Экспертный совет. Эксперт: Инга Олеговна Прохоренко. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Инга Олеговна Прохоренко

Ректор

Медицинский университет Реавиз

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  Фундаментальность российского высшего образования в контексте его развития остается ключевым универсальным аспектом отечественной высшей школы. Однако, содержание этого базового явления для разных образовательных программ различно и должно адаптироваться к современным требованиям и вызовам.

В контексте прежних смыслов, фундаментальность в высшем медицинском образовании означает закладывание крепкого теоретического фундамента в образовании, упор на необходимое и достаточное освоение базовых гуманитарных, естественно-научных и медицинских дисциплин, позволяющее студентам в дальнейшем приобретать общепрофессиональные и профессиональные компетенции в процессе усваивания знаний, развития умений критически мыслить, проведения исследований, приобретения навыков по специальным медицинским дисциплинам.

Современная фундаментальность должна также включать в себя адаптивность к быстро меняющимся условиям и технологическим изменениям. Она должна способствовать развитию у студентов навыков работы с большим объемом информации, умению фильтровать и анализировать данные, обучению цифровым навыкам, а также включать в себя элементы междисциплинарности и сотрудничества в командах.

Значимость практических навыков и опыта также выходит на передний план в современном понимании фундаментальности. Это включает в себя доступ к практическим тренировкам, стажировкам и возможностям работы в реальной клинической среде. Важно уделять внимание не только теоретическим аспектам, но также практическим применениям полученных знаний, поддерживать взаимодействие с индустрией и учитывать мировые тренды в области образования и науки.

Таким образом, фундаментальность российской высшей школы включает в себя как традиционные базовые принципы, так и новые актуальные компоненты, направленные на соответствие современным вызовам и потребностям рынка труда в области здравоохранения и запросам практического здравоохранения.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Уникальность российского медицинского образования –  сохранение во многом отечественной модели подготовки кадров как по структуре, так и содержанию. В подготовке медицинских кадров фундаментальность и практико-ориентированность не являются антагонистами.  Программы обучения медицинских и фармацевтических специалистов нацелены на формирование у выпускников широких фундаментальных знаний и в то же время, конкретных профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.

К компонентам формулы оптимального сочетания  фундаментальности и практико-ориентированности можно отнести  сохранение в программе специалитета поэтапного изучения базовых, фундаментальных дисциплин на первых курсах, с дальнейшим погружением в профессию через специальные дисциплины в сочетании с практической подготовкой с использованием симуляционно-тренинговых технологий, производственной практикой в условиях будущей профессиональной деятельности,  привлечение работников здравоохранения  к педагогической деятельности.

Университет дважды прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации, по показателям трудоустройства (95-100%) выпускников занимает лидирующие позиции среди вузов региона.

Формула баланса фундаментальности и практико-ориентированности многокомпонентная. Она включает стратегическое долгосрочное партнерство с работодателями в форме совместной разработки и актуализации программ обучения, привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов-практиков собственных клиник и учреждений-партнеров в качестве преподавателей, руководителей производственных практик, членов экзаменационных комиссий, совместную деятельность по трудоустройству студентов и ординаторов.

Важнейшими элементами данной формулы для нас являются собственные университетские клиники, академия стоматологии «Реавиз», аптечная сесть «Реавиз», центр реабилитации, научно-исследовательские институты и лаборатории, центр практических навыков, в которых лечебный, учебный и научный процессы медицинского образования осуществляются в неразрывном единстве. Это позволяет нашим студентам и слушателям приобрести и оттачивать профессиональные компетенции.

Наши студенты могут с первого курса параллельно с обучением освоить на основе сетевого принципа программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего, востребованные в лечебных учреждениях. Данные программы реализуются совместно с функциональным подразделением вуза – Самарским медицинским колледжем «Реавиз».

Наверх