Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Международная деятельность университета является одним из приоритетных направлений развития вуза, неотъемлемой составляющей в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран, свободно ориентирующихся в современных медицинских технологиях, владеющих знаниями в области мировой медицинской науки и практики, обладающих широким кругозором, конкурентоспособных на мировом рынке труда.
В Астраханском государственном медицинском университете иностранные граждане обучаются с 1976 года. За прошедшее время их количество увеличилось в десятки раз. В университете получают образование около 6500 обучающихся, из них более 4000 из 32 субъектов РФ и более 2000 обучающихся из 57 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2022 году в категории «Сотрудничество, интернационализация или международная деятельность вуза» Астраханский ГМУ занял 43-44 место среди 350 российских вузов, при этом лидируя среди других вузов региона. В 2023 году более 450 иностранных граждан, успешно сдав итоговые экзамены, получили дипломы Астраханского ГМУ.
Для достижения данных результатов университетом ведется непрерывная работа по развитию международной деятельности и усовершенствованию существующих практик.
В связи с потребностями мирового рынка образовательных услуг в Астраханском ГМУ ведется преподавание на языках-посредниках (английский, французский) по З направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Обучение начинается с 1 курса на языке-посреднике с параллельным обучением русскому языку, в том числе и в лингвистическом центре. Подготовка проводится в соответствии с единой образовательно-профессиональной программой (ОПП) с корректировкой для иностранных студентов. В университете созданы специальные подразделения, отвечающие за сопровождение иностранных студентов от момента подачи документов до выпуска. Действует международный отдел, организующий сопровождение и оформление документов иностранных граждан. Отдел паспортно-визовой службы предоставляет консультационную поддержку иностранным обучающимся по вопросам миграционного режима, продления учебных виз. Кафедра русского языка ведет кураторскую работу в учебных группах подготовительного отделения, помогает студентам-иностранцам в адаптации в русской учебно-научной среде. Отдел медицинского и страхового сопровождения иностранных обучающихся осуществляет координацию деятельности структурных подразделений университета, ЛПУ и страховых организаций. Все сотрудники специальных отделов владеют языками-посредниками и выступают переводчиками при взаимодействии обучающихся-иностранцев с другими структурными подразделениями университета.
Не последнюю роль играет использование географических преимуществ приграничного положения Астраханской области, в связи с чем особое внимание уделяется сотрудничеству с государствами Прикаспийского региона. Астраханский ГМУ играет ключевую роль в научном и образовательном сотрудничестве с Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. Ежегодная Международная научно-практическая конференция Прикаспийских государств «Актуальные вопросы современной медицины» представляет собой коммуникационную площадку для консолидации взаимного международного сотрудничества и крепких дружеских отношений всего Прикаспия. В рамках Договора о совместном сотрудничестве между Астраханским ПЛУ и РГКП «ЗКГМУ им. М.Оспанова» (Республика Казахстан, г. Актобе) осуществляются программы по обмену для обучающихся, интернов, ординаторов, а также преподавателей (чтение лекций, проведение мастер-классов). Реализуется обмен опытом по учебно-методической, научно-исследовательской деятельности, а также иные виды сотрудничества в сфере образования, науки и медицинской деятельности.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Возможные меры дополнительной государственной поддержки для развития экспорта образования:
1. Оптимизация миграционного законодательства в части процедуры въезда, выезда, пребывания и стажировок иностранных обучающихся на территории Российской Федерации.
2. Увеличение квоты приема иностранных обучающихся по направлению Министерства образования и науки РФ.
3. Выделение дополнительных средств для обеспечения комфортного проживания иностранных обучающихся, строительство современных общежитий, а также реновация существующих.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— Традиционно, фундаментализация в высшем медицинском образовании связывается с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, повышенным вниманием к общепрофессиональной теоретической подготовке. По нашему мнению, названные характеристики не утратили своей актуальности.
