Экспертный совет. Эксперт: Валерий Анатольевич Горенкин. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Валерий Анатольевич Горенкин

Ректор

Крымский университет культуры, искусств и туризма

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№156 (8) '2024
аккредитация в образовании

Назовите несколько стратегических для отечественной высшей школы событий 2024 года. Каких долгосрочных результатов от них ожидаете?

эксперт

—  Основные векторы обновления отечественной системы образования ежегодно закладываются в рамках Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. В 2024 году важным ориентиром развития и трансформации страны, двигателем всех преобразований в обществе по праву становится молодежь.

С уверенностью могу сказать, что уходящий год стал событийно насыщенным периодом для российской высшей школы. 2024 год коренным образом отличается от 2023 года, который был нацелен на выстраивание новой системы высшего образования в Российской Федерации. Преобразования, внедренные в этом году, на мой взгляд, станут базисом для глубинного переосмысления студенческой молодежью своей гражданской позиции, внутренних детерминант духовно-нравственного становления, а также фундаментом для построения личностно-центрированной траектории профессионального самоопределения.

Научно-педагогическое сообщество сделало ряд важных шагов на пути формирования мировоззрения молодежи – главного ресурса нации. Комплексное внедрение в образовательные программы российских вузов дисциплин патриотической и добровольческой (волонтерской) направленности является подтверждением сказанному. Данный подход к организации образовательной деятельности позволяет создать в вузе новую модель обучения: обучение посредством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и социальной саморефлексии субъектов образовательных отношений.

Важным событием уходящего года считаю подготовку и издание учебника «История России» под редакцией Ю.А. Петрова. Работа, проведенная Российским историческим обществом, является важным инструментом реализации основных положений государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Учебник разработан таким образом, что обучающимся вузов предоставлена уникальная возможность переосмыслить события истории нашего государства с учетом специфики образовательных программ. Я уверен, что достаточно сложная для осмысления историческая наука станет ближе и понятнее всем без исключения студентам учебных заведений творческой направленности – музыкантам, хореографам, режиссерам, актерам, дизайнерам.

аккредитация в образовании

Назовите главные события 2024 года для вашего вуза? Что удалось сделать?

эксперт

—  Творческий вуз и его воспитанники – это вулкан идей и источник вдохновения для профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала университета. 2024 год стал важной вехой развития образовательной организации, которая имеет уже более чем 76-летнюю историю развития.

Университет, будучи единственным творческим высшим учебным заведением в Республике Крым, нацелен на подготовку квалифицированных научно-педагогических и творческих кадров для сферы культуры, искусств и туризма. Статистика показывает, что востребованность его выпускников растет с каждым годом, подтверждением чему является показатели их трудоустройства. По истечении 6 месяцев с момента получения диплома об образовании более 88% выпускников вуза обрели свои первые рабочие места, из них 85,4% – по специальности. Более 6% выпускников продолжили обучение в соответствии с выбранным направлением подготовки, в том числе совмещая обучение с трудовой деятельностью.

Научно-исследовательская и творческая деятельность вуза являются ее гордостью. Ежегодно на базе университета проходят международные, всероссийские (в том числе с международным участием) и региональные научные форумы, конференции, круглые столы. Одним из самых ярких и представительных мероприятий является Всероссийский научный форум «Стратегии социокультурного развития России», который в 2024 году привлек 210 участников из 43 образовательных организаций Российской Федерации и Республики Таджикистан. Заключительным мероприятием форума стало проведение круглого стола молодых ученых на тему «Традиционные семейные ценности глазами российской молодежи».

Университет является инициатором проведения ежегодного всероссийского конкурса «Таврическая камерата» для обучающихся профильных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. В этом году конкурс привлек к участию талантливую молодежь из разных федеральных округов РФ, определив лучших из них в разных номинациях.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка на 2025 год? Назовите несколько ее ключевых пунктов.

эксперт

—  Повестка развития университета напрямую связана с кардинальными преобразованиями в образовательной системе Российской Федерации, заложенными Указом Президента РФ от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

Реализация основных положений Программы развития университета на 2025-2030 годы направлена на усиление положения образовательной организации в регионе и федеральном округе за счет увеличения числа работодателей, участвующих в реализации образовательных программ и заинтересованных в подготовке обучающихся в рамках целевой квоты.

Мониторинг мнения работодателей и анализ рынка труда поставили нас перед необходимостью инициирования процедуры подготовки к открытию новых направлений подготовки и специальностей в сфере культуры и искусств.

