Экспертный совет. Эксперт: Дмитрий Львович Щеголев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Дмитрий Львович Щеголев

Ректор

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№153 (5) '2024
аккредитация в образовании

Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?

эксперт

—  Конечно, тема взаимодействия вузов и индустриальных партнеров крайне важна. Сейчас система высшего образования во многом страдает от того, что индустриальные партнеры относятся к вузам, как к неким «донорам», миссия которых – поставлять уже подготовленные кадры. При этом в большинстве случаев партнеры не готовы вникать в особенности организации учебного процесса или оказывать содействие университетам. Мы понимаем, что практико-ориентированность образования – это важнейшая цель современной российской высшей школы. В этом смысле мы, разумеется, выступаем за привлечение индустриальных партнеров в образовательный процесс – это и совместная разработка образовательных программ, и чтение лекций, и мастер-классы, и хакатоны, и проектная деятельность.

аккредитация в образовании

Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?

эксперт

—  Важно привлекать наставников с производства, потому что именно практические навыки сейчас наиболее востребованы. Включение современных технологий в образовательный процесс и преподавателей, наставников от производства значительным образом влияют на качество подготовки студентов.

Кроме того, у вузов нет такой материально-технической базы, как у представителей реального сектора. Это невозможно сделать, потому что идет постоянный процесс обновления оборудования, программных комплексов. Нет смысла вузам закупать такое дорогостоящее оборудование. Прохождение студентами практики, проведение практических занятий на реальных производственных площадках – рабочее решение в этой ситуации.

Однако в организации образовательного процесса есть и свои особенности. Например, у нас есть показатель, считающий соотношение педагогов, имеющих ученую степень, к тем, кто работает без нее. А эксперты-практики на производствах, как правило, таковых не имеют, им это не надо. Поэтому в таких вопросах взаимодействия важна грамотная нормативная проработка инициатив.

аккредитация в образовании

Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?

эксперт

—  Самый яркий пример последнего времени – это магистерская образовательная программа, запущенная совместно с Министерством строительства Нижегородской области и Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. Программа «Управление градостроительным развитием территорий» реализуется, в первую очередь, для удовлетворения запросов этих ведомств. А министр градостроительной деятельности Марина Ракова, например, активно вовлечена в реализацию программы, регулярно читает лекции. В таком случае как раз работодатель может быть полностью уверен, что их будущий сотрудник будет максимально погружен в профессию уже на входе в нее.

Также у нас идет активное взаимодействие по линии строительных отрядов, потому что вуз архитектурно-строительного профиля. Эти отряды в рамках взаимодействия с «Росатомом» принимают активное участие на строительных площадках Госкорпорации.

Наверх