В медицине и фармацевтике знания все больше применяются в виде технологий (нанотехнологии, информационные технологии, генная инженерия, искусственный интеллект и т.д.), что приводит к востребованности оценки последствий их применения. Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина мира, широта научного кругозора и профессионального мышления, которые вырабатываются именно на основе фундаментальных представлений и опыта. Ибо фундаментальность, априори, связана с такими базовыми принципами, как научность, систематичность и последовательность. Иными словами, современное понимание фундаментальности связывают и с развитием у обучающихся универсальных компетенций. По нашему мнению, к значимым элементам фундаментальной подготовки будущих специалистов целесообразно отнести и развитие компетенций в области научно-исследовательской и проектной деятельности, а также развитие умений и способностей работать в команде.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— Признавая важность решения задач, связанных с реализацией принципа фундаментальности в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, нельзя отрицать и значимости практической подготовки будущих врачей и фармацевтов. В проводимых Астраханский ГМУ опросах работодателей, педагогических работников и обучающихся, все указали на необходимость усиления практической составляющей, в том числе за счет увеличении количества учебных занятий с использованием симуляционного оборудования.
Главная группа проблем здесь связана с тем, чтобы найти педагогически обоснованные механизмы и инструменты, способные обеспечить гармоничное сочетание обучения востребованным профессиональным компетенциям и фундаментальной подготовки в условиях, когда временные рамки ограничены. При этом нельзя не отметить, что еще сильна инерция на уменьшение объема времени в сетке часов учебных планов по различным образовательным программам на изучение фундаментальных дисциплин.
Одним из инструментов развития фундаментальности является активное вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Для координации такой деятельности в нашем университете в 2020 г. был создан Молодежный проектный офис. Одним из итогов его работы стало увеличение количества членов студенческого научного общества со 165 человек в 2021 г. до 390 человек – в 2023 г.
Безусловно, есть и другие составляющие гармоничного единства фундаментальности и практико-ориентированности. К таким инструментам можно отнести включение в учебные планы курсов и дисциплин междисциплинарного содержания, разработку и внедрение в практику блочно-модульной модели учебных планов (модульно-компетентностной). Одна из важных характеристик – её гибкость, высокий потенциал обеспечения вариативности образования и построения студентом индивидуальной образовательной траектории. Для основных образовательных программ СПО – программ ПССЗ федеральным оператором оказывается реальная методическая поддержка образовательным организациям для внедрения рассматриваемого инструмента (в формате – примерных основных образовательных программ). Для ОПОП ВО – программ специалитета, программ ординатуры такая поддержка отсутствует. Инструмент ПООП для системы ВО, как известно, отменен на уровне законодательства, а других научно-обоснованных методических материалов пока нет (по крайней мере, нам не удалось их обнаружить для ОПОП ВО медицинского и фармацевтического профиля). Собственными силами справиться с реализацией данных подходов университетам, не входящим в число федеральных, достаточно сложно.
Требует широкого обсуждения и такое направление деятельности, как тьюторство преподавателей и научных сотрудников (практика наставничества) во взаимоотношениях с обучающимися. Кстати, многим студентам хотелось бы больше общаться с преподавателями в рамках консультативной деятельности.
Много лет обсуждается проблема уровневого построения образовательной деятельности, которая могла бы стать важным условием для получения обучающимися дополнительных квалификаций по конкретной образовательной программе. Механизм реализации данного подхода так и остается пока не до конца отработанным.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— Современные исследователи и эксперты предлагают определенные новые и эффективные механизмы и инструменты, способные поддержать «искусство университетов» в сохранении тонкого баланса между фундаментальной и практической составляющей в содержании образования. Некоторые из них успешно апробируются. Проблема заключается в том, чтобы использовать различные ресурсы для внедрения их в широкую практику. Именно здесь вузам и нужна, по нашему мнению, поддержка федеральных операторов. Преподавателям нужна поддержка в определении научно и педагогически обоснованного ядра содержания образования по фундаментальным дисциплинам для каждого направления или специальности. На наш взгляд нецелесообразен подход, когда каждый преподаватель определяет, какая математика, физика, биология, химии и т.д. нужна клиницисту или фармацевту. Разумная унификация здесь будет полезна для педагогической практики.