Амбициозными являются планы по увеличению количества обучающихся и преподавателей, удостоенных звания лауреата международных и всероссийских конкурсов, а также почетных званий и государственных наград в сфере культуры, искусств и образования.

аккредитация в образовании

Госполитика в сфере образования: решения каких самых насущных проблем высшей школы ожидаете?

эксперт

—  С учетом стратегических тенденций развития российского общества, заложенных в 2024 году, вектор развития государственной политики в сфере образования в наступающем году должен быть направлен на решение следующих задач:

- консолидация усилий вузов творческой направленности на пути разработки инструментов для формирования обобщенных трудовых функций, трудовых действий и трудовых функций для реестра профессиональных стандартов в сфере культуры и искусства (музыкальное искусство, хореографическое искусство, театр, кино и т.д.). Пересмотр профстандартов позитивным образом отразится на качественных показателях разработки руководителями образовательных программ индикаторов сформированности компетенций по творческим направлениям подготовки и специальностям;
- совершенствование механизмов взаимодействия научных школ, существующих в образовательных организациях творческой направленности, и профильных научно-исследовательских, проектных, концертно-творческих организаций и учреждений с целью выявления актуальных направлений исследований в данной области. Проведение реформ в данной области позитивным образом отразится на количестве обучающихся творческих вузов, решивших совместить творческую и научную карьеру по выбранной специальности;
- внедрение действенных инструментов выявления и поддержки талантливой молодежи в процессе получения ими образования и постдипломного сопровождения;
- создание условий в регионах для организации доступной среды для получения образования всеми без исключения категориями граждан. Актуальной остается проблема недостаточного количества учебных пособий, дидактических материалов, хрестоматий для обучающихся творческих направлений подготовки и специальностей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Именно данная категория обучающихся требует особой поддержки и продуманных механизмов сопровождения.

№155 (7) '2024
аккредитация в образовании

Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?

эксперт

—  На мой взгляд, нам необходимо изначально разделять понятия «дефицит кадров» и «дефицит стрессоустойчивых многозадачных сотрудников», востребованных во всех без исключения отраслях экономики страны. Мониторинг рынка труда показывает, что руководители крупных компаний, промышленных предприятий нацелены на привлечение к рабочему процессу поликомпетентных профессионалов, которые способны гибко и оперативно решать любые поставленные перед ними задачи, иногда идущие в разрез с узкоспециализированными квалификациями, присвоенными им по результатам обучения.

Сфера академического образования не является исключением. Идеальная модель современного преподавателя высшей школы – исследователь и методист, тонкий психолог и грамотный педагог, способный выявлять образовательные потребности обучающихся, оратор, заражающий своей харизмой аудиторию слушателей, а главное – это человек, который своим примером призван прививать будущим специалистам неугасаемый интерес к выбранной профессии. К слову, такой объем трудовых функций, с которыми обязан успешно справляться преподаватель современной высшей школы, практически невозможно отразить в профессиональном стандарте, выход которого в свет мы ждем уже много лет.

Еще более остро проблема нехватки универсальных педагогических кадров, равно успешно справляющихся с решение многозадачных комбинаций в процессе реализации образовательных программ, стоит в высших учебных заведениях творческой направленности. В большинстве случаев узконаправленная специфика подготовки актеров, режиссеров, музыкантов-исполнителей, художников по УГСН «Культура и искусство» не предполагает синхронного развития у будущих специалистов и исполнительских, и научно-исследовательских, и педагогических компетенций. Акцент делается на формировании «Мастера», способного совмещать служение музам и преподавательскую деятельность. В свою очередь, подготовка научно-исследовательских и педагогических кадров осуществляется преимущественно по УГСН «Образование и педагогические науки» и направлена на формирование научно-педагогического потенциала Российской Федерации.

С уверенностью могу сказать, что университетский сектор ощущает потребность именно в поликомпетентных кадрах, способных одинаково успешно и продуктивно решать научно-исследовательские, творческие, практико-ориентированные и учебно-методические задачи.

аккредитация в образовании

Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?

эксперт

—  Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре требует от меня, как от ректора, принятия гибких административно-управленческих решений по обеспечению функционирования «реактора» с учетом внутренних и внешних ситуационных переменных.

