Экспертный совет. Эксперт: Нэлла Матвеевна Прусс. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Нэлла Матвеевна Прусс

Президент

Университет управления «ТИСБИ»

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№150 (2) '2024
аккредитация в образовании

По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 приз­нанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?

эксперт

—  Рейтинги позволяют сравнивать образовательные организации по определенным индикаторам, параметрам и применяемой конкретным рейтингом методики расчета показателей. Сравнительный анализ в рамках каждого рейтинга позволяет наглядно и прозрачно оценивать деятельность вуза по определенным параметрам рейтинга, позиционировать его в своем городе, в регионе, в конкретной отрасли подготовки специалистов и в целом по стране. Результаты позиционирования образовательных организаций являются предметом изучения и внимания региональных и федеральных властей, предприятий и отраслевых организаций как потребителей подготовленных вузами специалистов, и, конечно рейтинги хороший ориентир для абитуриентов и их родителей для выбора вуза и конкретной образовательной программы высшего образования. Не менее важным результатом позиционирования вуза в разных рейтингах является выработка обоснованных управленческих решений по развитию вуза, улучшению качества образовательных прог­рамм и подготовки специалистов.

По нашему мнению, рейтинги показывают основные достижения образовательных программ, достижения преподавателей и студентов, в том числе индикатор публикационной активности (индекс Хирша); уровень подготовки выпускников, в том числе соответствие их знаний, умений, профессиональных и универсальных компетенций требованиям рынка труда например, по индикатору трудоустройства, отзывам работодателей, оперативности адаптации на рабочем месте, уровню заработной платы и посредством самооценки молодых специалистов своей готовности к профессиональной деятельности.

В то же время есть и некоторые проблемы с рейтингами по причине их субъективности. Каждый рейтинг «заточен» под определенные цели в части своих индикаторов, рассчитан для своей определенной аудитории. Формирование Национального агрегированного рейтинга на платформе Агрегатора независимой оценки высшего образования (https://best-edu.ru/) на основе индикаторов многих рейтингов делает оценку вуза более объек­тивным.

аккредитация в образовании

Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?

эксперт

—  – Для сравнения университетов друг с другом в рейтингах, как правило, используются индикаторы, зависящие только от деятельности вуза. Например, широко распространенный показатель «трудоустройство выпускников» отражает не только качество работы университета, но и состояние рынка труда в месте его локализации. В экономически слабых регионах с тенденцией к безработице на территориальных рынках труда трудоустройство молодых специалистов будет серьезно затруднено, вне зависимости от степени соответствия качества их подготовки требованиям существующих рабочих мест. Аналогичным образом можно трактовать показатель «доля доходов вуза от реализации программ повышения квалификации/переподготовки персонала предприятий за счет средств работодателей». В нем составляющая платежеспособного спроса предприятий значит не меньше, чем результативность маркетингового продвижения вузом программ ДПО и их качества. Для объективной оценки работы вуза по ряду индикаторов необходимо учитывать в виде «весовых коэффициентов» актуальное состояние и перс­пективы социально-экономического развития региона в месте расположения вуза. учитывать. Таким образом мы получим индикаторы деятельности вуза в контексте социально-экономической ситуации.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.

эксперт

—  Для улучшения позиций вуза в рейтинге в целом необходимо по западающим индикаторам проводить декомпозицию таких индикаторов «в глубину». Как показывает наша практика, любой общий индикатор может быть разложен на сос­тавляющие, что позволяет инструментально исс­ледовать любой срез в рейтинге университета, выявлять проблемные области и приоритетные направления для повышения результатов. Далее, обращаясь к опыту вузов, которые занимают высшие строчки в данном рейтинге, изучаем их работу и переносим отдельные составляющие в собственную практику. В этом и состоит сущность бенчмаркинга как инструмента преобразования конкуренции в сотрудничество.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?

эксперт

—  Рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество через инструменты бенчмаркинга. Результаты рейтингования предназначены для сравнения достигнутых вузом показателей с лучшими, худшими и средними значениями по тем аспектам, которые составляют предмет рейтингования. Проанализировав рейтинг, администрация вуза может выявить лучшие практики управления теми или иными своими подсис­темами образования, науки, выполнения «третьей миссии» (встраивания в региональное развитие). Это и есть бенчмаркинг, т. е. использование достижений лучших практик для совершенствования собственной системы. Выявление «пробелов» и «дефицитов» в собственном опыте и «равнение на лучших» — вот основные принципы грамотного использования результатов рейтингования. Без этого невозможно развитие!

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  С одной стороны, вузам станет легче, потому что не будет такой большой аккредитационной процедуры каждые шесть лет. С другой стороны, вузу придется внимательнее относиться к аккредитационным показателям, которые измеряются буквально ежедневно: постоянно они выносятся на сайт. В образовательном пространстве останутся только те, кто постоянно в режиме онлайн следит за качеством обучения.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Несомненный плюс в том, что оставили саму программу государственной аккредитации. Считаю, это правильно. То, что она стала бессрочной, – это тоже хорошо. Вуз не будет каждые шесть лет специально готовиться. Но вместо аккредитации, которая каждые шесть лет проходила, вводятся такие новые вещи, как аккредитационный мониторинг. Это фактически измерение показателя в режиме онлайн, то есть постоянно. Каждому вузу придется очень внимательно следить в реальном времени за показателями качества при реализации образовательных программ. Поэтому, в целом, это положительно, но придется отладить процедуры и напрячься, чтобы эти аккредитационные показатели, безусловно, выполнялись.
Потенциальный риск для вуза – потеря государственной аккредитации. И потерять ее теперь проще. К этому может привести невыполнение вузом аккредитационных показателей, которые будут измеряться через аккредитационный мониторинг. Получить аккредитацию тоже будет сложнее, чем раньше.

Наверх