Экспертный совет. Эксперт: Инга Олеговна Прохоренко. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Инга Олеговна Прохоренко

Ректор

Медицинский университет Реавиз

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№151 (3) '2024
аккредитация в образовании

В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России.  Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени  в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-­общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)

эксперт

—  На официальном сайте Национального центра профессионально-общественной аккредитации размещен чек-лист для выбора добропорядочной аккредитующей организации (АО). Там представлен достаточно полный перечень критериев для отбора АО. Программы нашего вуза проходили процедуру ПОА и некоторые из них будут проходить аккредитацию в 2025 году. Одним из ключевых критериев является имеющийся опыт взаимодействия с АО, а также знание ­специалистами аккредитующей организации специфики реализации образовательных программ в области медицины.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.

эксперт

—  Внесение в перечень аккредитующих организаций, безусловно должно происходить на основании заявления (желание организации обязательно) и определенных критериев, таких как:

- открытость АО (полнота размещения информации на официальном сайте организации);

- компетентность сотрудников АО в области образования, а также в области программ, по которым предполагается проведение ПОА, что должно подтверждаться указанием на документы об образовании, или повышении квалификации, портфолио.

- АО должна до проведения экспертизы и заключения договора на ПОА предоставить в аккредитуемую организацию четкие критерии и шаблоны, по которым планируется процедура оценивания.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и ­контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?

эксперт

—  Цель ПОА – признание образовательной организации в профессиональной среде. На сегодняшний день существует много рейтингов, которые определяют место образовательной организации в системе образования по совокупности ряда критериев. Однако, самый главный критерий –  востребованность выпускников. Именно этот критерий должен лежать в основе вынесения решения о получении организацией сертификата о прохождении ПОА. Востребованность выпускников – с одной стороны, объективный показатель, а с другой –  субъективный критерий, который показывает удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалиста. Объективный показатель входит в перечень показателей мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Министерством образования РФ. Этот же показатель, включая его субъективный компонент, является определяющим при вынесении решения АО о выдаче сертификата ПОА. Таким образом, качество деятельности и добропорядочность организаций-аккредитаторов в России должна определяться, на мой взгляд, государством, с учетом мнения сообщества аккредитаторов. Но здесь должны присутствовать объективные измеряемые критерии (50/50 государственная и общественная составляющие), по совокупности которых выносится решение о «судьбе» АО.

В целом можно сказать, что «условная золотая акция» должна находиться в «руках закона», а государство должно создать условия для объективной оценки профессиональной общественной аккредитации, в частности, по примеру системы организации качества медицинской деятельности («закон – порядки оказания медицинской помощи» – «стандарты оказания медицинской помощи» – «клинические рекомендации»).

аккредитация в образовании

Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?

эксперт

—  При проведении ПОА требуется большое количество документов, выполнение объемного отчета. Основная рекомендация к АО – изменение подхода к подготовительным мероприятиям для проведения процедуры ПОА. Это не должно занимать большое количество времени, сил и средств сотрудников образовательной организации. Процедура ПОА, на мой взгляд, должна впитать лучшие изменения, произошедшие за последнее время в порядке проведения государственной аккредитации, которая в настоящее время осуществляется без длительной подготовки. Аккредитационные показатели являются объективными, вычисляются автоматически, информация считывается с сайта образовательной организации. Внедрение аккредитационных показателей объективизировало, упростило процедуру государственной аккредитации.

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  Фундаментальность российского высшего образования в контексте его развития остается ключевым универсальным аспектом отечественной высшей школы. Однако, содержание этого базового явления для разных образовательных программ различно и должно адаптироваться к современным требованиям и вызовам.

В контексте прежних смыслов, фундаментальность в высшем медицинском образовании означает закладывание крепкого теоретического фундамента в образовании, упор на необходимое и достаточное освоение базовых гуманитарных, естественно-научных и медицинских дисциплин, позволяющее студентам в дальнейшем приобретать общепрофессиональные и профессиональные компетенции в процессе усваивания знаний, развития умений критически мыслить, проведения исследований, приобретения навыков по специальным медицинским дисциплинам.

Современная фундаментальность должна также включать в себя адаптивность к быстро меняющимся условиям и технологическим изменениям. Она должна способствовать развитию у студентов навыков работы с большим объемом информации, умению фильтровать и анализировать данные, обучению цифровым навыкам, а также включать в себя элементы междисциплинарности и сотрудничества в командах.

Значимость практических навыков и опыта также выходит на передний план в современном понимании фундаментальности. Это включает в себя доступ к практическим тренировкам, стажировкам и возможностям работы в реальной клинической среде. Важно уделять внимание не только теоретическим аспектам, но также практическим применениям полученных знаний, поддерживать взаимодействие с индустрией и учитывать мировые тренды в области образования и науки.

Таким образом, фундаментальность российской высшей школы включает в себя как традиционные базовые принципы, так и новые актуальные компоненты, направленные на соответствие современным вызовам и потребностям рынка труда в области здравоохранения и запросам практического здравоохранения.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Уникальность российского медицинского образования –  сохранение во многом отечественной модели подготовки кадров как по структуре, так и содержанию. В подготовке медицинских кадров фундаментальность и практико-ориентированность не являются антагонистами.  Программы обучения медицинских и фармацевтических специалистов нацелены на формирование у выпускников широких фундаментальных знаний и в то же время, конкретных профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.

К компонентам формулы оптимального сочетания  фундаментальности и практико-ориентированности можно отнести  сохранение в программе специалитета поэтапного изучения базовых, фундаментальных дисциплин на первых курсах, с дальнейшим погружением в профессию через специальные дисциплины в сочетании с практической подготовкой с использованием симуляционно-тренинговых технологий, производственной практикой в условиях будущей профессиональной деятельности,  привлечение работников здравоохранения  к педагогической деятельности.

Университет дважды прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации, по показателям трудоустройства (95-100%) выпускников занимает лидирующие позиции среди вузов региона.

Формула баланса фундаментальности и практико-ориентированности многокомпонентная. Она включает стратегическое долгосрочное партнерство с работодателями в форме совместной разработки и актуализации программ обучения, привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов-практиков собственных клиник и учреждений-партнеров в качестве преподавателей, руководителей производственных практик, членов экзаменационных комиссий, совместную деятельность по трудоустройству студентов и ординаторов.

Важнейшими элементами данной формулы для нас являются собственные университетские клиники, академия стоматологии «Реавиз», аптечная сесть «Реавиз», центр реабилитации, научно-исследовательские институты и лаборатории, центр практических навыков, в которых лечебный, учебный и научный процессы медицинского образования осуществляются в неразрывном единстве. Это позволяет нашим студентам и слушателям приобрести и оттачивать профессиональные компетенции.

Наши студенты могут с первого курса параллельно с обучением освоить на основе сетевого принципа программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего, востребованные в лечебных учреждениях. Данные программы реализуются совместно с функциональным подразделением вуза – Самарским медицинским колледжем «Реавиз».

Наверх