Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?
— Традиционно считается, что обеспечение качества медицинской помощи связано с качеством подготовки выпускников медицинских вузов, а это, в свою очередь, определяется уровнем и квалификацией преподавателей, которым необходимо постоянное обновление как теоретических знаний, так приобретение и совершенствование практических компетенций. Именно поэтому кадры в настоящее время становятся основным преимуществом любой образовательной организации. Дефицит кадров, который наблюдается во всех отраслях экономики, безусловно, существует и на академическом рынке труда. Учитывая, что научно-исследовательская работа – одна из ключевых обязанностей преподавателя в медицинском вузе, наверное, не стоит так категорично выделять исследовательский и педагогический дефицит кадров. Современному вузу не хватает молодых, хорошо образованных, обладающих широким набором профессиональных компетенций преподавателей - исследователей.
Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?
— Подготовка кадров для отечественного здравоохранения и образования неразрывно связана с эффективной деятельностью аспирантуры. Для подготовки современного конкуретноспособного ученого большое значение имеет внедрение новых цифровых технологий и инноваций. Это касается, прежде всего, совершенствования дистанционного и гибридного обучения, интеграции научной и образовательной составляющей учебного процесса, внедрения индивидуальных образовательных траекторий, аспирантцентрированного подхода, равноправного взаимодействия участников образовательного процесса.
Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?
— Выделить какой-то один негативный фактор, который является основным препятствующим закреплению молодежи в научных профессиях, очень сложно. Необходимо рассматривать комплекс факторов, который в зависимости от профессиональной деятельности, экономического и финансового состояния региона проживания, будет влиять на данный процесс. В отечественном здравоохранении наиболее очевидным, конечно, является финансовое обеспечение: врачи, особенно молодые, вынуждены работать в нескольких местах или на увеличенной ставке, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Это, с одной стороны, приводит к истощению человеческих и временных ресурсов, а с другой стороны, происходит совершенствование профессиональных компетенций на основе практического опыта. И если в этом процессе участвует научный руководитель высокой квалификации, то закрепление в научной профессии будет успешным, Однако, таких научных руководителей высокой квалификации - энтузиастов своего дела - становится меньше.
Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.
— – В Медицинском университете «Реавиз» делается очень многое для развития аспирантуры и поддержки научных школ. Еще со студенческой скамьи, начиная с младших курсов, студенты участвуют в научной работе: научные кружки, учебно-исследовательская работа, участие в научных конференциях разного уровня. После окончания университета выпускники, уже молодые врачи, не теряют связи с научными руководителями и университетом, продолжают развивать свои исследовательские работы уже на уровне аспирантуры. Аспирантура в Медицинском университете «Реавиз» реализуется по 8 научным специальностям. И хотя выделяется ограниченное количество бюджетных мест, основная часть аспирантов проходит обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг, согласно которым обучающийся освобождается от оплаты стоимости образовательной услуги при успешном освоении образовательной программы и защиты диссертации или приема диссертации к защите.
В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России. Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)
— На официальном сайте Национального центра профессионально-общественной аккредитации размещен чек-лист для выбора добропорядочной аккредитующей организации (АО). Там представлен достаточно полный перечень критериев для отбора АО. Программы нашего вуза проходили процедуру ПОА и некоторые из них будут проходить аккредитацию в 2025 году. Одним из ключевых критериев является имеющийся опыт взаимодействия с АО, а также знание специалистами аккредитующей организации специфики реализации образовательных программ в области медицины.
Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.
— Внесение в перечень аккредитующих организаций, безусловно должно происходить на основании заявления (желание организации обязательно) и определенных критериев, таких как:
- открытость АО (полнота размещения информации на официальном сайте организации);
- компетентность сотрудников АО в области образования, а также в области программ, по которым предполагается проведение ПОА, что должно подтверждаться указанием на документы об образовании, или повышении квалификации, портфолио.
- АО должна до проведения экспертизы и заключения договора на ПОА предоставить в аккредитуемую организацию четкие критерии и шаблоны, по которым планируется процедура оценивания.
По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?
— Цель ПОА – признание образовательной организации в профессиональной среде. На сегодняшний день существует много рейтингов, которые определяют место образовательной организации в системе образования по совокупности ряда критериев. Однако, самый главный критерий – востребованность выпускников. Именно этот критерий должен лежать в основе вынесения решения о получении организацией сертификата о прохождении ПОА. Востребованность выпускников – с одной стороны, объективный показатель, а с другой – субъективный критерий, который показывает удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалиста. Объективный показатель входит в перечень показателей мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Министерством образования РФ. Этот же показатель, включая его субъективный компонент, является определяющим при вынесении решения АО о выдаче сертификата ПОА. Таким образом, качество деятельности и добропорядочность организаций-аккредитаторов в России должна определяться, на мой взгляд, государством, с учетом мнения сообщества аккредитаторов. Но здесь должны присутствовать объективные измеряемые критерии (50/50 государственная и общественная составляющие), по совокупности которых выносится решение о «судьбе» АО.
