Экспертный совет. Эксперт: Дмитрий Львович Щеголев. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Дмитрий Львович Щеголев

Ректор

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  В настоящий момент форсированное сокращение сроков школьного образования представляется едва ли целесообразным. Прежде всего, необходимы глубокая учебно-методическая проработка этого вопроса, создание и апробация новых образовательных программ, проведение профессиональной экспертизы. Если говорить о перспективе, то, безусловно, новые образовательные технологии (в том числе, электронное обучение, VR–технологии и др.) позволят ускорить образовательный процесс.

Представляется более целесообразным выстраивать реальную учебную траекторию ученика в области его будущей профессиональной деятельности уже в школе. Что имеется в виду? Прежде всего раннее «погружение в профессию», то есть освоение части профессиональных знаний, умений и навыков (профессионального модуля) в рамках школьного курса. Например, получение в старшей школе рабочих профессий.

Еще одним элементом ускорения обучения и подготовки квалифицированных кадров может стать более эффективное сопряжение школьных образовательных программ с образовательными программами среднего профессионального и высшего образования. Необходимо выстроить целостную линейку в области образования, которая сейчас зачастую разорвана. Это позволит не только исключить дублирование учебного материала, но при определенных условиях перераспределить часть учебной нагрузки с уровней профессионального образования в коллеже, вузе на уровни общего образования в школе.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  1. Разработка кадровых стратегий (по отраслям) на основе научного прогнозирования (планирования) социально-экономического развития России.
2. практики целевого обучения.
3. Выстраивание эффективного взаимодействия между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики.

№153 (5) '2024
аккредитация в образовании

Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?

эксперт

—  Конечно, тема взаимодействия вузов и индустриальных партнеров крайне важна. Сейчас система высшего образования во многом страдает от того, что индустриальные партнеры относятся к вузам, как к неким «донорам», миссия которых – поставлять уже подготовленные кадры. При этом в большинстве случаев партнеры не готовы вникать в особенности организации учебного процесса или оказывать содействие университетам. Мы понимаем, что практико-ориентированность образования – это важнейшая цель современной российской высшей школы. В этом смысле мы, разумеется, выступаем за привлечение индустриальных партнеров в образовательный процесс – это и совместная разработка образовательных программ, и чтение лекций, и мастер-классы, и хакатоны, и проектная деятельность.

аккредитация в образовании

Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?

эксперт

—  Важно привлекать наставников с производства, потому что именно практические навыки сейчас наиболее востребованы. Включение современных технологий в образовательный процесс и преподавателей, наставников от производства значительным образом влияют на качество подготовки студентов.

Кроме того, у вузов нет такой материально-технической базы, как у представителей реального сектора. Это невозможно сделать, потому что идет постоянный процесс обновления оборудования, программных комплексов. Нет смысла вузам закупать такое дорогостоящее оборудование. Прохождение студентами практики, проведение практических занятий на реальных производственных площадках – рабочее решение в этой ситуации.

Однако в организации образовательного процесса есть и свои особенности. Например, у нас есть показатель, считающий соотношение педагогов, имеющих ученую степень, к тем, кто работает без нее. А эксперты-практики на производствах, как правило, таковых не имеют, им это не надо. Поэтому в таких вопросах взаимодействия важна грамотная нормативная проработка инициатив.

аккредитация в образовании

Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?

эксперт

—  Самый яркий пример последнего времени – это магистерская образовательная программа, запущенная совместно с Министерством строительства Нижегородской области и Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. Программа «Управление градостроительным развитием территорий» реализуется, в первую очередь, для удовлетворения запросов этих ведомств. А министр градостроительной деятельности Марина Ракова, например, активно вовлечена в реализацию программы, регулярно читает лекции. В таком случае как раз работодатель может быть полностью уверен, что их будущий сотрудник будет максимально погружен в профессию уже на входе в нее.

Также у нас идет активное взаимодействие по линии строительных отрядов, потому что вуз архитектурно-строительного профиля. Эти отряды в рамках взаимодействия с «Росатомом» принимают активное участие на строительных площадках Госкорпорации.

Наверх