Многим медицинским университетам, в том числе и Астраханскому, требуется помощь федерального оператора и в решении проблемы открытия и развития сети собственных университетских клиник. Это позволило бы, при всей значимости симуляционного обучения, поддерживать традицию аттестации будущего специалиста у «постели больного», развития у студентов навыков клинического мышления.
Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?
— Уходящий 2023 год, действительно был богат на события, значимые для развития системы высшего образования. Ключевой инициативой является формирование «постболонской» системы высшей школы. Говорить об ожидаемых эффектах непросто, поскольку пока понятны лишь общие проектные идеи и направления трансформации. Астраханский ГМУ, как и другие медицинские вузы страны, имеет опыт реализации образовательных программ специалитета и программ ординатуры, как уровней базового и специализированного высшего образования. В тоже время, и здесь просматриваются перспективы развития, связанные, в частности с идеей глобализации в рамках данных уровней двух векторов развития – исследовательского и прикладного, а также построения сквозных траекторий: научно-исследовательской (от уровня среднего общего образования – до уровня аспирантуры) и прикладной (от уровня программ СПО – до уровня профессиональной магистратуры). По нашему мнению, принципиально важно, чтобы задуманная трансформация системы высшего образования была ориентирована на тактику не революционных, а постепенных и плавных преобразований. Не менее значимо, чтобы в ходе построения новой модели не был утрачен тот позитивный опыт, который был накоплен отечественной системой профессионального образования за последние два десятилетия. Думаем, что названные риски могут быть значительно снижены, если будет организовано широкое обсуждение хода преобразований, промежуточных результатов пилотного проекта, который в настоящее время реализуется вузами, определенными Указом Президента России в качестве участников совершенствования системы ВО.
В 2023 году впервые в России стартовал аккредитационный мониторинг системы образования. В целом, ожидание того что планируемая реформа контрольно-надзорной деятельности позволит выработать объективные и прозрачные критерии оценки качества образования, простимулирует развитие внутренних систем оценки качества образовательных организаций ВО, значительно снизит нагрузку на вузы в плане объема внешней бумажной отчетности и др. – оправдались. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить признательность сотрудникам и экспертам Рособрнадзора за планомерное организационно-методическое сопровождение работы вузов, связанной с проведением процедуры аккредитационного мониторинга.
Повышение роли университетов в экономике и социальном развитии своих регионов и отраслей – задача, с одной стороны, не новая. Участие университета в социально-экономическом развитии Астраханской области и Прикаспийского макрорегиона одна из стратегических задач Программы развития нашего университета на 2021-2030 гг. В тоже время, повышение экономического и технологического суверенитета страны в новых политических реалиях, кардинально меняет и запросы государства к актуализации данной задачи, требует, в том числе, новых подходов к развитию университетской науки, способных повысить роль вузов в новой экономической повестке своих регионов и отраслей, подготовке кадров, отвечающих глобальным и национальным вызовам. Мы ожидаем, что реализация в практике работы Университета новых стратегических инициатив государственной политики в сфере образования, развития вузовской науки, позволят нам актуализировать проблематику собственных научных исследований и разработок в области медицины и фармацевтики, вывести их на качественно новый уровень, отвечающий современным технологическим вызовам, запросам Астраханской, области, ЮФО, повысить объем НИОКР в интересах не только региональных заказчиков, но и Прикаспийского макрорегиона.
Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— Прежде всего надо отметить, что этот год был годом 105-летия с момента основания вуза, в истории развития которого зеркально отражались история развития страны и региона, проблемы и достижения, связанные в первую очередь с сохранением человеческого потенциала, борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, решение национальных целей и задач в области здравоохранения.
В 2023 году Астраханский ГМУ впервые стал участником первого масштабного аккредитационного мониторинга. Несмотря на то, что аналитическая работа еще не завершена, первые результаты уже получены. Подготовка к участию в аккредитационном мониторинге позволила выявить ряд проблемных зон в деятельности университета. Какие-то из них решались в оперативном порядке, какие-то потребуют поэтапного долгосрочного решения. Вузам предстоит провести работу с полученными результатами, скорректировать свои программы развития и разработать план основных мероприятий.
