Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Международная деятельность является одним из показателей работы вуза и включена в ежегодный мониторинг эффективности как одно из ключевых направлений деятельности университета. Цифровое значение коэффициента (балл) эффективности по данному направлению в КГУ им. К.Э. Циолковского ежегодно растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности вуза на общероссийском и международном уровнях (2018 г. – 2,22 до 4,0 в 2022 г.).
Количественный показатель иностранных обучающихся растет с каждым годом (2018 г. – 123 чел., 2023 г. – 270 чел.). Иностранные студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья обучаются по основным и дополнительным образовательным программам. На увеличение входящей международной студенческой мобильности направлено обучение на подготовительном отделении университета с целью изучения русского языка и подготовки к обучению на русскоязычной основной образовательной программе, что также способствует популяризации и поддержке изучения русского языка как одного из основных языков мира, важного элемента мирового культурного разнообразия. Выпускники подготовительного факультета составляют основной набор иностранных граждан на различные образовательные программы.
Отдельно хотелось бы отметить увеличение международной мобильности в рамках стажировок-обменов с китайскими университетами (Шаньдунский университет, Харбинский политехнический университет).
по увеличению числа иностранных студентов нацелена на реализацию приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который призван повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, а также повысить узнаваемость и статус бренда КГУ им. К.Э. Циолковского на международном образовательном рынке.
Количество образовательных программ, по которым проходят обучение иностранные студенты и слушатели в КГУ им. К.Э. Циолковского, растет с каждым годом (исключением на пятилетнем срезе является пандемийный 2020 год). По востребованности специальностей и направлений подготовки (доле от общей численности студентов) со значительным отрывом лидирует «Лечебное дело» – 60% от общего контингента иностранных студентов в 2022 году. На втором месте (11%) идут направления педагогической направленности, на третьем (5%) – «Информационные системы и технологии». Следует отметить повышение интереса иностранных граждан к программам магистратуры, ординатуры и аспирантуры: количество обучающихся иностранных граждан по указанным образовательным программам выросло в 2022 году до 7% (в 2021 году этот показатель составлял 3%).
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Для достижения целевого показателя меры поддержки необходимы для вузов, особенно региональных. Основной формой поддержки, на наш взгляд, будет строительство и ремонт студенческих общежитий, так как вузы являются приглашающей и принимающей стороной для иностранных обучающихся, предоставляющей гарантию «обеспечения местом проживания», и несут ответственность за своих студентов с точки зрения миграционного законодательства.
Увеличение стипендии для иностранных студентов, получающих высшее образование в пределах установленной Правительством РФ квоты до прожиточного минимума, будет также одной их эффективных государственных мер поддержки в развитии экспорта образования.
В настоящее время прослеживается тенденция концентрации иностранных обучающихся в крупных городах и университетах. На наш взгляд, необходимо «растворить» иностранных студентов по всей территории России и увеличить их количество в региональных вузах. Для этого необходимо повысить узнаваемость региональных университетов, увеличить их рекламную способность для зарубежной аудитории абитуриентов с помощью дополнительно выделенных целевых финансовых средств (например, проведение Минобрнауки РФ конкурса для региональных вузов на право участия в рекламных акциях за рубежом за счет средств федерального бюджета).
Открытие русскоязычных классов и школ за границей также способно привлечь большее число иностранных абитуриентов в вузы РФ.
В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России. Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)
— Критерии отбора аккредитующей организации для прохождения процедуры профессионально-общественной аккредитации:
1) Организация должна входить в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования, формируемый Министерством науки и высшего образования РФ;
2) Организация должна удовлетворять критериям добропорядочности и иметь высокий рейтинг в Рейтинге аккредитационных агентств, размещенном на сайте https://best-edu.ru/;
3) Организация должна иметь официальный сайт с наглядной демонстрацией профессионального опыта в сфере общественной аккредитации (количество проведенных экспертиз; результаты деятельности и т.д.);
4) Стоимость оказываемых услуг организацией должна быть приемлемой и не превышать стоимости процедуры государственной аккредитации.
Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.
— Основные критерии-требования как основа для доверия к деятельности аккредитующей организации со стороны вузовского сообщества:
- включение аккредитующей организации на основании соответствия предъявляемым требованиям в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования, формируемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
- соответствие профиля аккредитующей организации направленности аккредитуемых образовательных программ высшего образования;
- подтвержденная квалификация экспертов аккредитующей организации (наличие квалификационного отбора экспертов).
По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?
— Решающий голос в вопросе гарантии и контроля за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России должно иметь государство на основании разработанной системы требований.
Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?
— Основными рекомендациями аккредитаторам по улучшению подходов и процедур ПОА являются открытость и прозрачность результатов проведенных экспертиз на официальном сайте аккредитующей организации.