это поможет создать конкурентоспособных специалистов, готовых решать актуальные задачи производства. Важно внедрять механизмы, которые будут стимулировать предприятия к более активному сотрудничеству с вузами, включая инвестиции в материально-техническое оснащение образовательных учреждений.

аккредитация в образовании

Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?

эксперт

—  В качестве плюсов такого подхода можно выделить подготовку квалифицированных и конкурентоспособных кадров, адаптированных к требованиям современных работодателей. Они обладают необходимым опытом и навыками, что значительно упрощает их трудоустройство и интеграцию в профессиональную среду.

Вузовская среда представляет собой единое целое, где обучение невозможно без научной деятельности, а наука требует конкретных задач для своего развития. Открытое сотрудничество между учебными заведениями и промышленными предприятиями создает основу для разработки актуальных образовательных программ и проектов, которые фокусируются на реальных потребностях рынка.

НИУ «МЭИ» активно реализует программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это пять стратегических проектов, направленных на развитие российской энергетики и повышение ее эффективности. Одним из проектов является КНТП «Энергетика больших мощностей нового поколения», направленный на разработку полного инновационного цикла ключевых конструкторских, технологических и цифровых решений для создания российского основного и вспомогательного энергетического оборудования. Немаловажным плюсом является насыщение вузов современной материально-технической базой, которая непосредственно влияет на уровень подготовки специалистов и их способность работать с актуальными технологиями.

Одним из наиболее значительных недостатков практико-ориентированного подхода может стать риск бюрократизации процессов. Если взаимодействие между вузами и промышленностью будет сосредоточено исключительно на формальных отчётах и документах, это может привести к неэффективному сотрудничеству в целом. История должна быть не ради отчета, а с целью реального решения практических задач. Появление бюрократических издержек может затормозить процесс внедрения инноваций и привести к снижению качества образования.

аккредитация в образовании

Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?

эксперт

—  Хороший опыт взаимодействия предприятий- партнеров и НИУ «МЭИ» – это сеть студенческих конструкторских бюро (СКБ), получившая признание как лучшая практика в рамках программы «Приоритет-2030». В студенческих конструкторских бюро решается проблема подготовки профильных кадров для предприятий реального сектора экономики, обладающих на выпуске из университета необходимыми техническими навыками и опытом решения производственных задач.

Главная особенность работы СКБ – решение студентами реальных отраслевых задач при постоянной консультационной поддержке кураторов как со стороны НИУ «МЭИ», так и компании-партнера. На выпуске из СКБ студенты уже имеют опыт работы, знакомы с бизнес-процессами предприятия и гарантированное трудоустройство. В 2020 году в НИУ «МЭИ» было открыто первое СКБ, созданное совместно с группой компаний «Силовые машины». Практика создания СКБ показала свою эффективность, и в 2023 году были созданы еще два конструкторских бюро: в апреле 2023 года было открыто СКБ «Водородной энергетики», а в декабре 2023 – СКБ «Дорогобужкотломаш».

Особое направление в энергетике формируется за счет требований повышения энергоэффективности и безопасности. И здесь мы значительно расширяем программы, связанные с подготовкой специалистов в области возобновляемых источников энергии, водородной энергетики и энергосбережения.

В процессе обучения нами разработана отдельная программа, повышающая качество подготовки наших специалистов. Сегодня в НИУ «МЭИ» реализуются программы подготовки кадрового резерва для энергетики и инновационной экономики «ЭТАЛОН» (Энергия. Талант. Активность. Лидерство. Образование. Наука.) во всех институтах университета.

Данная программа направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных центров, энергетики и инновационной экономики в условиях новой промышленной революции. Программа подготовки «ЭТАЛОН» дает расширенную возможность участия в прорывных научно-технических проектах. Студенты получают доступ к современному программному обеспечению, лабораториям, включаются в состав научных групп и занимаются научными разработками на протяжении всего периода обучения.

Наверх