Экспертный совет. Эксперт: Александр Павлович Горбунов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Александр Павлович Горбунов

Ректор

Пятигорский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Проблема сокращения сроков подготовки образования на самом деле глубже, фундаментальнее и перспективнее, чем она кажется при первом приближении. Часто на неё смотрят, как на решение узко прагматических задач быстрого обеспечения текущих потребностей экономики кадрами или же снижения объёма бюджетных расходов на сферу образования.

Ведь само по себе сокращение сроков уж точно не даст улучшения, а, скорее, даст обратный результат.

Сжатие сроков обучения, без потери уровня образовательных результатов и даже с его повышением, возможно двумя путями:

1. Увеличением интенсивности обоих видов задействованного там труда – как самих обучающихся, так и обучающего труда преподавателей – то есть увеличением затрат труда, его количества;
2. Увеличением производительности (результативности) этих обоих видов труда, то есть увеличением производительной силы труда и, соответственно, возрастанием каждого его единичного результата.
Второй путь более оптимален и перспективен. Однако для его осуществления необходима кардинальная содержательная перестройка, включающая две стороны: технологическую и социально-экономическую.

Технологическая сторона предполагает переформатирование методологии и методики обучения в едином перспективно-ориентированном фундаментализированном ключе, при котором сокращение экстенсивной продолжительности становится возможным за счёт, во-первых, соинтегрирования всего предметно-дисциплинарного комплекса на единой мировоззренческой, методологической базе, и, во-вторых, разработки и применения под эту базу передовых, высокопроизводительных способов и методов обучения.

Главное, чтобы и школьники, и студенты имели перед собой не раздробленный, малосвязанный между собой набор предметов, как сейчас, а единый комплекс всеобщих закономерностей организации, развития и преобразования, с пониманием их реализации в разнообразных предметно-дисциплинарных сферах.

Социально-экономическая же сторона состоит в присвоении (освоении) знаний и способностей в качестве интеллектуального производительно-преобразовательного инструментария (главного капитала) и поэтому предполагает коренное изменение внутреннего мотива к обучению и самой цели обучения – «для чего, ради чего» – то есть требует придания большого смысла всему процессу овладения передовыми знаниями и способностями с целью позитивного преобразования окружающего мира и самого себя.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  Если исходить из прагматических соображений, то управленческие решения лежат на поверхности и связаны с разбюрократизацией нормативных оснований нынешней высшей школы: 1) ввести формы ускоренного обучения; 2) расширить освоение дополнительных дисциплин, изучаемых языков и даже квалификаций именно с записью в приложение к диплому; 3) разработать под это финансово-экономические расчёты и порядок возмещения дополнительных затрат.

Если же исходить из необходимости достичь опережающего прорыва российской высшей школы, то требуется перестройка самого подхода к обучению, а именно переход от традиционного знаниевого подхода и от ныне доминирующего компетентностного подхода, – к всесоинтегрирующему подходу, придающему всем частным, частичным конкретно-ситуационным областям знаний (деятельности, компетенций) статус именно областей применения, приложения всех универсально-уникальных знаний и компетенций преобразовательности.

Именно таким образом создаётся единая базисная вдохновляющая основа, изменяющая саму целеустановку обучения и личностно-профессионального формирования.

№152 (4) '2024
аккредитация в образовании

Назовите наиболее значимые на ­сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет ­­решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?

эксперт

—  Наиболее значимым и перспективным за ­последнее время шагом ПГУ стала диверсификация международных связей, задавшая новые векторы академического взаимодействия и пополнившая географию сотрудничества новыми вузами-партнерами из Белоруссии, Бразилии, Индии, Ирана, Китая, Кубы, Узбекистана, восстановившая плодотворное сотрудничество с Асьютским университетом Египта. Вместе с тем не отказываемся от контактов и восстановления ­сотрудничества с устоявшимися европейскими партнерами. Так, вопреки стремлению европейских чиновников к сворачиванию на антироссийской санкционной волне межвузовского ­сотрудничества, в вузах-партнерах Франции и Испании в 2023-2024 учебном году по программам включенного обучения и двух дипломов прошли подготовку 15 наших студентов. Продолжает работу и созданный с нашим участием Центр русского языка «Институт Пушкина» в партнерском вузе – Институте Пиаже (Португалия). 

