Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— В настоящее время наиболее значимым достижением нашего университета в области международного сотрудничества является тесное взаимодействие с китайскими образовательными учреждениями, университетами, колледжами и институтами в области образовательных, научных и производственных связей. В АлтГТУ действует ряд договоров о сотрудничестве по разным направлениям научной и образовательной деятельности с Яньшанским университетом, университетом Шихэцзы, Синьцзянскими университетами, Уханьским текстильным университетом, Шэньсийским профессионально-техническим институтом, Хэбэйским профессионально-техническим колледжем программного обеспечения в области студенческой и академической мобильности, совместной подготовке бакалавров.
Проводится работа, и осуществляются мероприятия в рамках соглашения о сотрудничестве с Даляньским университетом информатики Neusoft (КНР) по развитию и углублению образовательных, научных и производственных связей, организации студенческих обменов и прохождению языковой практики студентами АлтГТУ в Даляньском университете информатики Neusoft.
Реализуются совместные образовательные программы подготовки высококвалифицированных специалистов в области программной инженерии и электротехники автоматики с Вэйхайским профессиональным колледжем (очное обучение,З года), а также программы повышения квалификации и обмена опытом преподавателей в рамках проекта. Осуществляются совместные образовательные проекты по специальностям «Технология проектирования дорог и мостов» и «Программная инженерия» (очное обучение, З года) с Цзянсийским профессионально-техническим институтом транспорта. Расширению и углублению тесного сотрудничества способствовали совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали и другие направления взаимодействия.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Для достижения целевого показателя развития экспорта образования к 2030 году вузы нуждаются в дополнительной поддержке государства, которая будет нацелена на различные направления привлечения иностранных студентов.
1. Активная работа приемных комиссий в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Китай, Монголия) путем создания центров для консорциумов вузов.
2. Немаловажным фактором привлечения студентов является инфраструктура. Улучшение бытовых условий в российском вузе является неотъемлемой частью социокультурной адаптации иностранных студентов.
3. Острой проблемой является недостаточное владение языком. Языковая подготовка преподавателей и сотрудников, в том числе кураторов, которые непосредственно общаются с учащимися, поможет более быстрой адаптации иностранных студентов. В тоже время привлечение самих студентов к изучению русского языка и дальнейшему поступлению на программы высшего образования через увеличение квот на бучение в вузах поможет увеличить контингент иностранцев.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— Фундаментальная подготовка раньше была основой образования, которое считалось образованием на всю жизнь. Фундаментальность была в ряде случаев далеко несоизмеримой по ее востребованности в профессиональной деятельности человека на протяжении всей жизни. Скажем так, она была с многократным запасом прочности на все случаи жизни. Следует отметить, что здесь мы не берем в учет ее гуманитарную составляющую.
В ряде случаев это было оправдано, но в большинстве своем это было необоснованно затратно по времени, финансам и другим ресурсам.
Главной особенностью сегодняшнего высшего образования является его непрерывный характер. Это обусловлено динамично развивающимся и меняющимся рынком труда. Поэтому и фундаментальность должна быть гибкой сообразно практико-ориентированной направленности специалиста.
Сегодня фундаментализация является одной из основных тенденций и одним из направлений развития современного образования, наряду с гуманизацией, глобализацией, технологизацией, цифровизацией. Ее должно быть ровно столько, сколько необходимо для решения специалистом профессиональных задач в определенной сфере деятельности. Сегодня мы не можем себе позволить такую роскошь, как фундамент про запас! Должна быть создана адаптивная система фундаментальной подготовки инженерных кадров в вузе.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— Фундаментальность образования должна гармонично соответствовать его практико-ориентированности. Так еще в начале 80-х годов прошлого века нашей кафедрой «Технология машиностроения» была организована и реализована целевая интенсивная подготовка студентов по прямым договорам-контрактам с заводами региона с целью подключения студентов, начиная с 3-го курса, к решению реальных инженерных задач. Для этого мы диффундировали практико-ориентированность подготовки специалиста в фундамент подготовки, особенно в его естественно-научную часть. Создали сборники задач и заданий, практикумы и проекты по курсам «Математика», «Физика», «Химия», «Сопротивление материалов» и т.п. с тематикой соответствующей профессиональной деятельности и практико-ориентированной направленности. По сути, мы создали единое органическое образовательное пространство профилизации фундаментальных дисциплин и фундаментализации профильных. Тем самым мы получили высокопрочный монолит – высококлассных квалифицированных специалистов под заказ!
Образование должно быть представлено совокупностью достаточных, целостных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов как фундаментальной направленности, так и элементов, ориентированных на условия меняющихся задач на рынке труда. Наиболее эффективной формой реализации такого образования могут быть различные индивидуальные сценарии и форматы, включающие в себя и применение инновационных технологий обучения (цифровых, проектно-практических, дуальных, иммерсивных и т.п.).
