Экспертный совет. Эксперт: Николай Дмитриевич Рогалёв. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Николай Дмитриевич Рогалёв

Ректор

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№153 (5) '2024
аккредитация в образовании

Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?

эксперт

—  Перенесение подхода по «принуждению к партнерству» на другие ключевые отрасли отечественной экономики может стать настоящим прорывом для подготовки современных специалистов, особенно в области энергетики, где мы сталкиваемся с высокими требованиями к знаниям и навыкам.

НИУ «МЭИ» активно реализует практико-ориентированный подход в подготовке своих студентов, что является одним из важнейших факторов, способствующих их успешной адаптации на рынке труда. Данный подход основывается на тесном взаимодействии с промышленностью и позволяет будущим специалистам не только получать теоретические знания, но и приобретать практический опыт уже в процессе обучения.

Сегодня университет сотрудничает с более чем 700 компаниями, среди которых лидирующие компании, работающие в сфере энергетики. Одним из ярких примеров является наше стратегическое взаимодействие с группой «Россети». Сотрудничество НИУ «МЭИ» и ПАО «Россети» является образцом успешного взаимодействия между высшим учебным заведением и ведущей энергетической компанией страны.

Это партнерство направлено на решение актуальных задач в области подготовки высококвалифицированных специалистов и внедрения инновационных технологий в электроэнергетическую отрасль. С целью улучшения материально-технического оснащения, Россети поддерживают НИУ «МЭИ» в создании современных лабораторий и учебных классов, оборудованных по последнему слову техники. Это значительно повышает качество образовательного процесса и дает студентам доступ к современным технологиям.

В рамках партнерства разрабатываются специальные образовательные программы, ориентированные на потребности Россетей, а специалисты компании работают со студентами и обеспечивают соответствие учебного процесса актуальным требованиям отрасли. Тем не менее, такая практика должна быть расширена и на другие крупные компании, работающие в различных секторах экономики. Это поможет создать конкурентоспособных специалистов, готовых решать актуальные задачи производства. Важно внедрять механизмы, которые будут стимулировать предприятия к более активному сотрудничеству с вузами, включая инвестиции в материально-техническое оснащение образовательных учреждений.

аккредитация в образовании

Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?

эксперт

—  В качестве плюсов такого подхода можно выделить подготовку квалифицированных и конкурентоспособных кадров, адаптированных к требованиям современных работодателей. Они обладают необходимым опытом и навыками, что значительно упрощает их трудоустройство и интеграцию в профессиональную среду.

Вузовская среда представляет собой единое целое, где обучение невозможно без научной деятельности, а наука требует конкретных задач для своего развития. Открытое сотрудничество между учебными заведениями и промышленными предприятиями создает основу для разработки актуальных образовательных программ и проектов, которые фокусируются на реальных потребностях рынка.

НИУ «МЭИ» активно реализует программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это пять стратегических проектов, направленных на развитие российской энергетики и повышение ее эффективности. Одним из проектов является КНТП «Энергетика больших мощностей нового поколения», направленный на разработку полного инновационного цикла ключевых конструкторских, технологических и цифровых решений для создания российского основного и вспомогательного энергетического оборудования. Немаловажным плюсом является насыщение вузов современной материально-технической базой, которая непосредственно влияет на уровень подготовки специалистов и их способность работать с актуальными технологиями.

Одним из наиболее значительных недостатков практико-ориентированного подхода может стать риск бюрократизации процессов. Если взаимодействие между вузами и промышленностью будет сосредоточено исключительно на формальных отчётах и документах, это может привести к неэффективному сотрудничеству в целом. История должна быть не ради отчета, а с целью реального решения практических задач. Появление бюрократических издержек может затормозить процесс внедрения инноваций и привести к снижению качества образования.

аккредитация в образовании

Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?

эксперт

—  Хороший опыт взаимодействия предприятий- партнеров и НИУ «МЭИ» – это сеть студенческих конструкторских бюро (СКБ), получившая признание как лучшая практика в рамках программы «Приоритет-2030». В студенческих конструкторских бюро решается проблема подготовки профильных кадров для предприятий реального сектора экономики, обладающих на выпуске из университета необходимыми техническими навыками и опытом решения производственных задач.

Главная особенность работы СКБ – решение студентами реальных отраслевых задач при постоянной консультационной поддержке кураторов как со стороны НИУ «МЭИ», так и компании-партнера. На выпуске из СКБ студенты уже имеют опыт работы, знакомы с бизнес-процессами предприятия и гарантированное трудоустройство. В 2020 году в НИУ «МЭИ» было открыто первое СКБ, созданное совместно с группой компаний «Силовые машины». Практика создания СКБ показала свою эффективность, и в 2023 году были созданы еще два конструкторских бюро: в апреле 2023 года было открыто СКБ «Водородной энергетики», а в декабре 2023 – СКБ «Дорогобужкотломаш».

Особое направление в энергетике формируется за счет требований повышения энергоэффективности и безопасности. И здесь мы значительно расширяем программы, связанные с подготовкой специалистов в области возобновляемых источников энергии, водородной энергетики и энергосбережения.

В процессе обучения нами разработана отдельная программа, повышающая качество подготовки наших специалистов. Сегодня в НИУ «МЭИ» реализуются программы подготовки кадрового резерва для энергетики и инновационной экономики «ЭТАЛОН» (Энергия. Талант. Активность. Лидерство. Образование. Наука.) во всех институтах университета.

Данная программа направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных центров, энергетики и инновационной экономики в условиях новой промышленной революции. Программа подготовки «ЭТАЛОН» дает расширенную возможность участия в прорывных научно-технических проектах. Студенты получают доступ к современному программному обеспечению, лабораториям, включаются в состав научных групп и занимаются научными разработками на протяжении всего периода обучения.

Наверх