Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Если мы говорим о школьном образовании, то здесь, возможно, есть рациональное зерно, хотя нужно понять аргументированность такой позиции. Но если говорить о высшем, в частности медицинском, образовании, то я эту точку зрения не поддержу. Аргумент простой. Вы согласились бы лечиться у врача, который вместо положенных шести отучился три года? Уверен, что нет. Дело в том, что медицинское образование одно из самых сложных, потому что оно готовит тех, кто спасает жизни людей. И «спрессовать» это образование невозможно, ведь будущий врач должен не только получить огромный объём теоретических знаний, но и пройти серьёзную практику, а это дело не одного года. Становление клинического мышления – процесс длительный.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— Из опыта нашего медицинского университета мы видим, что стало, к сожалению, меньше профессионально ориентированных абитуриентов, меньше хорошо подготовленных, которые успешно осваивают школьную программу. И в связи с этим в вузах сокращается количество абитуриентов. Поэтому важно начинать профориентационную работу не в 7 или 9 классе, а гораздо раньше, может быть, даже с детского сада. Конечно, здесь должны подключаться психологи, социальные педагоги, чтобы нивелировать риски негативных отклонений. Безусловно, это будет влиять и на успешность в учёбе, и на личные достижения в целом.
Ещё один тезис. Система высшего, именно медицинского, образования – это система непрерывного образования. Врачи обязаны каждые пять лет проходить обучение, и чтобы успешно пройти периодическую аккредитацию, нужно ежегодно повышать свою квалификацию. В медицине этот процесс отлажен, но это должно быть абсолютно везде, в любом другом высшем образовании. Например, в нашем вузе создан центр компетенций, чтобы ежегодно наши преподаватели повышали квалификацию в той или иной направленности. Недаром говорят, что кадры решают все. Развитие системы образования невозможно без подготовленных, мотивированных кадров, без тех педагогов, которые чувствуют запросы нынешних обучающихся (а они постоянно меняются), без тех педагогов, которые должны уметь работать с цифровыми технологиями. Поэтому здесь тоже важна переподготовка, повышение квалификации, создание кадровых резервов, стимуляция, в том числе и с привлечением материальных поощрений, в освоении новых методик преподавания.
Считаю, что вузы должны стать опорой инновационного развития регионов. И это надо начинать со студенчества. Можно говорить о развитии предпринимательских компетенций у студентов. В нашем вузе все выпускники проходят через программу повышения квалификации по цифровым компетенциям. Это значит, что на выпуске ребята получают дипломы и уже удостоверение о повышении квалификации.
На базе медицинского вуза при поддержке власти должны разрабатываться и масштабироваться передовые решения в области здравоохранения. Нужно выстраивать эффективное взаимодействие медицинских вузов и регионов с целью внедрения прорывных направлений развития медицинской науки и модернизации первичного звена здравоохранения, и это дорога с двусторонним движением: регион тоже должен чутко реагировать на запросы вуза и предоставлять новые площади, клинические базы.
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— В КрасГМУ для иностранных граждан предлагается две программы с использованием языка-посредника (английский) по основным образовательным программам высшего образования 31.05.01 «Лечебное дело» и З1.05.03 «Стоматология», имеющим международную аккредитацию Национального центра профессионально-общественной аккредитации и Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR).
B настоящее время обучается более 400 студентов из 26 стран. Университет каждый год увеличивает количество иностранных обучающихся и стремится расширять географию партнерства в сфере экспорта образовательных услуг.
В КрасГМУ внедрены:
- программа кураторства;
- тренинговая работа с иностранными студентами по развитию навыков научной деятельности, навыков межкультурной коммуникации;
- факультативная дисциплина «Русский язык как иностранный» для углубленного изучения на протяжении всех лет обучения (более 1400 часов);
- система финансовой поддержки наиболее успевающих иностранных обучающихся (скидки в оплате от 5 до 20% показавшим наиболее высокие результаты в обучении и внеучебной деятельности по итогам студенческого рейтинга);
- поддержка инициативы иностранных студентов по трудоустройству на время каникул либо по совмещению обучения и работы (даются рекомендации в клиники города);
дискуссионные клубы с участием носителей языка из числа иностранных обучающихся.