Знаковым событием стало открытие в университете при поддержке Посольства ОАЭ в декабре 2023 года Центра Объединенных Арабских Эмиратов, создающего перспективы на Ближневосточном направлении сотрудничества. Динамично строятся отношения с университетом Камагуэя (Республика Куба), включая помощь с введением русского языка в его программы, обмены студентами и лекторами, совместную подготовку кадров для курортного кластера провинции Камагуэй. В перспективе – сотрудничество ещё с двумя вузами Кубы.

Наиболее масштабным проектом стала начатая в 2022 г. и рассчитанная до 2030 ­совместная ­программа подготовки обучающихся из Ляонинского политехнического университета Китая по информационной безопасности с получением двух дипломов, реализуемая в гибридном формате, по которой сегодня обучаются на двух курсах уже более 230 китайских студентов. 

В свою очередь наши студенты – постоянные участники семестровых курсов совершенствования китайского языка и культуры в Ляонине. Также к площадкам стажировок и практик в Китае добавились Университет Гуанчжоу и Бохайский университет, где весной 2024 года прошли обучение 17 студентов ПГУ.

А вот среди практических мер – это сама нацеленность и, прежде всего, атмосфера нашего университета «Открывающего и преобразующего мир», пропитанная духом дружбы и сотрудничества. Это также управленческая система координаторов международных связей Институтов и Высших школ университета, созданная по матричной модели под началом Управления международных связей. Это и созданный нами фонд презентационных видеофильмов об университете на всех ­изучаемых в вузе европейских и восточных языках, который мы рассматриваем как возможность заявлять о себе в мировом образовательном ­пространстве. Только в этом году мы провели яркие презентации ­университета на ­образовательных площадках Египта, Туниса, Турции, Испании. 

Вот этот своеобразный пул, «пакет решений» синтезирует инициативу, энергию, профессионализм, открытость и готовность к сотрудничеству и позволяет не стоять на месте.

аккредитация в образовании

«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, ­поставленный   в соответствующем   президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?

эксперт

—  Да, конечно, такая поддержка нам очень нужна. Ведь не секрет, что сегодня большинство иностранных граждан, стремящихся учиться в России, во-первых, ориентируются преимущественно на столичные университеты, на мегаполисы, а также, во-вторых, преимущественно на инженерные, информационно-технологические, медицинские специальности и направления.

Небольшие города и социально-гуманитарные вузы, как наш, остаются вне зоны их внимания. Хотя, приезжая к нам они сразу осознают преимущества духовной атмосферы нашего университета, жизни и учебы вдали от мегаполисов, и возвращаются к нам снова и снова.

Думаю, назрела необходимость создания единого государственного многоязычного интернет- портала, представляющего равные возможности всем университетам для размещения своей информации, видео и других презентационных материалов. Такой фонд материалов на европейских и восточных языках, изучаемых в университете, нами подготовлен, но выход на широкую международную аудиторию пока ограничен.

В этой же связи возникает вопрос об изменении практики распределения иностранных обучающихся на подготовительные отделения и последующее обучение, когда некрупным, но обладающим потенциалом вузам сейчас направляются лишь единицы поступающих по государственным квотам из зарубежных стран.

Если же планировать значительное увеличение контингента иностранных студентов, то это требует, прежде всего, в региональных вузах определенной финансовой поддержки государства в виде, возможно, целевых грантов, субвенций на проведение выставочных мероприятий за рубежом, а также реконструкцию и ремонт имеющегося фонда студенческих общежитий, что требует существенных вложений.

