Экспертный совет. Эксперт: Вадим Петрович Захаров. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Вадим Петрович Захаров

Ректор

Уфимский университет науки и технологий

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№157 (1) '2025
аккредитация в образовании

Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее ­проблемными?

эксперт

—  Основным успехом и, несомненно, заделом на будущее можно назвать развитие онлайн-образования и применение электронных образовательных технологий, что позволило сделать ­доступным образование для лиц с ОВЗ, расширило возможности получения качественного образования по сетевым образовательным программам с ведущими научно-образовательными центрами для регионов. И так как технологии развиваются с колоссальной скоростью, отдельно хотелось бы отметить использование цифровых инструментов в образовании, которые позволяют сделать его более качественным и привлекательным с точки зрения подачи информации при обучении. Также активно развивается цифровизация при организации образовательного процесса. Это и образовательные платформы, и информационные системы для учета контингента и успеваемости, и цифровые образовательные среды и цифровой образовательный контент – всё это позволяет сделать образование доступным, качественным, актуальным современному миру.

Конечно, есть и место для развития и совершенствования. Система образования достаточно инертна к изменениям в быстроменяющихся условиях на рынке труда – обучение ориентировано на долгосрочные результаты. Сложной задачей является выстраивание такой стратегии, когда образование в синергии с наукой должно иметь все возможности и ресурсы для внедрения опережающих технологий.

Также опасение вызывает нехватка квалифицированных преподавателей, связанная, прежде всего, со сложностями привлечения молодых специалистов, низкой мотивацией и престижем профессии. Университеты активно развивают кадровую политику для молодых преподавателей, предлагают индивидуальные программы развития, гранты, повышения квалификации и стажировки. Открывается большое количество молодежных лабораторий и студенческих-конструкторских бюро для вовлечения в науку и образовательную деятельность еще на этапе студенчества. В нашем университете открыта программа молодежного кадрового резерва, развивающая мотивированных обучающихся старших курсов по трекам: лаборатория молодых специалистов, лаборатория молодых управленцев, лаборатория молодых преподавателей и исследователей. Однако вопрос очень сложный и его невозможно решить в краткосрочной перспективе.

аккредитация в образовании

По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна ­обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?

эксперт

—  Современные технологии развиваются очень быстро. Молодые поколения должны быть готовы к этим изменениям и уметь использовать их эффективно в процессе обучения и жизни. Поэтому наряду с профессиональными компетенциями студентам необходимо владеть надпрофессиональными компетенциями, а именно: критическое мышление, анализ информации, умение работать с большими объемами данных и способность к саморазвитию. Также важными компетенциями в современном мире являются умение работать в команде, коммуникация, адаптивность к изменениям. В этой логике человек должен быть готов постоянно учиться и совершенствоваться, а университет совместно с индустриальными ­партнерами – предоставлять ему возможности для такого обучения и составления индивидуальной траектории профессионального развития

Следующий вызов – глобализация. Конечно, международное сотрудничество положительно сказывается на обмене опытом и знаниями. В этих условиях важно не потерять культурную идентичность и традиционные подходы к образованию, сформировавшиеся опытом предыдущих поколений. Международная академическая мобильность позволяет освоить образовательные программы, включающие новые методики и технологии обучения, которые впоследствии можно адаптировать для повышения качества образования и совершенствования образовательного результата.

Серьезный вызов – нехватка учителей, а ведь именно они являются основой всего обучения. Особенно тяжело с учителями математики, физики и химии. Качественные базовые знания школьников по этим предметам необходимы для дальнейшего профессионального развития и обеспечения технологического лидерства нашей страны. На сегодняшний день разорвана цепочка подготовки специалистов с инженерным мышлением, и глобальной задачей является выстраивание непрерывной подготовки инженерных кадров от школы до вуза.

Мир меняется очень быстро, также изменяется рынок труда: появляются новые профессии, трансформируются требования к существующим. Система высшего образования должна учитывать этот вызов и меняться в опережающем темпе, быть более гибкой и адаптивной.

аккредитация в образовании

Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?

эксперт

—  Прежде всего, это развитие междисциплинарного подхода. Сотрудничество между различными областями знаний позволяет решать сложные задачи нетиповыми методами. А также ­рассматривать проблемы с разных точек зрения, что способствует более комплексному и эффективному решению. Междисциплинарный подход дает инновационное развитие, что также является ключевым инструментом для реализации этого сценария. Для качественной реализации необходимо улучшать коммуникации между специалистами из разных областей, чтобы эффективно сотрудничать и достигать общих целей. Междисциплинарность невозможна без синергии науки и образования, университет должен обеспечивать качественную систему управления знаниями, когда передовые достижения научных коллективов системно передаются в образовательные программы и на фронтирных знаниях выращиваются новые поколения обучающихся для работы в научных группах

Второе несомненное условие — это устранение оторванности образования от задач реального производства. Здесь есть два аспекта: необходима максимальная интеграция работодателей в подготовку студентов и погружение преподавателей-теоретиков в задачи предприятий на стажировках. Такая интеграция даст студентам возможность работать над проектами с педагогами-наставниками, педагогические работники будут лучше понимать векторы развития в отраслях, обновят содержательные части дисциплин, будут знать, какие повышения квалификации им необходимы и ответственно относиться к ним. И в целом такой подход позволит сделать обучение более интересным и предметным, а результатом будет не ученический проект «в стол», а решение реальной производственной задачи.

И третья потребность – это практическая подготовка. Именно при практической подготовке обучающийся сможет запомнить до 90% информации. Это максимальный показатель, который не ­обеспечивают классические лекции или лекции с демонстрацией презентаций. Такая задача требует не только качественного и современного материально-технического обеспечения процесса обучения, но и готовности и наличия педагогических работников, способных организовывать образовательный процесс с таким приоритетом.

Наверх