Экспертный совет. Эксперт: Михаил Михайлович Криштал. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Михаил Михайлович Криштал

Ректор

Тольяттинский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№153 (5) '2024
аккредитация в образовании

Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?

эксперт

—  Не совсем понятен термин «принуждение к партнёрству». Если само партнёрство является условием получения льгот, то это не принуждение, а стимулирование – не хочешь иметь льготы, не становись партнёром! Однако сам механизм, на мой взгляд, сложный и избыточный. Есть более простые и проверенные решения. Проще вменить 1% от оборота всем производственным и IT-предприятиям тратить на развитие через заключение договоров НИОКР с вузами и НИИ РАН. Отдельным отраслям этот объём можно повышать до 2-3%, а льготы предоставлять по уже действующим условиям. Заключая такие договоры с вузами, предприятия сами будут заинтересованы в максимальной отдаче, в том числе через предоставление оплачиваемых мест практик. На самом деле, сейчас никого не нужно заставлять брать студентов на практику и даже платить за это, поскольку предприятия соревнуются за кадры, а не воспринимают это как общественную нагрузку. А вот вложение реального сектора в НИОКР надо сделать просто обязательным, поставив всех в равные условия. Такая практика была в Советском Союзе.

А если в схему получения льгот вставить вопрос участия IT-компаний в образовательном процессе, это повлечёт за собой необходимость создания ещё одного контура проверок законности и обоснованности.

№151 (3) '2024
аккредитация в образовании

В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России.  Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени  в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-­общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)

эксперт

—  Тольяттинский государственный университет (ТГУ) для проведения профессионально-­общественной аккредитации инженерных образовательных программ (бакалавриат, специалитет, магистратура) начиная с 2009 года выбирает Всероссийскую общественную организацию «Ассоциация инженерного образования России» (АИОР). К настоящему времени в ТГУ проведена аккредитация 18 программ. 

Услугами в проведении ПОА от АИОР пользуются более 70 российских и 17 зарубежных вузов, включая вузы стран Латинской Америки. Всего с момента образования АИОР провела аккредитацию 103 программ иностранных вузов и 615 российских вузов, включая такие, как Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ), Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Уфимский государственный авиационный технический университет и ряд других вузов из всех Федеральных округов Российской Федерации.

Мы выбрали для проведения ПОА именно АИОР по целому ряду показателей, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

Ассоциация инженерного образования России является членом ряда международных общественных организаций:
- WA – Вашингтонское соглашение (Washington Accord);

-  Регистр инженеров APEC (APEC Engineer Register);

- ENAEE – Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education)

- SEFI – Европейское общество инженерного образования (Societe Europeenne pour la Formation des Ingenieurs);

Критерии и процедура ПОА разработаны  АИОР на основании критериев государственной аккредитации, принятой в РФ, с учетом мирового опыта оценки качества инженерного образования. Эти критерии и процедура аккредитации   согласованы с международными стандартами, принятыми в большинстве стран мирового инженерного сообщества.

Аккредитация образовательных программ, осуществляемая АИОР, считается международной и признается во всех странах, входящих в выше указанные организации, а программы вносятся в международные регистры ENAEE и FEANI. 

Выпускники образовательных программ, аккредитованных АИОР с EUR-ACE® Label, имеют преимущества при получении звания «Европейский инженер» (EurIng) и возможность пройти процедуру сертификации и регистрации в международных регистрах APEC (Engineer Register и International Professional Engineers Register). Это дает конкурентные преимущества вузу в плане набора ­иностранных абитуриентов.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.

эксперт

—  Внесение в список аккредитующих организаций должно носить не заявительный характер, а выбираться на основании определенного перечня критериев, а именно:

1. Критерии и процедура ПОА «аккредитатора» должны быть согласованы с международными стандартами аккредитации в сфере высшего образования, а сам «аккредитатор» должен быть действительным или ассоциативным членом одной или нескольких международных профессионально-общественных организаций в сфере инженерного образования.

2. Процедура проведения ПОА должна предусматривать предварительный консультативный аудит программ, представленных вузом к аккредитации, с выездом экспертов в вуз.

3. «Аккредитатор» должен иметь статус Общероссийской общественной организации с Уставом, утвержденным учредительным съездом и зарегистрированным в Минюсте, а также активный официальный сайт, для прозрачности деятельности организации и продвижения ее услуг на рынке оценки качества инженерного образования в вузах, в том числе и на международном уровне.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и ­контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?

эксперт

—  Если государство задаст правильные реалии для деятельности аккредитующих организаций, то «золотая акция» будет не нужна.

Поскольку речь идет об оценке качества образовательных программ профессиональным сообществом (ПОА), то и контроль за качеством деятельности и добропорядочности организаций-«аккредитаторов» должен проводиться профессиональным сообществом, по критериям, согласованным с международными общественными профессиональными организациями в сфере оценки качества образовательных программ.

аккредитация в образовании

Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?

эксперт

—  Рекомендации «аккредитаторам» по улучшению подходов и процедур ПОА:

- сформулировать конкретные критерии для проведения ПОА;

- четко, конкретно и понятно формулировать требования по каждому критерию к аккредитуемым программам;

- проводить предварительный консультативный аудит с выдачей заключения о соответствии/несоответствии образовательной программы критериям аккредитации, а также с указанием недостатков, которые следует устранить в обязательном порядке.

Наверх