№151 (3) '2024
аккредитация в образовании

В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России.  Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени  в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-­общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)

эксперт

—  Действительно, цена за услуги имеет немалое значение, поскольку такие процедуры достаточно затратны. Основные же качественные критерии: надёжность и авторитетность партнёров, что уже ранее подтверждено ими в предыдущей деятельности по профессионально-общественной аккредитации и отражено в отзывах других вузов.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.

эксперт

—  Здесь возможно совместить заявительный характер и обоснование в заявке способности выполнить утвержденный перечень критериев. В качестве таких основных критериев предлагаются следующие:

- авторитетность аккредитующей организации, её учредителей в публичном пространстве;

- доказательное обоснование наличия у аккредитующей организации необходимых экспертов;

- наличие у аккредитующей организации понятной и доступной концепции аккредитации и обеспечивающего её инструментария.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и ­контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?

эксперт

—  Конечно, решающее слово в определении процедур и правил должно оставаться за государством, однако сами организации, участвующие в профессионально-общественной аккредитации, не должны оставаться в стороне и, как сообщество, призваны постоянно контролировать неуклонное совершенствование качества своей деятельности.

аккредитация в образовании

Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?

эксперт

—  Прежде всего, аккредитующим организациям следует очень четко определять сами цели и задачи аккредитации, а уже под них проектировать методы и инструменты. При этом, не надо дублировать или подменять механизм и методы государственной аккредитации. Поэтому здесь самое главное, чтобы профессиональное сообщество могло верно определить для этой сферы приоритеты в качественной подготовке передовых кадров – и именно с учетом требований перспективного возрастающего суверенно-державного развития России, укрепления её лидерских и инноваторских возможностей.

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  Фундаментальность – это то, наиболее определяющее в подготовке кадров в высшей школе, мировоззренческое ядро, которое опирается на передовые познания наиболее общих, фундаментальных оснований мироустройства и потому придает всем личностным и профессиональным качествам выпускника целостный стержень.

В нынешнюю переломную эпоху новое смысловое наполнение фундаментальности состоит в дополнении её значительно более высоким и глубоким уровнем инструментальности для науки и практики, преодолевающим лишь созерцательность и тем самым приводящим к действительной результативности.
Это предполагает освоение наиболее всеобщих законов, закономерностей, способов, методов, алгоритмов преобразовательности как таковой и способность применять их в теоретической и практической деятельности.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Перспективность и принципиально важный характер этого подхода верно определен нашим министром В.Н. Фальковым.

При этом, с нашей точки зрения, новизна формулы здесь теперь такова, что фундаментальность и практико-ориентированность в передовом осмыслении их связи вовсе не противостоят друг другу и даже не просто взаимодополняют друг друга, а именно взаимно проистекают друг из друга и вместе с тем из того интеллектуально-инновационного результата, который востребован. Тем самым они образуют соинтегрированное единство.

Истинно фундаментальное не может не обладать преобразовательной инструментальностью и быть оторвано от практической применимости, как, в свою очередь, истинно практико-ориентированное, практико-интегрированное не может быть лишь поверхностным, пустышечным, то есть не фундированным.

Здесь на самом деле уже формула не просто их сбалансированности, то есть компромисса, а именно полной гармоничной соединенности, сообобщённости, сопроникаемости.

Тогда в активе мы получаем полное освоение всего интеллектуально-инновационного цикла – от передовой научной идеи до конкретного продукта, результата: в виде РИД, превращаемого в объект интеллектуально-инновационной собственности (ОИИС) или даже бизнес-проекта (стартапа). Это уже нами освоено, но требует расширения в масштабах.

аккредитация в образовании

Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?

эксперт

—  В новых условиях было бы логично ожидать от государства как институционального регулятора системного изложения в законодательно-распорядительных документах в качестве нормативного требования для всех образовательных организаций высшего образования выхода к уровню полноценной гармоничной соинтегрированности фундаментальности и практико-ориентированности и, соответственно, формулирования совокупности необходимых для этого условий, которые следует обеспечить, как и перечня задействуемых ресурсов, которые необходимо на это направить.

