Экспертный совет. Эксперт: Игорь Александрович Лагерев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Игорь Александрович Лагерев

Ректор

Кубанский государственный технологический университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№163 (7) '2025
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегически важных для отечественной высшей школы событий 2025 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете?

эксперт

—  Безусловно, главное событие этого года – начало активной фазы перехода на новую систему высшего образования. Этот процесс направлен на достижение стратегической цели, поставленной, в том числе, Президентом РФ, и имеет долгосрочную перспективу принципиального повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Совмещение принципов унификации содержания образовательных программ на федеральном уровне, изменение сроков реализации, а также изменение принципов финансирования системы высшего образования даст синергетический эффект перехода подготовки высококвалифицированных кадров на принципиально новый уровень.

Переход на новую модель высшего образования уже вызвал еще два не менее важных изменения для сферы высшего образования – установление ограничения на прием абитуриентов на места с оплатой стоимости обучения и перечня направлений подготовки, по которым ограничен набор на места с оплатой стоимости обучения. Они направлены на одну цель: повышение количества квалифицированных кадров по техническим (инженерным) направлениям подготовки и специальностям, что отвечает всем современным требованиям, связанным с развитием реального сектора экономики и создания технологического суверенитета страны.

В 2026-2027 годах всей сфере образования предстоит быть готовыми к большому количеству нововведений, так как переход на новую качественную модель требует, в том числе, изменение федерального законодательства.

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Нельзя путать образование и подготовку. Образование – это сложный процесс, в ходе которого студенту передается картина мира и формируется мышление, отражающее его будущую деятельность. У инженера – инженерное, у юриста  – юридическое, у врача – врачебное. При этом формируются не просто знания и навыки, а компетенции. То есть готовый специалист способен критически мыслить, создавать новые продукты и технологии, эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Я убежден, что сокращение сроков реализации образовательных программ недопустимо, если страна ставит перед собой задачи обеспечения технологического суверенитета. Подготовку же специалиста для конкретного предприятия, для работы в конкретных условиях, на известном оборудовании по готовым технологическим процессам сократить можно легко и без потери качества. Речь может идти даже не о годах, а о месяцах, даже неделях. В ходе подготовки достаточно объяснить обучающимся некоторые теоретические основы и поставить навыки до уровня автоматизма. Однако, после такого обучения не приходится рассчитывать, что выпускник будет способен создавать что-то новое. Компромиссным вариантом является обучение по программам среднего профессионального образования. Это уже 2-3 года, а не 4-6, как при обучении в вузе. Мы наблюдаем рост спроса на программы СПО. В нашем университете в этом году в колледж на первый курс было зачислено около 1000 человек. Три года назад столько же училось в СПО на всех курсах. Но я убежден, что будущие главные конструкторы, великие ученые, крупные предприниматели и в будущем будут получать классическое образование.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  В наибольшей степени гибкие образовательные траектории будут формироваться при более активном внедрении совмещенных образовательных программ СПО и обучения в 10-11 классах, когда старшеклассник, завершая обучение в школе, параллельно осваивает программу СПО. По окончании школы он либо будет иметь готовую профессию плюс аттестат, что позволит начать трудовую деятельность, либо будет иметь возможность поступить в вуз. Также вузам следует активно развивать пакеты программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям времени. Кроме того, на всех этапах образовательного процесса должны принимать участие работодатели.

Наверх