Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Северо-Кавказский федеральный университет активно развивает международную повестку. Партнерская сеть университета насчитывает 66 университетов и научных организаций из 27 стран мира. У нас обучается более 1,5 тысяч студентов из 59 стран мира.
СКФУ является одним из ведущих центров в России по продвижению русского языка и сотрудничеству между университетами в регионах Ближнего Востока и Закавказья. Только в 2023 году было успешно реализовано 10 крупных проектов по популяризации русского языка в указанных регионах. В них приняли участие более 3,5 тысяч человек как очно, так и дистанционно. Более 1500 человек прошли специальные образовательные программы. Также более 300 учителей из школ Палестины, Туниса, Египта, Иордании, Индии, Сирии, Грузии, Армении, Киргизии, Азербайджана, Абхазии, Сенегала и других стран успешно прошли профессиональную переподготовку в СКФУ.
Мы продолжаем искать новые способы популяризации русского языка за рубежом. Большой интерес у иностранной молодежи взывают наши «Ярмарки профессий». Впервые мы провели её в ноябре прошлого года в столице Иракского Курдистана г. Эрбиль. Она привлекла более 1,5 тыс. иракских школьников, учителей и родителей. На ярмарке они смогли узнать больше о русском языке, выборе профессии и культуре России. Мы показали фильмы о России и Северном Кавказе, познакомили с историей университета. Открыли «литературное кафе», где в игровой форме его посетители получили начальные навыки общения на русском языке. Как результат – посещать шоу-уроки захотели более 300 человек. Этот формат мы позже использовали в Иране и Аммане. Уверен, такие мероприятия помогают продемонстрировать потенциал нашей страны и привлечь людей к русской культуре и языку.
Важным элементом продвижения русского языка является предоставление иностранным гражданам возможности изучать предметы на нем. Наш университет предлагает несколько программ русского языка как иностранного: базовый и сертификационный уровни. Преподавание осуществляется по четырем профилям: инженерно-техническому, медико-биологическому, гуманитарному и экономическому. На данный момент обучаются 156 человек из разных стран, включая Египет, Сирию, Марокко, Туркменистан, Ирак, ДР Конго, Мали, Анголу и другие. С началом реализации дополнительной образовательной программы в 2023 году, 32 слушателя из Танзании, Замбии и Эфиопии начали обучение на подготовительном отделении. Эта программа призвана подготовить иностранных граждан к освоению программ на русском языке дистанционно.
Успешно функционирует и развивается в СКФУ подготовительное отделение для иностранных граждан, выпускники которого затем поступают на образовательные программы с обучением на русском языке. На данный момент на подготовительном отделении учатся студенты из 21 страны, включая Египет, Сирию, Марокко, Туркменистан, Ирак, Демократическую Республику Конго, Мали, Анголу и другие.
СКФУ активно развивает молодежные инициативы со странами Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. В 2023 году нашу Школу молодого лидера посетило 200 человек из Сирии, Турции и Ливана. С 2023 года мы являемся соорганизаторами Форума молодежных инициатив Азербайджана и России, а также Российско-армянского молодежного форума. В декабре 2024 года в третий раз встречаем участников Международного молодежного форума «Кавказ-Каспий-Восток» ожидаем участие тысячи человек. Интерес к нашим мероприятиям остается высоким.
СКФУ в 2024 году продолжит реализацию проекта «Школа молодого лидера». Мероприятия будут впервые проведены в Алжирской Народно-Демократической Республике и Тунисской Республике, в не менее чем двух странах Ближнего Востока и Турции.
Одним из ключевых направлений деятельности СКФУ является научное сотрудничество ученых с зарубежными специалистами. Это содействует развитию новых, в том числе междисциплинарных, направлений исследований, решению глобальных проблем современности.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— В последние годы технология искусственного интеллекта (ИИ) стала одним из наиболее обсуждаемых и быстро развивающихся направлений в мире. Отрасли, применяющие искусственный интеллект, получают значительные преимущества, в том числе и высшая школа. Внедрение искусственного интеллекта в отечественные университеты предоставляет огромный потенциал для развития технологий ИИ, но с этими новыми возможностями приходят и потенциальные риски.