Отвечая вызовам и потребностям системы здравоохранения – повысить качество практической подготовки, в 2023 году в университете была создана «Симуляционная клиника». Особенностью «Симуляционной клиники» является наличие оригинальных конструкций клинических блоков, включающих «рабочие кабинеты» врача-терапевта, педиатра, гинеколога, операционную, родильный зал, блок роботизированной хирургии, блок тактической медицины. Реалистичность среды обучения, возможность многократного повтора действий на высокотехнологичных симуляторах и интерактивных тренажерах позволяет осваивать практические навыки студентам и оттачивать профессиональное мастерство практикующим врачам.
Университет упрочил свои позиции в сфере влияния на региональное развитие: это реализация 5 научно-исследовательских работ в рамках выполнения государственного задания Министерства здравоохранения РФ, 2 гранта (грант в рамках конкурса Российского научного фонда совместно с Минобрнауки Астраханской области, грант ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»), VIII Международная научно-практическая конференция Прикаспийских государств «Актуальные вопросы современной медицины», Каспийский молодежный форум «Молодые учёные – как драйвер развития региона», посвященный 105-летию Астраханского ГМУ.
Расширилась линейка «инструментов» для совершенствования образовательной и воспитательной деятельности:
- Введены новые дисциплины: «Основы Российской государственности», «История России», «Основы военной подготовки», причем для проведения последней был разработан не только весь учебно-методический комплекс, но и создана линия фортификационных сооружений. Наши студенты должны обладать комплексом всех необходимых компетенций, с учетом проведения СВО уметь оказывать помощь военным и гражданскому населению.
- Разработка и лицензирование новой образовательной программы уровня бакалавриата «Прикладная информатика в здравоохранении».
- Внедрение целого пула дисциплин для студентов СПО и ВО по искусственному интеллекту в медицине и в здравоохранении.
- Открытие новой кафедры иммунологии с курсом ПДО и кафедры физики, цифровой медицины и прикладной информатики.
- Открытие студенческого клуба «Лаборатория смыслов», с целью создания благоприятной экосистемы для развития талантов и воспитания гармоничной личности, в духе патриотизма и с учетом новой мировой повестки.
В уходящем году университет сохранил и расширил свои позиции в рамках международного сотрудничества по подготовке медицинских кадров и вошел в список вузов, которые могут приглашать на обучение в Россию иностранных обучающихся. Были заключены соглашения о сотрудничестве с Национальным университетом науки, технологий, инженерии и математики (Республика Бенин), Гилянским университетом медицинских наук (Исламская Республика Иран), Бухарским государственным медицинским институтом, Ургенчским филиалом Ташкентской медицинской академии.
Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.
— Названные выше стратегические инициативы на уровне государственной политики в сфере высшего образования, безусловно, станут и центром притяжения для формирования «повестки-2024» для Астраханского ГМУ.
В частности, опираясь на содержание аккредитационных показателей, методические рекомендации Рособрнадзора, новые стратегические инициативы государственной политики в области высшего образования, мы начали и планируем продолжить работу по актуализации целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов различных разделов Программы развития Астраханского ГМУ на 2021-2030 годы.
Сохранит актуальность для внутренней образовательной политики и задача совершенствования контрольно-оценочной, мониторинговой деятельности. Для привлечения талантливых абитуриентов, мы направим свои усилия и на развитие системы профориентационной работы. Новый акцент планируем связать с идеей сквозной научно-исследовательской траектории: исследовательская, проектная деятельность как структурный элемент образовательных программ на уровне среднего общего образования – базовое высшее образование – исследовательская магистратура – аспирантура.
