Экспертный совет. Эксперт: Алексей Владимирович Протопопов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Алексей Владимирович Протопопов

Ректор

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№152 (4) '2024
аккредитация в образовании

Назовите наиболее значимые на ­сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет ­­решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?

эксперт

—  В КрасГМУ для иностранных граждан предлагается две программы с использованием языка-посредника (английский) по основным образовательным программам высшего образования 31.05.01 «Лечебное дело» и З1.05.03 «Стоматология», имеющим международную аккредитацию Национального центра профессионально-общественной аккредитации и Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR).

B настоящее время обучается более 400 студентов из 26 стран. Университет каждый год увеличивает количество иностранных обучающихся и стремится расширять географию партнерства в сфере экспорта образовательных услуг.

В КрасГМУ внедрены:

- программа кураторства;
- тренинговая работа с иностранными студентами по развитию навыков научной деятельности, навыков межкультурной коммуникации;
- факультативная дисциплина «Русский язык как иностранный» для углубленного изучения на протяжении всех лет обучения (более 1400 часов);
- система финансовой поддержки наиболее успевающих иностранных обучающихся (скидки в оплате от 5 до 20% показавшим наиболее высокие результаты в обучении и внеучебной деятельности по итогам студенческого рейтинга);
- поддержка инициативы иностранных студентов по трудоустройству на время каникул либо по совмещению обучения и работы (даются рекомендации в клиники города);
дискуссионные клубы с участием носителей языка из числа иностранных обучающихся.

Для тех обучающихся, которые по причине финансовых трудностей не смогли выехать за пределы РФ на каникулы, организуются творческие, спортивно-массовые, профессионально-ориентированные мероприятия, экскурсии в клиники города. Ежегодно в августе для иностранных студентов проходит летняя школа русского языка как иностранного (с бесплатным трансфером и проживанием на территории летней базы отдыха вуза).

Внедрена система непрерывного повышения квалификации педагогов-участников программы экспорта образования в области академического английского языка, включающая организацию курсов дополнительной языковой подготовки (в том числе с участием носителей языка), мастер-классов, тренингов, консультаций, а также профессиональных конкурсов.

аккредитация в образовании

«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, ­поставленный   в соответствующем   президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?

эксперт

—  Несомненно, вузы нуждаются в дополнительной государственной поддержке для обеспечения достижения целевых показателей экспорта образовательных услуг к 2030 году. Прирост иностранных граждан требует дополнительного финансирования для открытия новых корпусов и общежитий.

Важной задачей является выстраивание взаимодействия университетов с Министерством иностранных дел РФ как для расширения межвузовских контактов внутри страны, так и для организации сетевых программ и программ двойных дипломов с университетами из стран-партнеров.

Значимым моментом является содействие государства в части регуляции процесса визовой поддержки для въезда иностранных граждан из визовых стран и внедрение облегченных процедур по миграционному учету иностранных обучающихся на территории РФ.

№143 (3) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  Нам необходимы «хирургические вмешательства», радикальные изменения в вопросах непрерывного медицинского и фармацевтического образования. С тех пор, как была отменена обязательная аккредитация центров дополнительного профессионального образования, они стали множиться по всей стране. Как они обучают медработников, мы видим на наглядных примерах. Совсем недавно рассказывали УЗ-диагносты, как молодой доктор, прошедший учебу в каком-то сомнительном центре, решил исследовать у пациента щитовидную железу. Для этого он уложил человека на живот ногами к аппарату. И смех, и грех – ясно же, что врач просто купил диплом…

«Частникам» и ковид-19 оказался нипочем – в то время как госучреждения, такие как наш университет, на время эпидемии приостановили сертификацию, коммерческие центры продолжили свою деятельность. И когда нам разрешили вновь приступить к очной переподготовке врачей, определили для нас госзадание, мы, как и другие российские медицинские вузы, столкнулись с парадоксальной проблемой: в период моратория доктора воспользовались услугами частников и получили сертификаты…

Понятно, что в этих условиях главными пострадавшими оказываются пациенты. Разве можно сравнить обучение в медицинском университете, где есть симуляционный центр, где высокий уровень преподавания, где около десятка научных школ, где нужно отзаниматься по профилю от 150 до 600 часов за год, с фирмой, где врач в лучшем случае пару часов постоит за спиной «наставника» на операции.

Что же делать?

Наш университет пытается решить проблему обращением в региональное Законодательное собрание, которое, в свою очередь, сделает запрос в федеральные законодательные органы – по внесению изменений в нормативные документы. Надо непременно вернуть аккредитацию ДПО.

Что касается «бинта» – более тонких профилактических мер в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования… Думаю, не надо так часто менять образовательные стандарты. Введение новых стандартов отнимает много времени, отвлекает преподавательский состав от важнейшей миссии – подготовки кадров для здравоохранения.

Отмечу еще один момент. Я спокойно отношусь к отчислению студентов на младших курсах – за неуспеваемость, разочаровавшихся в будущей профессии. Но мне кажется, выпускные экзамены в университете – не время прощаться со студентами. Медицинское образование настолько долгое, практически бесконечное, что выпускные экзамены – далеко не последние, которые будет сдавать в жизни и карьере молодой врач.

Наверх