Экспертный совет. Эксперт: Александр Владиславович Соловьёв. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Александр Владиславович Соловьёв

И.о. ректора

Академия хорового искусства имени В.С. Попова

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Завершающийся календарный 2023 год для отечественной высшей школы был отмечен знаменательными и важными событиями. В первую очередь хотелось бы отметить переосмысление значимости «болонской» системы, сложности внедрения которой серьезно затрагивали творческие музыкальные вузы — пересмотр содержания и структуры сложившихся традиций подготовки профессиональных музыкантов в системе российского музыкального образования при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения был не простым периодом. Заслугой федерального учебно-методического объединения, экспертного профессионального сообщества в условиях проходившего реформирования было достижение одновременного решения задач обновления нормативно-методических документов и сохранения специфики учебного процесса творческих вузов.

В настоящее время очень важным является понимание того фактора, что для дальнейшего развития необходимо сохранение выдающихся традиций российских творческих, исполнительских, музыковедческих школ и весь накопленный опыт завоеваний последних лет. Безусловно, ключевое значение для творческого образования имеет модель специалитета, но магистерские программы, разработанные и внедренные многими вузами, вызывают серьезный интерес наших зарубежных абитуриентов, поэтому не следует спешить отказываться от них. Широкий потенциал предложений различных образовательных программ повышает наше конкурентное преимущество в международном образовательном пространстве.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  В 2023 году Московская консерватория в коллаборации с Академией хорового искусства имени В.С. Попова провела знаковые проекты: Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…», Всероссийский музыкальный фестиваль «Рожденные Россией», «Всероссийскую молодежную хоровую ассамблею». Концерты с участием творческих сил вуза состоялись на важнейших концертных площадках России. В 2023 году академия выступала организатором международных и всероссийских творческих конкурсов: VII Международного конкурса хоровых дирижеров имени В.С. Попова, Открытого конкурса молодых композиторов и исполнителей «Новая музыка», X Международного вокального конкурса к 345-летию со дня рождения Антонио Вивальди, XI Международного конкурса камерной музыки и фортепианных ансамблей «Музыка дуэта», XII Международного открытого фестиваля-конкурса молодых музыкантов «Vivat, Musica», VI Международного конкурса хоровых дирижеров имени И.А. Михайловского.

В марте 2023 года была проведена Всероссийская творческая олимпиада вокально-хорового и концертмейстерского искусства с международным участием «Созвучие» (по профилям «Хоровое искусство», «Вокальное искусство», «Концертмейстерское искусство»), включенная в перечень творческих проектов Министерства просвещения РФ. В этом году в олимпиаде наряду с учащимися российских учебных заведений впервые приняли участие иностранные студенты. На 2024 год статус олимпиады в перечне повышен, расширены возрастные группы участников, в соответствии с тем, что прием в академию осуществляется по программам начального, среднего профессионального, высшего образования.

В сентябре этого года академия провела Всероссийский семинар «Взаимодействие с работодателями и стратегии построения карьеры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», идея которого была обусловлена необходимостью объединения профессионального сообществ учебных заведений, реализующих программы в области вокально-хорового искусства на уровне высшего, среднего профессионального, начального, дополнительного образования и концертно-творческих организаций. Участие в этом форуме руководителей и преподавателей ведущих музыкальных вузов, хоровых колледжей, детских школ искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары подтверждает высокую актуальность заявленной темы и создает возможности обсуждения и осмысления важнейших вопросов, возникающих в образовательном процессе и артистической практике. Одной из приоритетных задач семинара являлось дальнейшее укрепление и развитие творческого сотрудничества специализированных хоровых учебных заведений среднего профессионального образования: Хорового училища имени А.В. Свешникова в составе Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Хорового училища имени М.И. Глинки (г. Санкт-Петербург), Свердловского мужского хорового колледжа (г. Екатеринбург), Нижегородского хорового колледжа имени Л.К. Сивухина.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  2023 – 2024 учебный год ознаменован празднованием 80-летия Хорового училища имени А.В. Свешникова в составе Академии. На 23 марта 2024 года намечено проведение юбилейного концерта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В академии успешно функционирует Центр непрерывного образования и повышения квалификации, реализующий наряду с дополнительными программами повышения квалификации в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура», программы профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в учебное заведение. Интенсивно развивается деятельность Центра прототипирования — «Центра современной музыки и исполнительских искусств», созданного в 2022 году по инициативе Министерства культуры РФ в рамках проекта «Придумано в России».

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Реформа института госаккредитации, поиск новых подходов к решению задач обеспечения качества национальной системы образования в диалоге с академическим, экспертным и бизнес сообществами, а также работодателями, думаю, – тот путь, который целесообразно продолжить для отработки и апробации новых инструментов, гарантирующих качество высшего образования. Существенным и весомым дополнением к системе государственной аккредитации в настоящих условиях может стать модель профессионально-общественной аккредитации, которая представляется как профессиональный аудит управленческих решений, направленный на поддержку дальнейшего развития вуза с учетом его специфики. Необходимо принятие решений, обеспечивающих повышение авторитета модели профессионально-общественной аккредитации, ее эффективное функционирование и развитие.
Известно, что качество – категория сложная и многоаспектная, и ее объективным мерилом, обеспечивающим позитивную динамику, вряд ли может служить единственная на сегодня модель аккредитационных показателей. Как руководитель Академии хорового искусства имени В.С. Попова скажу, что в нашем случае диагностирующей моделью качества могла бы выступить, прежде, всего модель, учитывающая «мастерство исполнителя», то есть та модель, которая прошла цеховую профессиональную апробацию, которая в конкурентной творческой среде выявляет способность обучающихся воспроизводить традицию творческой школы с ее секретами успешной и эффективной деятельности.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Утвержденные приказом Минобрнауки РФ № 1094 аккредитационные показатели измерения качества образования вполне отвечают принципам четкости, прозрачности, их количество не избыточно. Однако, однозначной методики расчета (упомянутой в предложенном вопросе), которая диагностирует то, «что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи», они не дают.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Считаю, что новые аккредитационные показатели вполне корректны и учитывают, в том числе, специфику творческих вузов в части, например, определения доли научно-педагогических работников, с включением в нее членов творческих союзов, лауреатов, победителей и призеров творческих конкурсов. Для нашего вуза это позитивный момент.
Для творческих вузов показатель среднего балла единого государственного экзамена не является характерным, поскольку абитуриенты преиму-щественно являются выпускниками средних профессиональных учебных заведений (музыкальных училищ).
Дополнительных усилий потребует работа по формированию внутренней системы оценки качества образования. Хорошо понимая, что управление качеством образования вмещает и обеспечение позитивной динамики, и возрастание качества, зависящее от структуры и устойчивости знаний, и овладение практическими навыками профессиональной деятельности, мы неуклонно стремимся учитывать все эти факторы в совершенствовании критериев внутренней оценки качества.

Наверх