С одной стороны, использование искусственного интеллекта позволяет повысить качество образования за счет построения индивидуальных учебных программ, освобождения преподавателей от рутинных задач, расширения доступности образования для различных категорий населения и подготовки специалистов в области ИИ. Среди потенциальных рисков можно выделить следующее: потеря живого общения между студентом и преподавателем, недостаток компетентных специалистов в этой области, возможное нарушение безопасности данных.
Отмечу, что в СКФУ созданы все условия для внедрения технологий ИИ в образовательный процесс. К примеру, для проведения промежуточной и итоговой аттестации университет использует систему «Прокторинг», которая позволяет наблюдать за действиями студентов во время экзамена.
Кроме того, университетом разработана информационно-аналитическая система управления «ИАСУ ВУЗ». На основе искусственного интеллекта она может рассчитать вероятность того, что абитуриенты будут приняты. Это происходит с помощью модифицированной нейронной сети. Также система может автоматически заполнять адреса из справочника, находить дубликаты карточек людей и выполнять другие действия.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п. 47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— В нашем университете активно внедряются образовательные программы, связанные с искусственным интеллектом.
Магистерская программа «Искусственный интеллект, математическое моделирование и суперкомпьютерные технологии в разработке информационных систем» по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». В 2023 году здесь проходят обучение более 30 студентов.
В рамках проекта «Цифровая кафедра» реализуется программа «Прикладной искусственный интеллект и машинное обучение» (в 2022-2023 учебном году обучение прошло около 200 человек, а в 2023-2024 году планируется обучить 175 человек). Эта программа предоставляет возможность студентам и профессионалам из различных областей получить практические навыки в области прикладного искусственного интеллекта.
Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпускников-бюджетников российских вузов? Почему?
— Возврат к советской системе распределения выпускников-бюджетников вряд ли возможен в современных реалиях. Кроме предоставления рабочего места для такого выпускника, была целая система дополнительной мотивации, например, в виде предоставляемого жилья.
В сегодняшних реалиях существуют варианты целевого набора, которые функцию закрепления выпускника на предприятии выполняют. В государственном масштабе механизм целевого обучения способен решать кадровые задачи в различных областях экономики, координировать меняющиеся запросы рынка труда, способствовать проведению молодежной политики, включая систему «кадровых лифтов» для успешных студентов.
Уверен, что действующему механизму целевого набора необходимо добавить ощутимые инструменты мотивации.
По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?
— Модель, действительно, нуждается в совершенствовании. С одной стороны, необходима более гибкая система координации запросов предприятий и отраслей экономики – своего рода, отраслевые прогнозы кадровых потребностей. С другой, сами предприятия не так охотно используют механизмы квотного целевого договора. Возможно, не до конца продуманы алгоритмы контроля за обучением целевика, даже несмотря на право устанавливать требования к успеваемости.
Еще одним ограничением, на мой взгляд, является сложность прогнозирования профессиональных качеств 17-летнего молодого человека. Отмечу, что предприятия очень осторожно подходят к подобным договорам на этапе поступления в вуз.
И тем не менее, есть более щадящий режим – неквотный целевой договор, который может быть заключен с успешными студентами 2, 3 и даже 4-го курсов. Потенциальный работодатель имеет возможность выбора по результатам достижений студентов в учебе или практике, договор заключается уже на этапе обучения. Плюсом для студента может быть и дополнительная материальная поддержка, последовательное вхождение в профессию в рамках производственных практик, гарантированное трудоустройство.
Развитие такой формы целевой подготовки ведется в нашем университете в рамках стратегии тесного взаимодействия с индустриальными партнерами. Эффективность подобного сотрудничества очевидна. Уверен, что при должной системе настройки уже существующих механизмов удастся выработать комфортный вариант и для работодателей, и для студентов, и для университетов.