По результатам систематизации мер, используемых в университете для поддержания и стабильного повышения эффективности реализации образовательных программ в аспирантуре, мы пришли к следующим выводам:

1. Прежде всего, необходимо принять ряд стратегических управленческих решений по ­обеспечению развития в университете научной школы, способной обеспечивать решение стратегических задач как на региональном, так и на федеральном уровнях.
2. В свою очередь, научная школа должна способствовать выявлению и поддержке одаренных обучающихся, стремящихся в процессе обучения по программам специалитета и магистратуры последовательно решать практические и научно-исследовательские задачи.
3. Объединение образовательных программ специалитета, магистратуры и аспирантуры, реализуемых в университете, в единый образовательный трек, что приводит к интенсификации практико-ориентированной и научно-ориентированной подготовки обучающихся.
4. Разработка механизмов взаимодействия научной школы университета и профильных научно-исследовательских, проектных, концертно-творческих организаций и учреждений Республики Крым с целью выявления проблемного поля для исследований, проводимых на базе образовательной организации.
5. Поддержка и стимулирование проектной деятельности, направленной как на выявление, разработку и решение наиболее востребованных социально-экономических, культурно-исторических и производственных задач, так и на формирование научно-исследовательского резерва среди обучающихся.
6. Консультационная, финансовая, образовательная поддержка наиболее успешных социально-культурных, творческих проектов обучающихся. Оповещение заинтересованных лиц о результатах реализации проектов.
7. Усиление ответственности научных руководителей и университетской научной школы за качество подготовки аспирантов в вузе.
8. Стимулирование публикационной активности профессорско-преподавательского состава и обучающихся университета. На мой взгляд, низкая публикационная активность научно-педагогических работников деструктивно влияет на научно-исследовательскую активность обучающихся.
9. Нормативное регулирование деятельности научно-исследовательских, учебных и творческих лабораторий, их объединение в единый научно-творческий кластер; регламентация деятельности научных школ и грантовой поддержки наиболее востребованных исследований.
10. Создание рабочих мест для обучающихся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.
11. Научно-исследовательская профориентация обучающихся по программам специалитета и магистратуры.

Таким образом, модернизационные преобразования в высшей школе должны снять формальные препятствия на пути формирования вузами образовательных программ с учетом академических традиций, региональных тенденций и их научного потенциала.

Я с интересом изучил и во многом поддерживаю пилотный проект по созданию производственной аспирантуры в нашей стране, который призван решать конкретные производственные задачи. Опыт внедрения данного проекта позитивным образом отразится на научно-исследовательском потенциале вуза и со временем его можно будет адаптировать для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области культуры и искусства.

аккредитация в образовании

Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?

эксперт

—  Рассмотрим некоторые переменные, детерминирующие возможность поступления и успешность обучения аспирантов по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.

С одной стороны, препятствием для выбора научной профессии может служить факт отсутствия сформированной научной школы с развитой научно-исследовательской базой и/или научно-исследовательской инфраструктурой в учебном заведении, где студенты получали образование по программам высшего образования. Как следствие, у них не были развиты интуитивные способности (научная интуиция), интерес к исследовательской деятельности и научно-исследовательские компетенции.

С другой стороны, детерминировать процесс прихода и закрепления молодежи в научных профессиях могут социальная, эмоциональная и личностная незрелость вчерашних выпускников вузов. В первую очередь, речь идет о низком уровне сформированности у них следующих характеристик личности: самоорганизация, самоопределение, самоконтроль, самодисциплина, саморефлексия, и, что немаловажно, способности самостоятельно управлять временем.

Отсутствие навыка тайм-менеджмента и строгой калькуляции времени приводит к тому, что обучающиеся не способны совмещать работу и освоение программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Как результат – отсев потенциальных выпускников на втором-третьем году обучения.

Каким я вижу выход из данной ситуации? Формирование основных характеристик личности, в том числе навыка самостоятельности, необходимо начинать в системе общего образования. К сожалению, потерю данного сензитивного периода для формирования навыков работы обучающегося с учебным материалом практически невозможно компенсировать в дальнейшем.

аккредитация в образовании

Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.

эксперт

—  В Крымском университете культуры, искусств и туризма активно реализуются образовательные программы, направленные на подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также функционирует научная школа.

Одной из стратегических задач развития университета является формирование резерва научно-исследовательских и научно-творческих кадров.

Активно внедряется гибкая система стимулирования штатных преподавателей, не имеющих ученой степени, к участию в проведении комплексных научных исследований, что позволяет узкопрофильным специалистам, ознакомившись со спецификой научного рассмотрения, начинать самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

По результатам проводимых научных исследований наиболее активным аспирантам предоставляется возможность участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей педагогических работников. По результатам прохождения конкурса они получают возможность совмещать исследовательскую деятельность с работой в вузе по профессии.