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Главное – это проектирование оснований новой системы высшей школы, которая могла бы ответить на посыл Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о необходимости соединения лучших достижений советского периода и наработок последних 30 лет.

Как только будут завершены пробные варианты, порученные пилотным вузам в соответствующем Указе Президента, новая модель войдет в дело и сможет дать новую перспективную стабильность высшей школы.

Наиболее определяющим условием выступает работа всей системы в едином ключе, выражающем ориентиры суверенно-державности России и ее обоснованного духовного лидерства в мировом пространстве.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  – Главными событиями 2023 года для нашего Пятигорского государственного университета стали следующие: завершение разработки и утверждение учредителем (Минобрнауки России) Программы развития университета на 2023-2032 годы и связанная с этим деятельность по формированию новых, более действенных путей и механизмов в управлении стратегическим развитием вуза. Это позволит дать новые импульсы по всему комплексу задач.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Это усиление роли нашего университета в выполнении социально-экономических проектов региона, в соответствии с приоритетами новой Программы развития вуза; дальнейшее укрепление вузовской системы создания и реализации инноваций; модернизация и благоустройство целого ряда пространств на территории вуза; налаживание новых международных партнёрских связей с университетами стран Ближнего и Среднего Востока, Индии, Африки, Латинской Америки; создание условий для расширения спектра изучаемых языков зарубежных стран и народов России.

№145 (5) '2023
аккредитация в образовании

Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

эксперт

—  Судя по тем, кто поступает в наш университет, ситуация с качеством знаний остается достаточно стабильной, без резких скачков. Нет ни большого прогресса, ни большого регресса.

По предметным областям наиболее проблемными остаются математика (профильная) и физика.

аккредитация в образовании

Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

эксперт

—  Наш университет реализует такие эффективные форматы партнерства со школами, как:

- проект «Университет – школе» (совместная организация мастер-классов для учителей-предметников и репетиционного тестирования по ЕГЭ для старшеклассников);
- просветительская и профориентационная работа со школами и родительской общественностью;
- университет вот уже почти 30 лет выступает учредителем собственной гимназии «Дебют-УНИ», где используются все передовые методы и разработки.

аккредитация в образовании

Какие общие проблемы качества образования, свойственные как общеобразовательной отечественной школе, так и высшей, вы бы назвали? Или у каждого уровня своя специфика?

эксперт

—  Конечно, у каждого уровня своя специфика, однако главное состоит в том, что высшая школа находится в зависимости от того уровня подготовки, который дает общеобразовательная школа. Ключевые системные недостатки школьного уровня сегодня: слабая развитость самостоятельного мышления, низкая способность к обобщениям, эклектичность и «клиповость» в анализе данных, неразвитость монологовой и диалоговой речи как устной, так и письменной – все это очень трудно затем выправлять на вузовском уровне.

Получается, что вузы вынуждены постоянно выполнять «двойную работу» – и за себя, и за школу, что не вполне продуктивно и тормозит общий интеллектуальный рост.

№144 (4) '2023
аккредитация в образовании

Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпуск­ников-бюджетников российских вузов? Почему?

эксперт

—  Да, необходимо восстановление системы распределения выпускников в модернизированной форме. А именно, распределять всех выпускников-бюджетников возможно по следующей схеме: часть выпускников – на основе уже имеющихся у них предварительных договоренностей с организациями, подтвержденных официальным согласием; еще часть – по поступившим в вуз заявкам от организаций (как было в советское время); оставшаяся часть получает свободное распределение (как тоже было в советское время) в том случае, если заявок от организаций недостаточно.

Вместе с тем, главный вопрос заключается в том, какие должности и какую оплату труда, а также какие льготы готовы предоставить организации молодым специалистам, чтобы их заинтересовать.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?

эксперт

—  Модель, конечно, расширена в возможностях, однако в нынешнем виде не сможет стать полностью эффективной. С нашей точки зрения, она слишком переусложнена (начиная от заключения договора) по сравнению с советской простой моделью целевых направлений, в то время как ответственность за невыполнение своих обязательств (и выпускника, и организации) перенесена в финансовую сферу в виде штрафа, который должен от них истребовать вуз. Всё это на практике очень непросто исполнить. Скорее всего, это будет приводить к судебным тяжбам, которые могут длиться очень долго.