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Качество образования в настоящее время – это залог успешного трудоустройства выпускника, свидетельство профессионализма коллектива и управленческой команды университета. Реформируя институт государственной аккредитации, государство наделяет вузы большей автономией при условии соблюдения требований к обеспечению качества образования. Методическая поддержка в вопросах обеспечения качества со стороны государства в данном контексте, безусловно, является наиболее актуальной и необходимой.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— Изменение системы государственной аккредитации – это разумный ответ на вызовы времени, направленные на подтверждение соответствия качества образования и, безусловно, требует детальной проработки критериев его оценки. Предлагаемые критерии, на наш взгляд, соответствуют указанным принципам, поскольку позволяют оценить:
- качество подготовки абитуриента (средний балл ЕГЭ);
- профессорско-преподавательский состав вуза (доля НПР, имеющих степень, звание и иные значимые достижения);
- качество образовательной программы, соответствие запросам современного рынка труда (доля работников из числа - руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы);
- качество подготовки студентов (диагностические работы, доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе);
- качество созданных условий образовательной деятельности в вузе (наличие электронной информационно-образовательной среды, внутренней системы оценки качества);
- трудоустройство выпускников (доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении).
Академическому сообществу указанные критерии понятны, их количество достаточно для получения достоверной и объективной оценки качества подготовки по каждой конкретной образовательной программе, реализуемой вузом. Анализ данных критериев позволит управленческой команде оперативно реагировать на возникшие проблемы и эффективно их решать. Полагаю, утвержденные аккредитационные показатели, как и критерии их оценки, будут претерпевать определённые изменения, в зависимости от требований времени и развития науки и технологий. Неизменной останется концептуальная модель, которая позволит вузам в режиме реального времени отслеживать результаты своей работы и улучшать качество образования.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Ответить на данный вопрос однозначно достаточно сложно, поскольку утвержденные аккредитационные показатели требуют наличия четких методических рекомендаций к оцениванию их значений.
Управленческая команда и коллектив вуза в настоящее время ориентированы на привлечение в вуз абитуриентов-высокобалльников. Университет уже имеет положительный опыт в области трансформации внутренней системы оценки качества образования, модернизации электронной информационно-образовательной среды университета, совершенствования системы оценки достижений профессорско-преподавательского состава, модификации алгоритма разработки и реализации образовательных программ. Указанные мероприятия позволят сформировать соответствующую современным потребностям модель измерения и оценки качества образования в вузах.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— В целом отношение к новой модели государственной аккредитации положительное. Существующая процедура нуждается в трансформации с учетом современного развития системы образования.
Госаккредитация – это механизм гарантии качества образования, и формальные показатели контроля образовательной деятельности с четко прописанными критериями позволят прийти к выработке реальных путей развития конкретного университета. Преимущество новой модели состоит в создании условий, упрощающих процедуру госаккредитации, четкости и открытости аккредитационных критериев, снижении бюрократической нагрузки.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— В первую очередь, мы ожидаем репутационной оценки деятельности вуза по реализации образовательных программ коллегиальным, легитимным университетским и профессиональным сообществом. А также новых подходов к оценке качества подготовки обучающихся, а не оценки так называемой бумажной реальности.
Новая модель при процедуре госаккредитации позволит значительно снизить финансовые и другие ресурсные затраты университета при получении бессрочного свидетельства о государственной аккредитации.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— В качестве плюсов стоит отметить следующие позиции. Во-первых, снижение нагрузки на профессорско-преподавательский состав и администрацию вуза в период подготовки к госаккредитации. Во-вторых, от студентов такое нововведение потребует кардинального изменения мышления, ориентированного не только на результат успеваемости и получение диплома об образовании, но и на существующую реальность востребованности конкурентоспособного выпускника на рынке труда.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Да, внутривузовская система обеспечения гарантии качества образования потребует перестройки. Необходимо внесение изменений в организационно-управленческую структуру образовательной организации с ориентацией на модернизацию содержания образовательных программ с учетом задач национальной образовательной политики, международного опыта, мировых тенденций трансформации образовательных систем в различных странах.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— На наш взгляд, объективным показателем качества является стабильная востребованность выпускников образовательной организации. Но этот критерий должен варьироваться, так как абсолютной трудоустроенности по специальности быть не может.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Вуз обеспечивает, прежде всего, реализацию региональной потребности в квалифицированных специалистах. Учет такого критерия, как процент трудоустроенных выпускников вуза в регионе, позволит оценить уровень востребованности и эффективности реализации образовательных программ.