Экспертный совет. Эксперт: Андрей Михайлович Марков. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Андрей Михайлович Марков

Ректор

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  Фундаментальная подготовка раньше была основой образования, которое считалось образованием на всю жизнь. Фундаментальность была в ряде случаев далеко несоизмеримой по ее востребованности в профессиональной деятельности человека на протяжении всей жизни. Скажем так, она была с многократным запасом прочности на все случаи жизни. Следует отметить, что здесь мы не берем в учет ее гуманитарную составляющую.

В ряде случаев это было оправдано, но в большинстве своем это было необоснованно затратно по времени, финансам и другим ресурсам.

Главной особенностью сегодняшнего высшего образования является его непрерывный характер. Это обусловлено динамично развивающимся и меняющимся рынком труда. Поэтому и фундаментальность должна быть гибкой сообразно практико-ориентированной направленности специалиста.

Сегодня фундаментализация является одной из основных тенденций и одним из направлений развития современного образования, наряду с гуманизацией, глобализацией, технологизацией, цифровизацией. Ее должно быть ровно столько, сколько необходимо для решения специалистом профессиональных задач в определенной сфере деятельности. Сегодня мы не можем себе позволить такую роскошь, как фундамент про запас! Должна быть создана адаптивная система фундаментальной подготовки инженерных кадров в вузе.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Фундаментальность образования должна гармонично соответствовать его практико-ориентированности. Так еще в начале 80-х годов прошлого века нашей кафедрой «Технология машиностроения» была организована и реализована целевая интенсивная подготовка студентов по прямым договорам-контрактам с заводами региона с целью подключения студентов, начиная с 3-го курса, к решению реальных инженерных задач. Для этого мы диффундировали практико-ориентированность подготовки специалиста в фундамент подготовки, особенно в его естественно-научную часть. Создали сборники задач и заданий, практикумы и проекты по курсам «Математика», «Физика», «Химия», «Сопротивление материалов» и т.п. с тематикой соответствующей профессиональной деятельности и практико-ориентированной направленности.  По сути, мы создали единое органическое образовательное пространство профилизации фундаментальных дисциплин и фундаментализации профильных. Тем самым мы получили высокопрочный монолит – высококлассных квалифицированных специалистов под заказ!

Образование должно быть представлено совокупностью достаточных, целостных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов как фундаментальной направленности, так и элементов, ориентированных на условия меняющихся задач на рынке труда. Наиболее эффективной формой реализации такого образования могут быть различные индивидуальные сценарии и форматы, включающие в себя и применение инновационных технологий обучения (цифровых, проектно-практических, дуальных, иммерсивных и т.п.).

Для этого необходимо будет создать множество экосистемных индивидуальных образовательных пространств профессионально-практической, исследовательской, управленческой направленности, базирующихся на локальных и глобальных типовых фундаментальных и практико-ориентированных образовательных решениях.

В основу разработки и проектирования положен принцип диффузионного построения, предусматривающий взаимное проникновение образовательных решений фундаментальной части и практико-ориентированной части. Отсутствие зон диффузии ведет к исключению этого образовательного решения из образовательной программы. Недостаток или избыток фундаментальности либо практико-ориентированности может быть компенсирован институтами дополнительного профессионального образования, а также применением генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.

Но возникает проблема: мгновенно осуществить фундаментальную подготовку под конкретный заказ в настоящее время практически невозможно. Для этого потребуется минимум от года до четырех лет. Однако, за это время рынок труда уйдет вперед и может так статься, что выполненная под заказ фундаментальная подготовка вместе с соответствующей практико-ориентированной направленностью будет не востребована – она «устареет».

Решение этой проблемы видится в двух направлениях. Первое это высококачественное оперативное и стратегическое прогнозирование развития рынка труда.  Второе – это построение опережающих, устремленных в будущее, соответствующих будущему образовательных программ на основе локальных и глобальных типовых образовательных решениях с соответствующими инновационными педагогическими технологиями их реализации.

И в том и другом случаях добротным инструментом следует считать использование генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.

Реализация новой модели национального образования, в том числе ее основного принципа – «сбалансированное сочетание фундаментальности и практико-ориентированности» заложено в виде различных мероприятий в Программе развития нашего университета на 2023-2032 годы. Сегодня мы не догоняем прошлое, а создаем будущее по формированию профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению, обладающей развитым чувством ответственности.

аккредитация в образовании

АО. Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?

эксперт

—  На федеральном уровне во всех образовательных программах необходимо обеспечить формирование у молодых специалистов мировоззрения, включающего ценности патриотизма, семьи, правосознания, здорового образа жизни и экологической культуры, содействие профессиональному, интеллектуальному, нравственному и творческому развитию.

На должном уровне, как фундамент образования, должна быть организована и обеспечена в образовательных программах воспитательная работа по формированию активной гражданской позиции у студентов, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействию терроризма и экстремизма. Это регулирование возможно через систему ФГОС, ФГТ или другие механизмы нормативного оформления.

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Отношение к новой модели госаккредитации положительное. Во-первых, основ­ные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию на 1 марта 2022 года, относящиеся к соответствующему уровню образования либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, считаются имеющими государственную аккредитацию бессрочно. Во-вторых, указанная модель, прежде всего, позволяет оценить качество образования, а не качество документального обеспечения образовательной программы.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Новая модель аккредитации позволит сконцентрировать усилия коллектива университета на повышении качества образования: внутренней и внешней оценке результатов обучения; трудоустройстве выпускников; расширении партнерских связей и прочем. Реализация новой модели не требует подготовки для процедур первичной аккредитации и аккредитационного мониторинга огромного количества документов, в том числе на бумажных носителях. Это существенно снизит нагрузку на сотрудников и преподавателей вуза и позволит уделить больше внимания образовательному процессу.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Можно отметить следующие плюсы новой модели госаккредитации: бессрочность; цифровая трансформация государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности; уточнение порядка проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.
Одним из потенциальных рисков этой модели является то, что первичная аккредитация (предоставление услуги) проводится по аккредитационным показателям и не предполагает установление соответствия требованиям ФГОС. В связи с этим образовательные программы, получившие государственную аккредитацию и успешно проходящие ежегодный аккредитационный мониторинг, могут не соответствовать требованиям ФГОС.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?

эксперт

—  В АлтГТУ регулярно проводится внутренняя независимая оценка качества образования. Источниками информации о выполнении аккредитационных показателей являются сайт вуза, СМЭВ, ФИС ГИА и приема, НОКО, отчет о самообследовании, мониторинги, формы федеральных статистических наблюдений, ФИС ФРДО и другие.
Главным принципом новой модели аккредитации является верифицированность данных. Для реализации этого принципа в нашем вузе создано единое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новой модели госаккредитации не потребует значительной перестройки бизнес-процессов в вузе.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Скорее следует говорить не об одном критерии, а о системе показателей качества образовательной организации, включающей кадровое обеспечение образовательных программ, уровень развития НИР, цифровую зрелость вуза. Несомненно, основным показателем качества образовательной организации является востребованность ее выпускников не только на российском, но и международном рынке.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  Аккредитационные показатели, прежде всего, должны быть разработаны с учетом отраслевой специфики вуза. Ключевой аккредитационный показатель – качество подготовки обучающихся. К обязательным критериям можно отнести показатели, отражающие средний балл ЕГЭ обучающихся, зачисленных на бюджетной основе, трудо­устройство выпускников и уровень развития партнерских отношений вуза с работодателями, результаты внешней и внутренней оценки качества образования, квалификацию научно-педагогических работников.

Наверх