Экспертный совет. Эксперт: Юрий Сергеевич Марфин. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Юрий Сергеевич Марфин

Ректор

Тихоокеанский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№152 (4) '2024
аккредитация в образовании

Назовите наиболее значимые на ­сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет ­­решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?

эксперт

—  Тихоокеанский государственный университет уже на протяжении 34 лет ведет активную международную деятельность, в первую очередь с ­партнерами из стран Северо-восточной Азии: Китая, Южной Кореи, КНДР, Японии. Университет строит свою работу системно. Для развития международных контактов с вузами КНР, особенно из северо-восточных провинций, и Дальнего Востока РФ с начала 1990х годов проводится форум ректоров, который стал известной площадкой для обмена мнениями по различным вопросам образовательного, научного, культурного сотрудничества. Так, в Харбине в сентябре 2023 г. в форуме приняли участие более 200 представителей из 82 университетов России и Китая.  В 2010 г. на 10-м форуме ректоров при поддержке Минобрнауки РФ и Министерства образования КНР создана Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая (АВРИК). Вузами-учредителями и председателями являются ТОГУ от России и Северо-восточный сельскохозяйственный университет от Китая. Цели Ассоциации – расширение форм сотрудничества и интеграции в сфере науки, образования и культуры; обмен опытом, координация и организация совместной работы вузов ДВ и Сибири России и северо-востока Китая. Сегодня Ассоциация объединяет 94 вуза РФ и КНР. 

Новым шагом в развитии взаимовыгодного ­партнерства стал совместный подготовительный факультет ТОГУ и Северо-восточного сельскохозяйственного университета, который решает задачи комплексной подготовки абитуриентов и студентов, которые в последующем учатся на ­совместных образовательных программах.  Обучение на совместном подготовительном факультете дает возможность китайским и российским школьникам и студентам не только выучить язык, но и начать процесс социокультурной адаптации задолго до поступления на программы высшего образования, погрузиться в историю и культуру страны, посетить университеты-партнеры и познакомиться с их инфраструктурой и организацией учебного процесса.

Успешным наш университет считает и трансляцию опыта по тренингам по технологическому предпринимательству, которые ТОГУ проводит не только по всей России, но и в вузах КНР. Это совершенно новый вид сотрудничества, востребованный для молодежи двух стран. Тренинг предпринимательских компетенций – это деловая имитационная игра, в которой участники погружаются в моделирование предприятия и пробуют себя в роли предпринимателей. У нас уже есть договоренность о проведении таких тренингов в ­нескольких вузах КНР.

аккредитация в образовании

«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, ­поставленный   в соответствующем   президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?

эксперт

—  Конечно, университетам самостоятельно достичь такую амбициозную цель будет непросто. По сути, необходимо увеличить контингент иностранных обучающихся на 40-50% в каждом вузе, что возможно только при реализации совершенно новых подходов к позиционированию университетов за рубежом, к изменению инфраструктуры университетских кампусов, созданию новых образовательных программ, сопряженных с программами зарубежных вузов. Считаем, что первоочередной мерой может быть регулирование рынка рекрутинговых агентств на уровне Минобрнауки России и структур Россотрудничества, что благоприятно скажется на увеличении количества иностранных поступающих в российские вузы.

Наверх