Экспертный совет. Эксперт: Рафис Тимерханович Бурганов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Рафис Тимерханович Бурганов

Ректор

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Если говорить о государстве как ключевом участнике национальной системы обеспечения и гарантии качества образования, то в первую очередь отмечу такие базовые, принципиально важные характеристики нового порядка государственной аккредитации, как исключение избыточных и дублирующих требований, а также общее снижение административной нагрузки на вузы. Кроме того, аккредитационная экспертиза станет более предметной, и вуз при таком подходе будет более защищен – это тоже немаловажно для образовательных организаций. В свою очередь, сами вузы должны быть готовы к тому, что основное внимание будет уделяться качеству подготовки обучающихся, оценка которого – это непростой и ответственный для образовательных организаций процесс.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Новая система показателей, однозначно, поможет перейти от оценки соответствия федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования к оценке качества программ. Процедура государственной аккредитации будет более гибкой. Новые подходы позволят вузам сконцентрироваться на главном – подготовке квалифицированных кадров для страны по запросу рынка. Очень важно, чтобы и процесс подготовки, и диагностические работы были ориентированы на профессиональные стандарты. И здесь необходимо осознанное подключение профессиональных сообществ работодателей, так как во многих сферах трудовой деятельности профессиональные стандарты приняты и имеют такую опцию, как оценочные материалы. Подобные стандарты позволяют присваивать профессиональные квалификации параллельно с получением документа о образовании. Такая совместная работа образовательных организаций и работодателей может дать желаемые оптимальные результаты.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Для университета, с одной стороны, не представит сложности соблюдение таких показателей, как качество научно-педагогических работников вуза; качество текущей подготовки студентов; наличие условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличие внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды), поскольку сам вуз формирует и управляет этими процессами. Но с другой стороны, на коллектив вуза ложится огромная ответственность и большой объем работы. Например, обеспечение и развитие внутренней системы оценки качества образования. Она состоит из процедур, которые напрямую касаются преподавателей, и без них не могут быть проведены. Поэтому мы постоянно держим в фокусе внимания процессы развития нашего педагогического коллектива. Именно квалифицированный профессорско-преподавательский состав – это залог качества образования.
Также процедура государственной аккредитации предполагает проверку наличия на сайте вуза информации, отражающей эти показатели. В этой связи значение сайта вуза беспрецедентно возрастает. На сотрудников университета ложится огромная ответственность – корректно предоставлять данные и постоянно отслеживать их актуальность на сайте.
На соблюдение таких показателей, как качество абитуриентов «на входе», уровень востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), университету влиять трудно, поскольку они зависят от внешних факторов. Но все, что зависит от вуза, он делает. Ведется активная работа со школами по отбору талантливых абитуриентов, проводятся дополнительные курсы для абитуриентов, оказывается содействие трудоустройству выпускников через центр карьеры, налаживаются связи с муниципальными образованиями Республики Татарстан и других регионов.

Наверх