Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?
— Аспирантура играет ключевую роль в подготовке высококвалифицированных научных кадров и технологии формирования научного потенциала страны. Для того чтобы аспирантура была эффективной и могла успешно развиваться, необходимо внедрить ряд мер, направленных на улучшение образовательного процесса, научной деятельности и взаимодействия с рынком труда.
В Казанском государственном институте культуры принимаются все меры для поддержки и развития аспирантуры. Мы улучшаем качество образовательных программ, модернизируя учебные планы и интегрируя практический опыт. Осуществляется поддержка научных руководителей, включающая обучение и повышение квалификации, введена система оценивания научных руководителей по их эффективности в руководстве аспирантами. Для аспирантов существует помощь в финансировании и материально-техническом обеспечении научных исследований, привлечение дополнительных средств, включая гранты, для поддержки исследовательских проектов аспирантов. Создаются все необходимые условия для научной работы: доступ к современному оборудованию и технологиям для проведения научных исследований.
Руководство КазГИК поддерживает молодых педагогов, осуществляет целевое финансирование обучения в аспирантуре, развивает школу наставничества для молодых ученых и аспирантов.
Вуз осуществляет поддержку публикационной активности молодых ученых, организацию научно-практических и методологических семинаров по подготовке научных статей и публикаций, а также предоставление финансовой поддержки для участия в конференциях. Выпускается научный журнал ВАК «Вестник КазГУКИ», где аспиранты могут бесплатно опубликовать статьи. По положению об интеллектуальной собственности молодым ученым оплачивается работа по научным трудам.
Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?
— – Недостаточная материальная заинтересованность и низкий уровень популяризации науки и образования представляют собой значительный негативный фактор, препятствующий выбору и закреплению молодежи научных профессий. Молодежь, обладающая высоким потенциалом и интересом к научной деятельности, уходит в другие сферы, что приводит к утрате ценного человеческого капитала для науки.
Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.
— Поддержка аспирантов и молодых ученых является важным аспектом развития науки. В Казанском государственном институте культуры проводятся конкурсы «Лучший молодой преподаватель» и «Лучший молодой ученый». Молодых ученых награждают премиями за выдающиеся достижения в научных исследованиях, что не только повышает престиж их работы, но и служит дополнительным стимулом для дальнейших исследований.
Наши молодые ученые участвуют в грантах Правительства Республики Татарстан на подготовку и стажировку в российских и зарубежных образовательных и научных организациях «Алгарыш». Это первая региональная программа такого рода в России. Она одновременно решает две важные задачи: подготовка и развитие кадрового потенциала республики и удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах.
В институте функционирует студенческое научное общество, направленное на поддержку университетских проектов в сфере науки.
В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» реализуется программа «Студенческий стартап» в которой 20 студентов выиграли грант по 1 млн руб. Данная программа позволяет раскрыть научный потенциал и привить интерес к науке.
Поддержка аспирантуры и развитие научных школ являются ключевыми факторами успеха в формировании научного потенциала вуза. Эффективные практики способствуют воспитанию нового поколения ученых и повышают конкурентоспособность в академической среде. В КазГИК устойчиво развиваются научные школы, ведущие исследования в области: философско-культурологических проблем постнеклассической науки; генезиса культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса; теории, методики и организации социально-культурной деятельности; изучения и актуализации этнокультурного многообразия народов России; изучения документа как объекта исследования культуры - комплексной безопасности жизнедеятельности человека.
Мы создаем сбалансированную систему воспроизводства научно-педагогических кадров для научных исследований в сфере культуры, внедряя инновационные модули в программы магистратуры и аспирантуры в соответствии с изменяющейся образовательной парадигмой, такие как: «Цифровая трансформация культуры», «Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в сфере культуры и искусства», «Генезис культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса».
В 2024 году на базе Академии наук совместно с КазГИК прошли международные научно-практические конференции: «Педагогические чтения 2024: Потенциал науки, образования и культуры в развитии цифрового поколения», «Культурное сотрудничество со странами Востока и Азии: современное состояние и перспективы развития» в рамках Международного фестиваля национальных культур «Россия-Восток» и др., а также проведены стратегические и форсайт-сессии, в которых молодые ученые и аспиранты вуза приняли активное участие. Вовлеченность аспирантов и молодых ученых в научные конференции играет ключевую роль в их профессиональном развитии. Конференции представляют собой платформу для обмена идеями, получения обратной связи от экспертов и коллег, а также позволяют наладить профессиональные связи и сотрудничество.