Модель надо упростить, а ответственность этих двух сторон сделать прямой, а не опосредованной через вуз.

№142 (2) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  Как представляется, среди такого рода мер, исходя из новых современных условий, должны быть следующие основные:

Первое. Очевидна необходимость и актуальность поворота к последовательному развитию суверенно-державных и, вместе с тем, – общецивилизационно-перспективных оснований российской системы образования с их конкретной реализацией в соответствующей модели российского университета как комплексно-организованного центра передового управления, образования, воспитания, науки, инновационных технологий, информационно-цифровой трансформации, международного сотрудничества – что в таком системообразующем виде не представлено в западно-ориентированных концепциях и моделях.

Второе. В целях претворения в жизнь этого ключевого положения, обеспечить проведение четкой линии на отказ российской высшей школы от западно-ориентированных и малоперспективных для полноценной суверенности России концепций, моделей и обслуживающих их терминологий, и на переход к самостоятельно-цивилизационным отечественным подходам и механизмам.

Третье. Исходя из вышесказанного, необходим переход к проектированию и нормативному закреплению, в том числе в образовательно-воспитательных стандартах, нового перспективного для будущего страны образа выпускника российской высшей школы как гражданина и профессионала, способного обеспечивать достижение российского интеллектуально-инновационного лидерства, отстаивать целостность российского государства и справедливый миропорядок.

Такие меры позволят предотвратить дальнейшее инерционное продвижение российской высшей школы в старом накатанном, уже отжившем себя русле и осуществить, наконец, поворот к ее действительной творческой оригинальной самобытности и самостоятельности.

Если говорить о мягкой долгосрочной «тонкой» настройке, то в рамках указанного концептуального поворота требуется полноценная реализация следующих конкретных пунктов.

Во-первых, необходимы разработка и введение – через федеральные, региональные и локальные нормативные акты – новых содержательно-структурных оснований базовой перспективно- и инновационно-ориентированной личностной и профессиональной подготовки кадров с высшим образованием с дифференциацией ее сроков как стандартами, так и решениями самих вузов (в зависимости от имеющихся особенностей) от 4-х до 6-ти лет, подкрепляемой и расширяемой за счет разнообразных форм и программ дополнительного образования.

Во-вторых, целесообразно нормативное решение, ввиду его высокой актуальности, вопроса о переходе:

а) с пятилетних программ бакалавриата на пятилетние программы специалитета при реализации программ педагогического образования с двумя профилями подготовки;

б) с четырехлетних программ бакалавриата на пятилетние программы специалитета при реализации программ в случае изучения двух профессионально-ориентированных иностранных языков (что затруднительно при четырех годах обучения) для таких направлений подготовки как: «Востоковедение», «Международные отношения», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Мировая экономика», «Юриспруденция» (международно-правовой профиль), «Туризм», «Гостиничное дело».

В-третьих, восстановление и, на новой основе, развитие ключевой роли аспирантуры в полноценном воспроизводстве научно-педагогических и научных кадров, с обязательным обеспечением широкой сетью доступных диссертационных советов для соблюдения нормативных сроков защиты диссертаций. А также распространение на аспирантуру осуществляемого в бакалавриате, специалитете и магистратуре расширения перечня приоритетных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  В нашем университете для СПО не создавалось отдельного структурного подразделения. И это наша принципиальная позиция – студенты СПО не должны «вариться в собственном соку». Поэтому обучение по программам данного уровня у нас организовано и ведется в тех же институтах и высших школах университета, где реализуются родственные им (и продолжающие их) программы высшего образования. Благодаря этому студенты СПО быстро включаются в общую жизнь университета, взрослеют, участвуют во внеаудиторной работе, общаются со старшими товарищами, впитывают традиции.