В целом можно сказать, что «условная золотая акция» должна находиться в «руках закона», а государство должно создать условия для объективной оценки профессиональной общественной аккредитации, в частности, по примеру системы организации качества медицинской деятельности («закон – порядки оказания медицинской помощи» – «стандарты оказания медицинской помощи» – «клинические рекомендации»).
Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?
— При проведении ПОА требуется большое количество документов, выполнение объемного отчета. Основная рекомендация к АО – изменение подхода к подготовительным мероприятиям для проведения процедуры ПОА. Это не должно занимать большое количество времени, сил и средств сотрудников образовательной организации. Процедура ПОА, на мой взгляд, должна впитать лучшие изменения, произошедшие за последнее время в порядке проведения государственной аккредитации, которая в настоящее время осуществляется без длительной подготовки. Аккредитационные показатели являются объективными, вычисляются автоматически, информация считывается с сайта образовательной организации. Внедрение аккредитационных показателей объективизировало, упростило процедуру государственной аккредитации.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— Фундаментальность российского высшего образования в контексте его развития остается ключевым универсальным аспектом отечественной высшей школы. Однако, содержание этого базового явления для разных образовательных программ различно и должно адаптироваться к современным требованиям и вызовам.
В контексте прежних смыслов, фундаментальность в высшем медицинском образовании означает закладывание крепкого теоретического фундамента в образовании, упор на необходимое и достаточное освоение базовых гуманитарных, естественно-научных и медицинских дисциплин, позволяющее студентам в дальнейшем приобретать общепрофессиональные и профессиональные компетенции в процессе усваивания знаний, развития умений критически мыслить, проведения исследований, приобретения навыков по специальным медицинским дисциплинам.
Современная фундаментальность должна также включать в себя адаптивность к быстро меняющимся условиям и технологическим изменениям. Она должна способствовать развитию у студентов навыков работы с большим объемом информации, умению фильтровать и анализировать данные, обучению цифровым навыкам, а также включать в себя элементы междисциплинарности и сотрудничества в командах.
Значимость практических навыков и опыта также выходит на передний план в современном понимании фундаментальности. Это включает в себя доступ к практическим тренировкам, стажировкам и возможностям работы в реальной клинической среде. Важно уделять внимание не только теоретическим аспектам, но также практическим применениям полученных знаний, поддерживать взаимодействие с индустрией и учитывать мировые тренды в области образования и науки.
Таким образом, фундаментальность российской высшей школы включает в себя как традиционные базовые принципы, так и новые актуальные компоненты, направленные на соответствие современным вызовам и потребностям рынка труда в области здравоохранения и запросам практического здравоохранения.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— Уникальность российского медицинского образования – сохранение во многом отечественной модели подготовки кадров как по структуре, так и содержанию. В подготовке медицинских кадров фундаментальность и практико-ориентированность не являются антагонистами. Программы обучения медицинских и фармацевтических специалистов нацелены на формирование у выпускников широких фундаментальных знаний и в то же время, конкретных профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.
К компонентам формулы оптимального сочетания фундаментальности и практико-ориентированности можно отнести сохранение в программе специалитета поэтапного изучения базовых, фундаментальных дисциплин на первых курсах, с дальнейшим погружением в профессию через специальные дисциплины в сочетании с практической подготовкой с использованием симуляционно-тренинговых технологий, производственной практикой в условиях будущей профессиональной деятельности, привлечение работников здравоохранения к педагогической деятельности.
Университет дважды прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации, по показателям трудоустройства (95-100%) выпускников занимает лидирующие позиции среди вузов региона.
Формула баланса фундаментальности и практико-ориентированности многокомпонентная. Она включает стратегическое долгосрочное партнерство с работодателями в форме совместной разработки и актуализации программ обучения, привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов-практиков собственных клиник и учреждений-партнеров в качестве преподавателей, руководителей производственных практик, членов экзаменационных комиссий, совместную деятельность по трудоустройству студентов и ординаторов.
Важнейшими элементами данной формулы для нас являются собственные университетские клиники, академия стоматологии «Реавиз», аптечная сесть «Реавиз», центр реабилитации, научно-исследовательские институты и лаборатории, центр практических навыков, в которых лечебный, учебный и научный процессы медицинского образования осуществляются в неразрывном единстве. Это позволяет нашим студентам и слушателям приобрести и оттачивать профессиональные компетенции.
Наши студенты могут с первого курса параллельно с обучением освоить на основе сетевого принципа программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего, востребованные в лечебных учреждениях. Данные программы реализуются совместно с функциональным подразделением вуза – Самарским медицинским колледжем «Реавиз».