Экспертный совет. Эксперт: Сергей Иванович Курганский. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Сергей Иванович Курганский

Ректор

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№147 (7) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Появление новых технологий часто воспринимается неоднозначно. Конечно, есть определенные риски и возможности, которые на текущий момент времени явно не проявляются, но будут иметь развитие в перспективе.

Некоторые ученые (А.И. Ракитов, М.Н. Харабаджах, М.Шпитцер) отмечают определенные риски и проблемы для участников системы образования. Вот некоторые из них:

- отсутствие «прямых» контактов студентов с преподавателем, что негативно влияет на освоение учебного материала, особенно учитывая возрастные особенности;
- формализация знаний и снижение результатов трудовой деятельности выпускников (часть операций алгоритмизируется);
- ухудшение оперативной памяти обучающихся в связи с биологическими изменениями в структуре мозговой деятельности, которые обусловлены новой значительной нагрузкой на психику;
- проблема обеспечения конфиденциальности и безопасности накапливаемых данных; 
- необходимость непрерывного повышения технических компетенций (некоторые преподаватели имеют сложности в процессе адаптации к новым методам обучения); 
- сокращение рабочих мест (часть трудовых функций компенсируют алгоритмы искусственного интеллекта) и изменение структуры занятости в сфере высшего образования.

Некоторые риски отмечаются также в докладе ЮНЕСКО от 2022 года «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики». В п.3.3 отмечается ряд потенциальных проблем, связанных с навязчивостью, утечкой собираемых данных в процессе обучения, этические проблемы (предписываемые методы обучения без человеческого участия, постоянная запись на камеру, предвзятость, заложенная в алгоритмы и проч.).

Ряд специалистов (Т.В. Щукина, Э.Ш. Бекирова) напротив отмечают положительный эффект от внедрения этих технологий в образовательное пространство (как правило, при этом учитывается экономический расчет и эффективность). Среди них следующие:

- технологии искусственного интеллекта автоматизируют рутинные процессы (улучшение системы планирования учебного процесса, автоматизация оценки работ или проведение экзаменов преподавателями);
- стандартизация навыков и компетенций студентов в рамках дисциплин (оптимизация учебных курсов);
- методы обучения становятся более интерактивными и ориентированными на личность обучающегося;
- преодоление разобщённости между социальными субъектами в вопросе доступа к электронным образовательным ресурсам;
- усиление функций интеллектуальной системы человека для решения специфических задач.

Оценить уровень готовности российских университетов к этим технологиям без определенной статистики и динамики сложно, но как в одном из интервью отметил директор направления «Развитие на основе данных» АНО «Университет 2035», эксперт в области изучения искусственного интеллекта Андрей Комиссаров: «Нужно держать глаза открытыми».

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  Проникновение такой передовой технологии, как искусственный интеллект (отметим именно технологию генерации текста Generative Pretrained Transformer и разнообразные нейросети для генерации изображений) во все сферы жизнедеятельности человека идет ускоренными темпами и использование его в будущем не избежать. Активная интеграция данных инструментов в браузеры, мессенджеры, сервисы только усиливает этот процесс. Подготовка выпускных квалификационных работ в Белгородском государственном институте искусств и культуры в не меньшей степени, чем весь образовательный процесс отраслевого регионального вуза, направлена на развитие навыков уникальной интеллектуальной деятельности молодых людей – потенциальных создателей уникальных объектов интеллектуальной деятельности. Полагаю, что следование примеру МГПУ для нас сегодня – это интересный опыт. Пока же, на наш взгляд, целесообразно выработать и внедрить универсальные нормы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе высшей школы во избежание получения деструктивного эффекта.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п. 47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  В Белгородском государственном институте искусств и культуры осуществляется подготовка бакалавров, магистров, специалистов различных направлений, преимущественно гуманитарного профиля. В соответствии с основополагающими ФГОС ВО результат обучения направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся и предусматривает, в том числе, формирование компетенций, связанных с использованием современных информационных технологий. Так, в учебных планах бакалавриата в обязательной части включена дисциплина «Информационные технологии». В структуре есть раздел «Информационные технологии обработки данных», в ходе изучения которого рассматриваются информационные технологии как офисного программного обеспечения и электронного документооборота, так и технологии хранения данных и программирования. Также в рамках дисциплины обучающиеся знакомятся с основными современными тенденциями в области цифровизации.

Институт стремится к совершенствованию образовательного процесса и, в частности, в учебный план направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» включена дисциплина «Системы искусственного интеллекта». Вопрос включения специальных модулей как отдельных дисциплин по изучению технологий искусственного интеллекта в наши образовательные программы по некоторым направлениям не актуален с учетом наличия обязательной дисциплины «Информационные технологии», учебно-методические материалы которой ежегодно обновляются, ведущие преподаватели проходят повышение квалификации, актуализируя, в том числе, сведения в отношении ИИ.