Также активно внедряются практики наставничества для обучающихся по программам высшего образования. Аспиранты не только перенимают опыт своих научных руководителей, но и активно взаимодействуют с представителями Союза молодых ученых университета, Российского культурологического общества и Крымского отделения Российского культурологического общества. Среди многообразия форм взаимодействия наиболее действенными, по мнению всех участников научно-образовательного процесса, являются совместное проведение научных, научно-творческих, учебно-методических семинаров, конференций, диспутов. Внедрение данной практики позволяет всем без исключения обучающимися и опытным ученым согласованно исследовать и решать стратегически значимые задачи развития культурологической науки в Российской Федерации.

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Изменения, коснувшиеся отечественной системы общего образования в конце 80-х годов прошлого века, затронули прежде всего продолжительность обучения в общеобразовательной школе за счет увеличения срока освоения программы на один год и одновременного уменьшения учебных дней, отводимых на контактную работу педагогов с обучающимися, на 8%.

Возникает закономерный вопрос, приведет ли анонсированное «спрессовывание» продолжительности срока обучения к обратному увеличению объема контактных часов, повышению качества образования, возрождению лучших традиций советского образования, а главное - к повсеместному внедрению механизмов ранней специализации? Готовы ли психологически ­современные школьники принимать осознанное решение в выборе профессии? Можно ли подготовить высококвалифицированного специалиста в сжатые сроки, изучая профилирующие ­дисциплины всего пару лет? Как это коснется ФГТ, регламентирующих реализацию предпрофессиональных программ по видам искусств, в области физической культуры и спорта?

На примере пролонгированной системы подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, базирующейся на академических традициях непрерывного образования, можно с уверенностью сказать, что проблема подготовки востребованных специалистов кроется не в сроках обучения, а в сокращении часов, отводимых на изучение дисциплин профильной направленности, частичном или полном отсутствии ранней профессионализации и профориентации (для направлений подготовки по УГСН 50.00.00 Искусствознание, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты и т.д.).

Так, позднее ознакомление обучающихся школ со спецификой различных профессий, скудный арсенал инструментов эстетического и трудового воспитания приводят к возникновению своеобразных «серых зон». С одной стороны, большинство абитуриентов мало осведомлены о профильной направленности образовательных программ и при зачислении в вуз достаточно долго адаптируются к особенностям своего выбора.

С другой стороны, современный среднестатистический выпускник «заточен» на получение оценки в рамках госаттестации. Будущие абитуриенты и их родители в вопросах профессионального самоопределения детерминированы необходимостью получить проходной балл на ЕГЭ. Соответственно, профессиональное самоопределение становится вторичным. Для поступления в высшую школу они вынуждены выбирать из перечня экзаменов далеко не те предметы, которые позволят им получить в будущем профессию в соответствии внутренним потребностям, способностям и устремлениям.

В современных условиях конкурентоспособным может стать только тот выпускник, который не только решает базовые задачи, но обладает развитыми надпрофессиональными компетенциями, стремится самостоятельно выстраивать свою профессиональную траекторию роста, объективно реагирует на вызовы времени, социально-экономические и кадровые потребности инвесторов, представителей работодателей. Конвейерное производство неуверенных в своем выборе специалистов приводит к появлению кадрового дефицита на рынке труда.

Речь о сокращении сроков обучения без изменения подходов к оцениванию достижений как в системе общего образования, так и профессионального образования противоречит основополагающим принципам обучения. Проведение ранней профориентационной работы во всех без исключения общеобразовательных школах России, сопряженное с возможностью совершенствования компетенций в системе дополнительного образования, должно стать базой для формирования грамотного и востребованного специалиста, который будет способен адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям в обществе.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  1. Подбор и расстановка кадров с учетом внешних и внутренних ситуационных переменных (инновационная кадровая политика – кадровое брендирование, мониторинг ­системы мотивационной заинтересованности сотрудников, в том числе работодателей, участвующих в реализации образовательных программ, создание собственного управленческого  и научно-педагогического кадрового резерва,  внедрение механизмов краудсорсинга, создание фокус-групп и внедрение механизмов бенчмаркинга).
2. Управление стоимостью образовательных услуг с учетом механизмов процессно-ориентированного учета затрат. 
3. Разработка и внедрение востребованных на рынке труда образовательных программ, в том числе с учетом региональной специфики.

Наверх