Миссия университетского сектора СПО – обес­печивать подготовку профессиональных кадров для региона и страны, обладающих высоким (своего рода «университетским») качеством и надежностью. Также это и ресурс для обучения по программам высшего образования.

Примерно 30-35% выпускников СПО выходят на рынок труда, остальные идут на срочную службу в Вооруженных Силах РФ или продолжают обучение.

Линейка реализуемых нашим вузом программ СПО (17 специальностей) стабильна в последние годы, так как мы не открываем ничего, что не соответствует основным профилям подготовки нашего вуза.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  Во-первых, мы «держим руку на пульсе» всех изменений в системе СПО и стараемся им соответствовать. Во-вторых, постоянно актуализируем реализуемые в университете программы СПО, усиливая в них передовое содержание, связанное, в первую очередь, с подготовкой в области инноваций и цифровой трансформации.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Полагаю, что у вузовского сектора СПО уже сложилось свое место в отечественной модели образования. Тем не менее, некоторые изменения следовало бы осуществить, например, сделать сроки обучения после 9-го класса средней общеобразовательной школы более оптимальными. То есть по ряду программ оптимальным было бы 2-годичное, а не 4-летнее, как сейчас, образование.

Кроме того, очень странно, что даже сейчас, при «длинных» программах СПО, недельная нагрузка студента составляет по нормативу 36 часов (для сравнения в бакалавриате – 27 часов, в магистратуре – 16 часов). Считаем, оптимально было бы 30-32 часа. Перегрузка не нужна.

№146 (6) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Не следует паниковать и преувеличивать опасности, которые несет использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Чего-то экстраординарного не произойдет, так как эти технологии упростят и ускорят сбор и обработку информации – но не более того: умственных способностей они не прибавят.

Не следует забывать, что технологии ИИ являются инструментом, но не сущностью, и, как любой инструмент, могут быть использованы как во благо, так и во вред – а это уже зависит от нас.

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  Пока у нас нет ощущения, что это нечто выходящее за рамки, драматичное и потому требующее отдельного регулирования. Какой бы материал ни использовался для подготовки ВКР – неважно, какого рода интеллектом он подобран – он должен пройти экспертную оценку на наличие качественного уровня и, что особенно важно, личного авторского вклада.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  В Пятигорском государственном университете реализуются две основные профессиональные образовательные программы высшего образования, непосредственно посвященные изучению технологий искусственного интеллекта как профессии: программа бакалавриата 45.03.04 «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», профиль «Разработка и программирование интеллектуальных систем в гуманитарной сфере» и программа магистратуры 45.04.04 «Интеллектуальные системы в гуманитарной среде», профиль «Цифровые технологии и искусственный интеллект».

А также с 1 сентября 2022 года приказом ректора во все учебные планы всех образовательных программ бакалавриата и специалитета внедрена дисциплина «Системы искусственного интеллекта», а в учебные планы всех программ магистратуры – дисциплина «Методы и технологии искусственного интеллекта».

При этом в рамках образовательных программ в сфере информационных технологий, реализуемых в университете («Информационная безопасность», «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика»), технологиям искусственного интеллекта студенты обучаются в большем объеме. 

В начале 2023 года в университете открыт Центр развития искусственного интеллекта, деятельность которого включает научные, образовательные и практические направления в сфере ИИ с участием как научно-педагогических и научных работников, так и студентов.

№135 (3) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования большей автономии, методической поддержки в вопросах обеспечения качества, а также большего содействия в создании для вузов типовой нормативной базы.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  В общем утвержденные показатели отвечают этим принципам. Возможно, что в будущем потребуются некоторые коррективы. Однако существуют и другие проблемы: например, в настоящее время отсутствуют информационные системы, способные полностью корректно предоставить данные о реальном трудоустройстве выпускников.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Для нашей управленческой команды и коллектива университета соблюдение показателей и выполнение их критериев в их нынешнем утвержденном виде, как представляется, не должно потребовать каких-либо дополнительных усилий, так как по всем этим направлениям у нас ведется систематическая и регулярная работа.

Наверх