№141 (1) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  На сегодняшний день срочных, радикальных (даже жёстких) мер в контексте развития отечественной высшей школы требует вопрос системного отставания уровня развития высшего образования как социального института от развивающегося с иной скоростью рынка труда. Радикальное разрешение этого диссонанса позволит купировать риск «перенаселения» квалифицированными отраслевыми специалистами и риск снижения уровня экономического развития нашей страны. В данном случае речь идёт об оперативной оптимизационной работе с картой образовательных программ каждого учебного заведения, реализующего программы высшего образования.

Целесообразно также в режиме мягкой настройки интегрировать в управление организациями высшего образования процессы, способствующие росту потенциала гибких компетенций. Эти процессы на уровне управления должны способствовать адсорбции и поляризации уникальных компетенций личности (речь идёт и об обучающихся, и о работниках), продуктивно влиять на точки роста, в том числе затрагивая внеплановые (появляющиеся в соответствии с инновационными проявлениями социума).

Параллельная реализация жёстких и гибких мер на всех уровнях управления высшим образованием позволит реализовать комплексный подход к мотивированному переходу одного из важнейших институтов социума на новый уровень, коррелирующий с уровнем развития рынка труда, что, соответственно, позволит государству получить максимальный интеллектуальный и экономический капитал.

№138 (6) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  В современных условиях, на наш взгляд, будут иметь существенный спрос не только технологические решения, но и объекты интеллектуальной собственности, способствующие процессу национальной самоидентификации и этнической принадлежности. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются разработанные БГИИК объекты дизайна. Например, получивший официальное свидетельство товарный знак «Белгородчина» выполнен с использованием элемента «орепей» традиционного южнорусского орнамента, характерного и для Белгородской области, символизирующего счастье, богатство, уверенность в себе. Использовать этот символ, который способен стать не только товарным, но и региональным культурным маркером, можно, например, для декорирования вывесок магазинов и общественных пространств, упаковки продуктов, общественного транспорта, при разработке одежды.

Столь же актуальными являются запатентованные разработки, спроектированные нашим факультетом дизайна и технологий: «Стул-игрушка», «Стол-трансформер», «Станок для кружевоплетения», имеющие как прикладную пользу для покупателя, так и необычные дизайнерские решения, выполненные в традиционном народном стиле.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  Современный вуз искусств и культуры, с одной стороны, должен сочетать в себе сложившиеся десятилетиями принципы российской школы музыкального исполнительства, хореографического, театрального, изобразительного искусства с жесткими стандартами и требованиями, создавшими себе репутацию лучшего образования в области искусства. С другой – в условиях стремительно меняющегося мира высоких технологий, постоянного обновления и расширения возможностей (в том числе и в сфере культуры), уметь эти возможности осваивать и гармонично использовать в своей деятельности. Поэтому проникновение инноваций в искусство и их влияние на социокультурную ситуацию выдвигают свои требования и ставят перед педагогами и учеными вуза все новые и новые задачи, выводя объективные требования далеко за рамки узкопрофессиональной подготовки.

В этом контексте Белгородский государственный институт искусств и культуры в настоящий момент разрабатывает следующие приоритетные научно-исследовательские и научно-творческие направления:

- проблемы трансляции хореографического искусства в современном социокультурном пространстве;
- основные тенденции и проблемы современного театрального процесса в практике художественного творчества;
- музыкальное искусство и образование: традиции и инновации;
- философия и психология творчества;
- библиотечные коммуникации в современном социокультурном пространстве;
- управление развитием образовательной системы вуза в условиях реализации ФГОС;
- дизайн-образование: социальная среда, проблемы и перспективы;
- сохранение и развитие народной художественной культуры;
- проблемы и перспективы развития туризма и социально-культурной деятельности в современных условиях.

Научно-исследовательский потенциал БГИИК обладает достаточными ресурсами для разработки данных направлений. Он включает в себя не только возможности 5 факультетов и филиала института в г. Губкин, но и 5 научных школ, а также 8 научно-творческих лабораторий, которые сегодня являются драйверами научно-исследовательской жизни вуза. Здесь аккумулируются знания по наиболее актуальным областям сферы образования, искусств и культуры, складываются адаптационные механизмы к современной среде, формируется готовность к освоению нового опыта и новейших технологий.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?

эксперт

—  В переломные периоды истории нашего общества система образования, в том числе высшего образования, претерпевает существенные изменения. В начале XX века российская система образования реформируется в советскую. Данный процесс протекал болезненно, исходя из социально-политической ситуации, с чередой нововведений и частичным возвратом к старым ориентирам царской России. В результате была сформирована уникальная советская система образования, соединившая гимназическое, политехническое и трудовое обучение. В конце XX века было принято решение отказаться от этой модели и переориентироваться на западные образцы с их задачей подготовки «квалифицированного потребителя». Однако уже ни для кого не секрет, что данная система оказалась неспособной ответить на те вызовы, которые встают перед нашим обществом в настоящий исторический момент.