На 2024 год развитие международной деятельности планируется не только в области подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов – международная аккредитация кластера программ по направлению подготовки «Клиническая медицина», но и в сфере фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических проектов и т.п. с партнерами из прикаспийских государств. Планируем продолжить работу в рамках стратегических проектов «Научно-образовательная медицинская платформа Прикаспийского макрорегиона «КаспийИнноМед» и «Цифровой медицинский Каспий», заявленных в программе развития университета, развивать ключевые партнерства через комплекс консорциумов, в которых уже работаем, и которые только планируются к созданию.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— Астраханский государственный медицинский университет, имея более чем столетнюю историю, является лидером высшего образования в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Астраханской области, а также в республиках Южного федерального округа и Прикаспийского региона. Реализуемые в университете инициативные научно-исследовательские работы, проводимые как самостоятельно, так и совместно с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, а также работы, выполненные по государственным заданиям Министерства здравоохранения РФ, легли в основу перспективных для коммерциализации РИД:
Тест-системы для выявления клинически и эпидемиологически значимых мутаций SARS-CoV-2, в их числе:
-тест-система, выявляющая мутации двух ферментов, определяющих особенности синтеза генетического материала вируса – молекулы РНК (включена в Топ Роспатента «100 лучших изобретений России» за 2020 год);
-тест-система, выявляющая мутации важных вариантов коронавируса, в сочетании изменяющие способности к внедрению в организм и размножению;
-тест-система, дающая возможность отдельного выявления в едином тесте генетических признаков каждого из наиболее опасных в настоящее время вариантов SARS-CoV-2 (включена в Топ Роспатента «10 лучших запатентованных медицинских изобретений России» за 2021 год);
Композиции на основе бактериофагов и фито-пелоидов, которые способны стать основой препаратов, обладающих адаптогенным, иммунорегулирующим действием, а также препаратов, позволяющих преодолевать множественную устойчивость бактерий к антибиотикам (предназначенных, в том числе, для персонализированного применения).
Одним из перспективных направлений является также разработка «цифрового портрета» человека на основе анализа пространственно-временных и кинематических характеристик походки для создания персонифицированных алгоритмов профилактики, ранней диагностики, объективной оценки результатов лечения и реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата. В перспективе – создание IT-продуктов для мониторинга состояния здоровья, течения различных заболеваний.
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В связи с большим опытом исследовательской деятельности ученых Астраханского ГМУ в области молекулярной медицины, иммунологии и инфекционной патологии таким направлением является разработка тест-систем для молекулярно-генетической идентификации возбудителей инфекций (преимущественно их новых и распространяющихся вариантов) с определением клинически и эпидемиологически значимых вариаций в их геномах. Также приоритетным направлением является разработка композиций и методов для персонализированного лечения инфекций.
С этой целью мы намерены совершенствовать имеющуюся приборную базу университета, создавать научно-образовательные комплексы полного цикла и инновационные производственные площадки.
В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?
— Что мы понимаем под уникальностью? Это нечто, обладающее неповторимыми особенностями, специфическими характеристиками, не встречающимися в пределах горизонта сравнения отдельного человека. Давайте предположим, что таким человеком может быть потенциальный студент. И тогда обучение в вузе именно для него должно быть уникальным, разработанным в соответствии с его запросом и потребностями, стратегиями личностного роста, жизненными позициями и планами на будущее. Сегодня практически все сферы жизни приобретают персонификацию, например, персонифицированная медицина. Так почему же система высшего образования в будущем не может приобрести в большей степени индивидуализированный подход к обучению каждого отдельно взятого студента? Поэтому, предполагая такую возможность изменения системы высшего образования, можно говорить о переходе от массового обучения к персонифицированному, как наиболее удовлетворяющему требованиям стремительно развивающейся мировой экономики и экономики страны.
По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?
— С момента открытия первого в России высшего учебного заведения прошли столетия. За это время накоплен колоссальный научно-педагогический опыт, сформировались школы педагогики и дидактики, разработано множество теорий, технологий и практик подготовки профессиональных и научных кадров. Несмотря на свою кажущуюся консервативность, система высшего образования всегда отвечала времени – под «натиском» научно-технического прогресса, социально-экономических катаклизмов, политических движений и стремительного роста инновационных технологий высшее образование успешно справлялось с поставленными задачами.
