Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее проблемными?
— За последние десятилетия российское высшее образование продемонстрировало значительный прогресс. Важным достижением стало внедрение новых стандартов обучения, модернизация учебных программ, укрепление связей с работодателями. При этом, сохранение положительного опыта советской системы стало хорошим заделом для повышения качества подготовки специалистов. Я думаю, что ценным является сохранение идентичности личности при принятии решения о поступлении в тот или иной вуз. Обучающимся предоставляется возможность выбора направлений подготовки, специальностей, образовательных организаций на территории Российской Федерации. Одним из ключевых успехов стало повышение доступности образования благодаря развитию онлайн-обучения и дистанционных технологий.
Если говорить о проблемных зонах, отмечу, отказ от советской системы высшего образования и переход на Болонскую систему образования в начале 2000-х годов привел к появлению множества нестыковок. Изначально Болонская система предполагала взаимное признание образования за рубежом. Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в вузах разных стран. Однако российские дипломы и научные степени подвергались дискриминации, их не признавали за рубежом.
Наряду с этой, в числе проблемных зон я бы отметил процедуру отбора, и зачисления абитуриентов в образовательные организации. То есть это конкурсы, это система зачисления в вузы по результатам ЕГЭ. При современных условиях развития системы образования, в первую очередь цифровизации, сейчас важно особое внимание уделить именно процедуре отбора, профессиональной ориентации. К актуальным проблемным зонам я отношу устаревшую материально-техническую базу в ряде вузов и проблему кадрового дефицита среди преподавателей, особенно молодых специалистов.
По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?
— Безусловно, достаточно громким «вызовом будущего» является использование искусственного интеллекта. Модель, при которой ты получил образование и с этим базисом живешь всю свою долгую и счастливую жизнь, периодически повышая свои профессиональные навыки, сейчас не работает. Многогранность развития обучающихся, выпускников, специалистов, в первую очередь заключается в использовании таких универсальных, уникальных инструментов, как искусственный интеллект, цифровизация бизнес-процессов, управление проектами. Вопросы социализации также выходят на первый план. Здесь речь идет о знаниях в области социологии, управления, психологии, которые формируют коммуникативные навыки, умение адаптироваться, быть толерантными, то есть взаимодействовать, обмениваясь, знаниями, опытом с абсолютно с разными людьми.
При более детальном рассмотрении понимаем, эти области знаний уже проникли друг в друга. И такими проводниками их как раз являются информационно-коммуникационные технологии.
Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?
— - Масштабное внедрение цифровых платформ, виртуальных лабораторий и интерактивных методик обучения. Это позволит сделать образование более доступным и эффективным.
- Развитие soft skills и проектного обучения. В условиях меняющегося мира важнейшими становятся навыки критического мышления, коммуникации, командной работы и решения сложных задач. Проектное обучение может стать ключевым инструментом для формирования этих компетенций.
- Сотрудничество с работодателями и бизнесом. Установление прочных связей между вузами и компаниями поможет создавать программы, ориентированные на реальные потребности рынка труда. Это также способствует развитию практико-ориентированного обучения.
Какие главные позиции (цели, принципы) рассчитываете увидеть в этом стратегическом документе?
— Стратегия развития образования должна стать дорожной картой для создания системы, где образование не только передает знания, но и формирует граждан, способных отвечать на глобальные вызовы. Ключевые акценты: синтез традиций и инноваций, связь с реальным сектором экономики и цифровая зрелость. Успех зависит от консенсуса между государством, бизнесом и обществом.
Главные цели и принципы стратегического документа:
- Формирование гибкой и адаптивной системы образования: система должна быть способна быстро реагировать на изменения в обществе, экономике и технологиях, предлагая актуальные программы и методики обучения.
- Усиление фокуса на индивидуальном подходе: каждый ученик должен иметь возможность выбирать собственный образовательный путь, основанный на его интересах, способностях и карьерных планах.
- Интеграция образования с реальной жизнью: школы и вузы должны стать площадками для практического применения знаний, сотрудничества с работодателями и участия в социальных проектах.
- Поддержка устойчивого развития и экологической осведомленности: образовательные программы должны включать элементы, направленные на формирование ответственного отношения к природе и решение глобальных экологических проблем.
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Как ректор вуза, я с большим вниманием слежу за дискуссиями о сокращении сроков обучения, в частности, в школьной системе.
С одной стороны, сокращение сроков может представляться привлекательной идеей: ускорить выход молодых людей на рынок труда, сделать образование более гибким и адаптивным к современным требованиям. Однако в этом предложении есть и существенные риски.
Рациональные плюсы сокращения сроков обучения:
- Скорейший выход на рынок труда: молодые люди смогут раньше приступить к строительству своей карьеры.
- Увеличение мобильности: обучающиеся смогут быстрее сменить специализацию или профессию, адаптируясь к изменениям на рынке труда.
- Снижение финансовых затрат: уменьшение сроков обучения может привести к снижению затрат на образование как для семей, так и для государства.
- Возможность получения дополнительных знаний и навыков: сокращение сроков может позволить студентам заниматься самообразованием или проходить дополнительные курсы в более раннем возрасте.
Потенциально опасные минусы сокращения сроков обучения:
- Снижение качества образования: ускоренный темп обучения может привести к поверхностному усвоению знаний и недостаточной практической подготовке.
- Уменьшение времени на формирование личности: студенты могут не успеть сформировать ключевые социальные и личностные качества.
- Повышение конкуренции на рынке труда: увеличение количества выпускников может привести к повышению конкуренции за рабочие места.
- Нехватка времени для самообразования: в результате сокращения сроков у студентов может не быть достаточно времени на самостоятельную работу и саморазвитие.
Важно отметить, что сокращение сроков обучения должно сопровождаться реформой системы образования, направленной на улучшение качества и эффективности образовательного процесса. Необходимо внимательно изучить опыт других стран, которые проводили аналогичные реформы. Важно учитывать интересы как студентов, так и работодателей.
Я считаю, что решение о сокращении сроков обучения должно быть принято взвешенно и с учетом всех возможных последствий.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— Формирование гибких и динамичных образовательных треков, адекватных вызовам времени, требует комплексного подхода, включающего следующие три системных решения:
1. Повышение гибкости учебных планов. Введение модульной системы обучения, возможность выбора специализаций, дополнительных курсов и практик в рамках одной программы позволит студентам строить индивидуальные образовательные траектории, отвечающие их интересам и карьерным амбициям.
2. Активное взаимодействие с рынком труда. Тесная связь вуза с работодателями через совместные проекты, практики, мастер-классы, консультации позволит актуализировать образовательные программы, формировать востребованные навыки и знания, а также обеспечить студентам доступ к реальным профессиональным опытам.
3. Развитие цифровой инфраструктуры. Внедрение современных цифровых платформ и технологий обеспечит доступность образования в онлайн-формате, позволит использовать инновационные методы обучения, а также предоставит студентам возможность получать знания из разных источников и в удобном для них режиме.
Эти три компонента в комплексе позволят нам создать современную, динамичную и гибкую систему высшего образования, которая будет отвечать на вызовы меняющегося мира и подготовить выпускников к успешной карьере в XXI веке.