Для тех обучающихся, которые по причине финансовых трудностей не смогли выехать за пределы РФ на каникулы, организуются творческие, спортивно-массовые, профессионально-ориентированные мероприятия, экскурсии в клиники города. Ежегодно в августе для иностранных студентов проходит летняя школа русского языка как иностранного (с бесплатным трансфером и проживанием на территории летней базы отдыха вуза).
Внедрена система непрерывного повышения квалификации педагогов-участников программы экспорта образования в области академического английского языка, включающая организацию курсов дополнительной языковой подготовки (в том числе с участием носителей языка), мастер-классов, тренингов, консультаций, а также профессиональных конкурсов.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Несомненно, вузы нуждаются в дополнительной государственной поддержке для обеспечения достижения целевых показателей экспорта образовательных услуг к 2030 году. Прирост иностранных граждан требует дополнительного финансирования для открытия новых корпусов и общежитий.
Важной задачей является выстраивание взаимодействия университетов с Министерством иностранных дел РФ как для расширения межвузовских контактов внутри страны, так и для организации сетевых программ и программ двойных дипломов с университетами из стран-партнеров.
Значимым моментом является содействие государства в части регуляции процесса визовой поддержки для въезда иностранных граждан из визовых стран и внедрение облегченных процедур по миграционному учету иностранных обучающихся на территории РФ.
Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?
— Нам необходимы «хирургические вмешательства», радикальные изменения в вопросах непрерывного медицинского и фармацевтического образования. С тех пор, как была отменена обязательная аккредитация центров дополнительного профессионального образования, они стали множиться по всей стране. Как они обучают медработников, мы видим на наглядных примерах. Совсем недавно рассказывали УЗ-диагносты, как молодой доктор, прошедший учебу в каком-то сомнительном центре, решил исследовать у пациента щитовидную железу. Для этого он уложил человека на живот ногами к аппарату. И смех, и грех – ясно же, что врач просто купил диплом…
«Частникам» и ковид-19 оказался нипочем – в то время как госучреждения, такие как наш университет, на время эпидемии приостановили сертификацию, коммерческие центры продолжили свою деятельность. И когда нам разрешили вновь приступить к очной переподготовке врачей, определили для нас госзадание, мы, как и другие российские медицинские вузы, столкнулись с парадоксальной проблемой: в период моратория доктора воспользовались услугами частников и получили сертификаты…
Понятно, что в этих условиях главными пострадавшими оказываются пациенты. Разве можно сравнить обучение в медицинском университете, где есть симуляционный центр, где высокий уровень преподавания, где около десятка научных школ, где нужно отзаниматься по профилю от 150 до 600 часов за год, с фирмой, где врач в лучшем случае пару часов постоит за спиной «наставника» на операции.
Что же делать?
Наш университет пытается решить проблему обращением в региональное Законодательное собрание, которое, в свою очередь, сделает запрос в федеральные законодательные органы – по внесению изменений в нормативные документы. Надо непременно вернуть аккредитацию ДПО.
Что касается «бинта» – более тонких профилактических мер в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования… Думаю, не надо так часто менять образовательные стандарты. Введение новых стандартов отнимает много времени, отвлекает преподавательский состав от важнейшей миссии – подготовки кадров для здравоохранения.
Отмечу еще один момент. Я спокойно отношусь к отчислению студентов на младших курсах – за неуспеваемость, разочаровавшихся в будущей профессии. Но мне кажется, выпускные экзамены в университете – не время прощаться со студентами. Медицинское образование настолько долгое, практически бесконечное, что выпускные экзамены – далеко не последние, которые будет сдавать в жизни и карьере молодой врач.