Тем не менее, говоря о будущей системе отечественного высшего образования, необходимо отметить, что ориентация на непохожесть ни на что другое в сравнительном контексте (а именно это и заключает в себе понятие уникальности) – не должна стать главной целью изменения системы. Грядущее образовательное пространство в нашей стране, на наш взгляд, должно быть призвано, прежде всего, обеспечивать высококлассными специалистами все сферы общественного развития в интересах государства.

Залогом успеха современного специалиста, работающего в сфере искусств и культуры, является сочетание таких качеств, как творчество и аналитичность мышления, инициативность и исполнительность в работе, одухотворенность высокими материями и деловые качества. Формирование личности выпускника с таким набором компетенций возможно при условии построения образовательного процесса на основе интеграции с научно-исследовательским и производственным процессами. Мы твердо убеждены, что современный институт искусств и культуры должен способствовать сохранению национальной идентичности россиян в геополитическом пространстве и, таким образом, занять устойчивые позиции на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  По нашему мнению, к лучшему опыту и традициям советского и постсоветского периода развития системы высшего образования можно отнести следующие характеристики и цели:

- образование как главный государственный приоритет;
- государственное управление образованием;
- качество образования;
- научный принцип целостного изучения предметов;
- обязательная связь обучения с воспитанием;
- поддержка образованием самобытности и культуры России;
- единое образовательное пространство;
- единые государственные стандарты и эталоны;
- система доступного и непрерывного образования;
- образование как формирование личности с широким общегуманитарным профессионализмом;
- уважительное отношение в обществе к успехам детей в учебе;
- приоритетное финансирование работников умственного труда.

Стоит отметить, что БГИИК последовательно отстаивает традиции лучших образцов советской системы образования.

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Среди стратегических для отечественной высшей школы событий прошедшего года выделяю цифровизацию, обеспечение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечение качества образовательного процесса.
Комплексная реализация стратегических инициатив, на наш взгляд, должна приблизить вузы к модели саморазвивающейся системы, исключая рутинные процессы и оказывая эффект триггера на рост качественной составляющей результатов образовательного процесса.
Для достижения этих результатов, в первую очередь, необходимо проводить комплекс мероприятий по формированию (повышению уровня) корпоративной культуры. Потому что люди – высокоэффективные отраслевые специалисты – это наш уникальный ресурсный фонд, который способен проявить себя только в условиях командной работы. При этом не стоит недооценивать необходимость персонифицированного подхода в вопросе повышения уровня компетентности отдельных специалистов.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Победа в федеральном конкурсе Министерства культуры РФ и получение гранта в размере 67 млн рублей на реализацию проекта «Школа креативных индустрий». Результаты работы будут способствовать формированию сообщества отраслевых профессионалов, способных развивать креативную экономику в России.
Школа креативных индустрий при Белгородском государственном институте искусств и культуры, будучи первой ступенью образования, является точкой роста всей образовательной организации. Ее деятельность будет положительно влиять на качественные результаты работы вуза. Учитывая, что креативная индустрия в определенном смысле представляет собой досуговую составляющую, благодаря которой профессия становится хобби, а хобби может превратиться в профессию – результаты реализации проекта «Школа креативных индустрий» позволят выпускникам вуза, прошедшим все образовательные ступени, быть более высокоэффективными в профессиональной деятельности.
Значимым событием стало участие института в качестве члена Ассоциации бережливых вузов в Межрегиональном форуме бережливых технологий «LeanПерсона». По итогам его работы бережливая команда БГИИК получила сертификат соответствия Фабрики процессов «ЛИНконструктор» (процесс «Сборка стула-игрушки») как центра компетенций в области бережливых технологий при администрации губернатора Белгородской области. Этот показатель качества служит дополнительным мотивом для работников вуза получить опыт применения инструментов бережливого производства в реальном производственном процессе, увидеть, как улучшения влияют на операционные и экономические показатели производства и на постоянной основе применять бережливые инструменты в профессиональной деятельности.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Двойственная роль пандемии как акселератора трансформационных процессов и причины возникновения негативных тенденций прошла красной нитью через весь минувший год. Учитывая оба фактора и осознавая риски, мы внесли в повестку-2022 несколько ключевых позиций:
организация межсистемных контактов с созданной в 2021 году Ассоциацией работодателей Белгородской области в сфере культуры и искусств с целью получения синергетического эффекта в вопросах практического обучения и трудоустройства выпускников вуза;
развитие процесса цифровой трансформации (цифровизации) БГИИК наряду с мероприятиями по организации его безопасности;
формирование системы управленческой деятельности вуза в контексте концепции устойчивого развития.
Всем членам профессионального сообщества в наступившем году желаю здоровья и самоактуализации для достижения стратегических целей развития высшей школы в целом и решения ключевых задач повестки-2022.

Наверх