Экспертный совет. Эксперт: Игорь Александрович Лагерев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Игорь Александрович Лагерев

Ректор

Кубанский государственный технологический университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Нельзя путать образование и подготовку. Образование – это сложный процесс, в ходе которого студенту передается картина мира и формируется мышление, отражающее его будущую деятельность. У инженера – инженерное, у юриста  – юридическое, у врача – врачебное. При этом формируются не просто знания и навыки, а компетенции. То есть готовый специалист способен критически мыслить, создавать новые продукты и технологии, эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Я убежден, что сокращение сроков реализации образовательных программ недопустимо, если страна ставит перед собой задачи обеспечения технологического суверенитета. Подготовку же специалиста для конкретного предприятия, для работы в конкретных условиях, на известном оборудовании по готовым технологическим процессам сократить можно легко и без потери качества. Речь может идти даже не о годах, а о месяцах, даже неделях. В ходе подготовки достаточно объяснить обучающимся некоторые теоретические основы и поставить навыки до уровня автоматизма. Однако, после такого обучения не приходится рассчитывать, что выпускник будет способен создавать что-то новое. Компромиссным вариантом является обучение по программам среднего профессионального образования. Это уже 2-3 года, а не 4-6, как при обучении в вузе. Мы наблюдаем рост спроса на программы СПО. В нашем университете в этом году в колледж на первый курс было зачислено около 1000 человек. Три года назад столько же училось в СПО на всех курсах. Но я убежден, что будущие главные конструкторы, великие ученые, крупные предприниматели и в будущем будут получать классическое образование.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  В наибольшей степени гибкие образовательные траектории будут формироваться при более активном внедрении совмещенных образовательных программ СПО и обучения в 10-11 классах, когда старшеклассник, завершая обучение в школе, параллельно осваивает программу СПО. По окончании школы он либо будет иметь готовую профессию плюс аттестат, что позволит начать трудовую деятельность, либо будет иметь возможность поступить в вуз. Также вузам следует активно развивать пакеты программ дополнительного профессионального образования, отвечающих требованиям времени. Кроме того, на всех этапах образовательного процесса должны принимать участие работодатели.

Наверх