Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее проблемными?
— Основным успехом и, несомненно, заделом на будущее можно назвать развитие онлайн-образования и применение электронных образовательных технологий, что позволило сделать доступным образование для лиц с ОВЗ, расширило возможности получения качественного образования по сетевым образовательным программам с ведущими научно-образовательными центрами для регионов. И так как технологии развиваются с колоссальной скоростью, отдельно хотелось бы отметить использование цифровых инструментов в образовании, которые позволяют сделать его более качественным и привлекательным с точки зрения подачи информации при обучении. Также активно развивается цифровизация при организации образовательного процесса. Это и образовательные платформы, и информационные системы для учета контингента и успеваемости, и цифровые образовательные среды и цифровой образовательный контент – всё это позволяет сделать образование доступным, качественным, актуальным современному миру.
Конечно, есть и место для развития и совершенствования. Система образования достаточно инертна к изменениям в быстроменяющихся условиях на рынке труда – обучение ориентировано на долгосрочные результаты. Сложной задачей является выстраивание такой стратегии, когда образование в синергии с наукой должно иметь все возможности и ресурсы для внедрения опережающих технологий.
Также опасение вызывает нехватка квалифицированных преподавателей, связанная, прежде всего, со сложностями привлечения молодых специалистов, низкой мотивацией и престижем профессии. Университеты активно развивают кадровую политику для молодых преподавателей, предлагают индивидуальные программы развития, гранты, повышения квалификации и стажировки. Открывается большое количество молодежных лабораторий и студенческих-конструкторских бюро для вовлечения в науку и образовательную деятельность еще на этапе студенчества. В нашем университете открыта программа молодежного кадрового резерва, развивающая мотивированных обучающихся старших курсов по трекам: лаборатория молодых специалистов, лаборатория молодых управленцев, лаборатория молодых преподавателей и исследователей. Однако вопрос очень сложный и его невозможно решить в краткосрочной перспективе.
По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?
— Современные технологии развиваются очень быстро. Молодые поколения должны быть готовы к этим изменениям и уметь использовать их эффективно в процессе обучения и жизни. Поэтому наряду с профессиональными компетенциями студентам необходимо владеть надпрофессиональными компетенциями, а именно: критическое мышление, анализ информации, умение работать с большими объемами данных и способность к саморазвитию. Также важными компетенциями в современном мире являются умение работать в команде, коммуникация, адаптивность к изменениям. В этой логике человек должен быть готов постоянно учиться и совершенствоваться, а университет совместно с индустриальными партнерами – предоставлять ему возможности для такого обучения и составления индивидуальной траектории профессионального развития
Следующий вызов – глобализация. Конечно, международное сотрудничество положительно сказывается на обмене опытом и знаниями. В этих условиях важно не потерять культурную идентичность и традиционные подходы к образованию, сформировавшиеся опытом предыдущих поколений. Международная академическая мобильность позволяет освоить образовательные программы, включающие новые методики и технологии обучения, которые впоследствии можно адаптировать для повышения качества образования и совершенствования образовательного результата.
Серьезный вызов – нехватка учителей, а ведь именно они являются основой всего обучения. Особенно тяжело с учителями математики, физики и химии. Качественные базовые знания школьников по этим предметам необходимы для дальнейшего профессионального развития и обеспечения технологического лидерства нашей страны. На сегодняшний день разорвана цепочка подготовки специалистов с инженерным мышлением, и глобальной задачей является выстраивание непрерывной подготовки инженерных кадров от школы до вуза.
Мир меняется очень быстро, также изменяется рынок труда: появляются новые профессии, трансформируются требования к существующим. Система высшего образования должна учитывать этот вызов и меняться в опережающем темпе, быть более гибкой и адаптивной.
Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?
— Прежде всего, это развитие междисциплинарного подхода. Сотрудничество между различными областями знаний позволяет решать сложные задачи нетиповыми методами. А также рассматривать проблемы с разных точек зрения, что способствует более комплексному и эффективному решению. Междисциплинарный подход дает инновационное развитие, что также является ключевым инструментом для реализации этого сценария. Для качественной реализации необходимо улучшать коммуникации между специалистами из разных областей, чтобы эффективно сотрудничать и достигать общих целей. Междисциплинарность невозможна без синергии науки и образования, университет должен обеспечивать качественную систему управления знаниями, когда передовые достижения научных коллективов системно передаются в образовательные программы и на фронтирных знаниях выращиваются новые поколения обучающихся для работы в научных группах
Второе несомненное условие — это устранение оторванности образования от задач реального производства. Здесь есть два аспекта: необходима максимальная интеграция работодателей в подготовку студентов и погружение преподавателей-теоретиков в задачи предприятий на стажировках. Такая интеграция даст студентам возможность работать над проектами с педагогами-наставниками, педагогические работники будут лучше понимать векторы развития в отраслях, обновят содержательные части дисциплин, будут знать, какие повышения квалификации им необходимы и ответственно относиться к ним. И в целом такой подход позволит сделать обучение более интересным и предметным, а результатом будет не ученический проект «в стол», а решение реальной производственной задачи.
И третья потребность – это практическая подготовка. Именно при практической подготовке обучающийся сможет запомнить до 90% информации. Это максимальный показатель, который не обеспечивают классические лекции или лекции с демонстрацией презентаций. Такая задача требует не только качественного и современного материально-технического обеспечения процесса обучения, но и готовности и наличия педагогических работников, способных организовывать образовательный процесс с таким приоритетом.