Экспертный совет. Эксперт: Константин Андреевич Подрезов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Константин Андреевич Подрезов

Ректор

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№156 (8) '2024
аккредитация в образовании

Назовите несколько стратегических для отечественной высшей школы событий 2024 года. Каких долгосрочных результатов от них ожидаете?

эксперт

—  Вряд ли буду одинок, если назову ключевым событием для высшей школы уходящего года февральское заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ, результатом которого стала новая редакция Стратегии научно-технического развития РФ. Обозначенные документом приоритетные направления: использование механизмов искусственного интеллекта для проектирования всевозможных систем и материалов, высокотехнологичное здравоохранение, высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство, противодействие биогенным, техногенным, социокультурным угрозам и т.д. – дают университетам чёткое представление о том, какие направления подготовки специалистов востребованы сейчас и будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вузам заданы понятные векторы развития, придерживаясь их, вполне реально при поддержке государства укрепить традиционно сильные позиции и освоить новые перспективные темы.

Нельзя не упомянуть также переход к новой модели высшего образования: от бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию (срок обучения — от 4 до 6 лет), от магистратуры — к специализированному высшему образованию (от года до трех), а также обновление программ аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Конечно, с начала трансформационного процесса прошло ещё совсем немного времени, однако уже сейчас можно сказать, что более гибкая система позволит нам строить образовательные программы, сильнее завязанные на запросах абитуриентов и работодателей, ориентироваться на планы дальнейшего трудоустройства самих студентов и потребности рынка труда.

Третьим знаковым событием 2024-го стало, пожалуй, ноябрьское поручение В.В. Путина по подготовке проекта основ государственной политики по продвижению и поддержке русского языка. Для всех университетов, где реализуются гуманитарные направления подготовки, поручение стало чётким сигналом того, насколько важную роль играет работа по продвижению русского языка в позиционировании нашего государства за рубежом. Вкупе с планами по учреждению специальной стипендии для преподавателей русского языка, работающих за границей, это означает, что востребованность таких специалистов будет расти. Университетам необходимо работать над формированием методической базы, установлением партнерских связей с педагогическими сообществами дружественных стран, над разработкой планов наиболее эффективных мероприятий по продвижению русского языка и культуры.

аккредитация в образовании

Назовите главные события 2024 года для вашего вуза? Что удалось сделать?

эксперт

—  В первую очередь это, пожалуй, работа по стратегическим проектам госпрограммы «Приоритет 2030», удалось сделать очень многое. Успешно заканчивает год «Международная школа русского языка», в рамках которой преподавателями нашего университета проделана огромная работа по созданию и организации работы Центров открытого образования в Сербии, Республике Сербской и Беларуси. Мы с удовлетворением отмечаем как рост числа желающих пройти курсы обучения русскому языку во всех этих государствах, так и увеличение в школах, библиотеках, университетах количества мероприятий, посвященных изучению творчества известных русских писателей, учёных, композиторов. Крупные форумы среди профессионального сообщества, проведенные в этом году в Минске и Восточном Сараево, показали, что спрос на методические разработки наших преподавателе и на русскую культуру в целом достаточно высок и демонстрирует тенденцию к росту. Так что работу эту мы обязательно продолжим.

Перспективной выглядит и работа «Центра технологического превосходства», где наши учёные занимаются исследованиями в таких значимых направлениях, как биохимия, фармакология, силиконовые материалы и технологии, технологии ремедиации техногенных ландшафтов, а также здоровьесберегающие и фармацевтические технологии. Уже в декабре мы открыли новое студенческое конструкторское бюро, сотрудники которого с помощью суперкомпьютера и метода молекулярного моделирования будут заниматься разработкой лекарственных средств для лечения онкозаболеваний.

Есть определенные успехи и у команды, которая работает над проектом «Экосистема подготовки кадров для цифрового развития региона». Успешно завершён проект разработки инструмента оперативной отчетности работников участковых избирательных комиссий для улучшения контроля хода голосования. Набирает популярность и «Цифровая кафедра» – проект, позволяющий студентам различных направлений подготовки (в том числе будущим педагогам) получить важные для использования в работе IT-компетенции.

Кроме того, с 1 сентября у нас работает Институт детства. Новая образовательная структура значительно расширила возможности для подготовки будущих воспитателей, учителей музыки и начальных классов, детских педагогов-психологов и социальных педагогов. Наш институт предлагает самые современные методики по подготовке педагогов начальных классов, оригинальные и интересные образовательные программы. Студенты, кстати, очень высоко оценивают организацию учебного процесса, думаю популярность Института детства будет только расти.

Ну и, конечно, я с удовлетворением отмечаю, что наш в некоторой степени рисковый профориентационный проект «PROстажёр», в рамках которого студенты педагогического направления работают в школах региона, оправдал все наши надежды. В этом году студенты – молодые учителя работают в образовательных организациях 20 муниципалитетов Тульской области. Более 40% участников не только преподают профильные предметы, но и ведут курсы внеурочной деятельности, кружки дополнительного образования, работают воспитателями групп продлённого дня и классными руководителями. Свыше половины стажёров, пройдя с помощью наставников адаптацию в школьных коллективах, не против остаться в них на постоянную работу.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка на 2025 год? Назовите несколько ее ключевых пунктов.

эксперт

—  Следующий год обещает стать для нашего университета очень насыщенным. Во-первых, мы планируем вводить направления подготовки среднего профессионального звена. У вуза есть для этого и ресурсы, и компетенции. СПО при высшей школе удобно тем, что с одной стороны мы способны обеспечить подготовку на очень высоком уровне, а с другой – так можно обеспечить «мягкий вход» в университет тем, кто будет настроен продолжить образование.

Также в наших планах – развитие дистанционных технологий образования. Темп современной жизни очень высок, и далеко не все могут позволить себе выделить время на посещение университета. Дистанционные же технологии помогут тем, кто получает второе высшее, людям с ограниченными возможностями, студентам, совмещающим учёбу с работой. Доступность образования, удобство при выборе механизмов обучения – одно из главных требований современного абитуриента.

Естественно, мы продолжим все наши профориентационные проекты со школьниками, усилим работу с международными студентами, продолжим укреплять научный блок университета… Планов очень много, я надеюсь, что реализовать удастся все.

аккредитация в образовании

Госполитика в сфере образования: решения каких самых насущных проблем высшей школы ожидаете?

эксперт

—  Надеюсь, что сохранятся и преумножатся механизмы, позволяющие укрепить материально-техническую базу областных вузов. Сейчас требования студентов к университетам достаточно высоки – они хотят, чтобы вузы в их регионах не слишком отличались от столичных по оснащению. И это понятно при современной доступности информации и её открытости.

Также хотелось бы внедрения дополнительных форм поддержки молодых педагогов и студентов педагогических направлений – особенно физиков и математиков. Дефицит этих предметников уже ощущается, а в части престижа этой профессии и ее привлекательности пока очень много вопросов. И только на региональном уровне эту задачу не решить.

Наверх