Сегодня требования значительно возрастают. Необходимо создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров, способных и готовых самостоятельно принимать решения, непрерывно повышать уровень своей квалификации, владеющих навыками командной и проектной работы, обладающих быстродействием, предприимчивостью, инициативностью и высоким уровнем сформированности цифровых компетенций. И все же, на мой взгляд, именно сейчас традиции российского высшего образования должны занять самые твердые позиции. Так, например, классическим принципом педагогики высшей школы является принцип фундаментальности, позволяющий разработать содержание образования на инвариантах научной картины мира и мировой культуры, способствующих развитию качественно нового уровня интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, задающих вектор развития и создающих внутреннюю потребность к саморазвитию.
Очевидно, что принцип фундаментальности на современном этапе развития общества приобретает новое содержание: фундаментальное знание представляет собой интеграцию емких теорий, фактов, моделей и образов, которые могут быть экстраполированы для эффективного решения частной профессиональной или научной-исследовательской задачи.
В завершение мне хотелось бы привести цитату глубокоуважаемого ректора МГУ имени Ломоносова B.А. Садовничего: «Эталонным образованием может быть только фундаментальное научное образование, главная цель которого – распространение научного знания как неотъемлемой составляющей научной картины мира и мировой культуры».
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— От федеральных органов государственной власти, осуществляющих функции нормирования и регулирования в сфере профессионального образования, мы ожидаем большей методической поддержки в вопросах обеспечения качества образования. В том числе, целесообразны рекомендации специалистов по методологии образования, связанной с обеспечением системных связок «планируемый результат – методы и образовательные технологии – инструментарий измерения», «компетенция – индикаторы – дескрипторы» в образовательных программах, рабочих программах учебных дисциплин. Мы видим презентацию пилотных проектов подобного содержания. Для педагогической практики вузов важно получить их результаты в формате конкретных методических рекомендаций, учитывающих в том числе и направленность (профиль) реализуемых вузами образовательных программ.
Необходимы вузам и рекомендации, обеспечивающие корректность измерения универсальных компетенций и их индикаторов, особенно в части валидного инструментария измерения (оценочных средств). Думаем, что для вузов непедагогических профилей данная проблема весьма актуальна.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— Большинство аккредитационных показателей отвечают принципам четкости формулировок, прозрачности и объективности. В то же время вызывает определенные вопросы присутствие в разделе II «Для целей осуществления аккредитационного мониторинга» двух показателей со значением «имеется/не имеется» («Наличие электронной информационно-образовательной среды» и «Наличие внутренней системы оценки качества образования»). Каким образом при таком подходе будет выявляться (устанавливаться) динамика развития указанных процессов, подсистем? Опубликованный проект «Методических рекомендаций по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2021 № 1094», где представлены методики расчета показателей, не проясняет данный вопрос .
По нашему мнению, отсутствие согласованности в значениях рассматриваемых показателей для различных целей (государственной аккредитации, осуществления аккредитационного мониторинга, федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования), описываемых в названном выше проекте, нарушает принцип однозначности методик расчета показателей. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и при сравнительном анализе проекта «Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 869».
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Мы не видим каких-либо особых сложностей в соблюдении аккредитационных показателей, направленных на повышение качества отечественного профессионального образования. К настоящему времени мы вводим в действие новую редакцию «Положения о внутренней системе оценки качества образования» (ВСОКО), опирающуюся на современную нормативно-правовую базу в области оценки качества подготовки обучающихся и образовательной деятельности по реализуемым университетом образовательным программам. Положение о ВСОКО ориентировано на базовые принципы менеджмента качества, строится на методологии процессного, системного, риск-ориентированного подходов.
В то же время, учитывая, что обеспечение улучшения качества – процесс непрерывный, а сама задача носит стратегический и системный характер, дополнительные усилия от управленческой команды и коллектива нашего университета, безусловно, потребуются. При этом стоит учитывать, что не все показатели напрямую зависят от деятельности образовательной организации ВО. Например, показатель качества абитуриентов «на входе», который рассчитывается по результатам ЕГЭ, может быть значительно ниже в региональных вузах по сравнению с национальными и федеральными университетами, куда стремятся талантливые выпускники. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о дифференциации данного показателя в зависимости от категории вуза.