Для этого необходимо будет создать множество экосистемных индивидуальных образовательных пространств профессионально-практической, исследовательской, управленческой направленности, базирующихся на локальных и глобальных типовых фундаментальных и практико-ориентированных образовательных решениях.
В основу разработки и проектирования положен принцип диффузионного построения, предусматривающий взаимное проникновение образовательных решений фундаментальной части и практико-ориентированной части. Отсутствие зон диффузии ведет к исключению этого образовательного решения из образовательной программы. Недостаток или избыток фундаментальности либо практико-ориентированности может быть компенсирован институтами дополнительного профессионального образования, а также применением генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.
Но возникает проблема: мгновенно осуществить фундаментальную подготовку под конкретный заказ в настоящее время практически невозможно. Для этого потребуется минимум от года до четырех лет. Однако, за это время рынок труда уйдет вперед и может так статься, что выполненная под заказ фундаментальная подготовка вместе с соответствующей практико-ориентированной направленностью будет не востребована – она «устареет».
Решение этой проблемы видится в двух направлениях. Первое это высококачественное оперативное и стратегическое прогнозирование развития рынка труда. Второе – это построение опережающих, устремленных в будущее, соответствующих будущему образовательных программ на основе локальных и глобальных типовых образовательных решениях с соответствующими инновационными педагогическими технологиями их реализации.
И в том и другом случаях добротным инструментом следует считать использование генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.
Реализация новой модели национального образования, в том числе ее основного принципа – «сбалансированное сочетание фундаментальности и практико-ориентированности» заложено в виде различных мероприятий в Программе развития нашего университета на 2023-2032 годы. Сегодня мы не догоняем прошлое, а создаем будущее по формированию профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению, обладающей развитым чувством ответственности.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— На федеральном уровне во всех образовательных программах необходимо обеспечить формирование у молодых специалистов мировоззрения, включающего ценности патриотизма, семьи, правосознания, здорового образа жизни и экологической культуры, содействие профессиональному, интеллектуальному, нравственному и творческому развитию.
На должном уровне, как фундамент образования, должна быть организована и обеспечена в образовательных программах воспитательная работа по формированию активной гражданской позиции у студентов, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействию терроризма и экстремизма. Это регулирование возможно через систему ФГОС, ФГТ или другие механизмы нормативного оформления.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Отношение к новой модели госаккредитации положительное. Во-первых, основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию на 1 марта 2022 года, относящиеся к соответствующему уровню образования либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, считаются имеющими государственную аккредитацию бессрочно. Во-вторых, указанная модель, прежде всего, позволяет оценить качество образования, а не качество документального обеспечения образовательной программы.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Новая модель аккредитации позволит сконцентрировать усилия коллектива университета на повышении качества образования: внутренней и внешней оценке результатов обучения; трудоустройстве выпускников; расширении партнерских связей и прочем. Реализация новой модели не требует подготовки для процедур первичной аккредитации и аккредитационного мониторинга огромного количества документов, в том числе на бумажных носителях. Это существенно снизит нагрузку на сотрудников и преподавателей вуза и позволит уделить больше внимания образовательному процессу.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Можно отметить следующие плюсы новой модели госаккредитации: бессрочность; цифровая трансформация государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности; уточнение порядка проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.
Одним из потенциальных рисков этой модели является то, что первичная аккредитация (предоставление услуги) проводится по аккредитационным показателям и не предполагает установление соответствия требованиям ФГОС. В связи с этим образовательные программы, получившие государственную аккредитацию и успешно проходящие ежегодный аккредитационный мониторинг, могут не соответствовать требованиям ФГОС.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?
— В АлтГТУ регулярно проводится внутренняя независимая оценка качества образования. Источниками информации о выполнении аккредитационных показателей являются сайт вуза, СМЭВ, ФИС ГИА и приема, НОКО, отчет о самообследовании, мониторинги, формы федеральных статистических наблюдений, ФИС ФРДО и другие.
Главным принципом новой модели аккредитации является верифицированность данных. Для реализации этого принципа в нашем вузе создано единое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новой модели госаккредитации не потребует значительной перестройки бизнес-процессов в вузе.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Скорее следует говорить не об одном критерии, а о системе показателей качества образовательной организации, включающей кадровое обеспечение образовательных программ, уровень развития НИР, цифровую зрелость вуза. Несомненно, основным показателем качества образовательной организации является востребованность ее выпускников не только на российском, но и международном рынке.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Аккредитационные показатели, прежде всего, должны быть разработаны с учетом отраслевой специфики вуза. Ключевой аккредитационный показатель – качество подготовки обучающихся. К обязательным критериям можно отнести показатели, отражающие средний балл ЕГЭ обучающихся, зачисленных на бюджетной основе, трудоустройство выпускников и уровень развития партнерских отношений вуза с работодателями, результаты внешней и внутренней оценки качества образования, квалификацию научно-педагогических работников.