Экспертный совет. Эксперт: Салават Талгатович Сагитов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Салават Талгатович Сагитов

Ректор

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Вузы постоянно сталкиваются с необходимостью учета в своей работе нескольких параллельно действующих нормативно-правовых актов, разработанных разными министерствами и ведомствами. Например, одним из показателей является привлечение к реализации образовательных программ руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы. Тут есть пара нюансов.
Дело в том, что в 2011 году были разработаны квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. И если ФГОС ВПО тех лет был синхронизирован с квалификационными характеристиками, то во ФГОС ВО следующего поколения формулировка поменялась: появился минимальный порог доли привлеченных работодателей относительно всего объема программы, что повлекло определенные проблемы. Для обеспечения требований ФГОС ВО вузу порой достаточно сложно найти действительно опытного практика на условную должность ассистента. Да, в исключительных случаях, через рассмотрение аттестационной комиссией, принимать работника на соответствующую должность при отсутствии у него достаточной квалификации все-таки разрешается. Но неверно исключения превращать в постоянную практику.
Понятно, что данные квалификационные характеристики разрабатывались для «классических» вузовских работников, на вакантные ставки которых проводятся соответствующие конкурсы. Сейчас было бы целесообразно инициировать внесение изменений в «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в части расширения перечня требований к опыту и стажу практической деятельности для должностей ассистента, преподавателя и старшего преподавателя – чтобы в качестве альтернативы научно-педагогического стажа для внешних совместителей был бы прописан стаж практической работы аналогично ФГОС – на должностях руководителей или ведущих специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, тем более, что обновилась номенклатура должностей педагогических работников.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Вы правы, ректоры вузов активно участвовали в обсуждении предлагаемых аккредитационных показателей и критериев их достижения, поэтому многие вопросы были сняты еще во время проработки проекта. Те показатели, которые в итоге остались – понятны, измеряемы, проверяемы, достижимы.
Что немаловажно, оценка будет проводиться по имеющимся автоматизированным информационным системам с едиными подходами ко всем вузам, либо по информации, размещенной самим вузом на официальном сайте в сети интернет – и тоже по единой структуре согласно методическим рекомендациям по работе с сайтом.
Еще один важный момент, что не раз подчеркивалось при обсуждении – документ «живой» и будет постоянно анализироваться на соответствие требованиям времени.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Для успешного прохождения аккредитационного мониторинга вузам предоставляется определенный люфт. Порог эффективности установлен по достижению не обязательно всех показателей единовременно, какой-то из них может быть выполнен не по максимуму. Это правильный подход. Например, средний балл ЕГЭ для региональных вузов ниже, чем для столичных, и это может быть их уязвимым показателем. Но при высоких баллах по всем остальным показателям порог будет успешно пройден. При этом ключевым показателем является успешность выполнения студентами заданий диагностической работы – то есть систематическая проверка самим вузом у наших же студентов уровня формирования компетенций, требуемых образовательным стандартом. В опубликованных методических рекомендациях наконец-то появились конкретизированные требования к фонду оценочных средств по образовательной программе. Поэтому в ближайшее время мы будем актуализировать имеющиеся базы оценочных материалов и реструктуризировать систему внутренней оценки качества с учетом утвержденных аккредитационных показателей и методических рекомендаций по их применению.

Наверх