Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Развитие международного сотрудничества и интернационализация высшего образования являются одними из главных стратегических приоритетов в деятельности Университета управления «ТИСБИ». Международная деятельность отражает идею открытости образования и науки в современном вузе. Она направлена на развитие международного и регионального стратегического партнерства, сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научными центрами и организациями, в первую очередь, на территориях особого интереса: Бразилия, Беларусь, Сербия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Корея, Индия, Малайзия, Мозамбик, Намибия, Бурунди, Мали и Конго. Такое сотрудничество соответствует национальным интересам Российской Федерации и приоритетам развития Республики Татарстан. Оно развивается с учётом участия России и Татарстана в евразийских интеграционных объединениях (БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ШОС) и взаимодействия с международными организациями, например, Организацией исламского сотрудничества.
В 1998 году в университете была создана кафедра ЮНЕСКО по качественному образованию и подготовке специалистов в интересах устойчивого развития. Она является значимым центром международного сотрудничества, научного и образовательного обмена, способствующим реализации принципов ЮНЕСКО и укреплению глобальных связей в области образования и науки.
В марте в университете состоялась Международная научно-практическая конференция: «Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме в интересах устойчивого развития», посвященная 70-летию вхождения СССР (России) в ЮНЕСКО. Недавно «ТИСБИ» стал площадкой для проведения панельных сессий в рамках Kazan Forum, посвящённых роли всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в устойчивом развитии регионов.
Университет состоит в партнерских отношениях с 22 зарубежными вузами, научно-образовательными центрами и компаниями из 12 стран. Вуз адаптирует образовательные программы к международным стандартам, что привлекает иностранных студентов и делает выпускников более конкурентоспособными на глобальном рынке труда.
Университет «ТИСБИ» поддерживает культурные мероприятия и инициативы, направленные на укрепление межкультурного диалога. Это включает организацию международных фестивалей, конкурсов и культурных обменов, что способствует развитию толерантности и взаимопонимания среди студентов разных национальностей.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Для достижения цели привлечения не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году российские вузы, безусловно, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства. Эта цель требует комплексного подхода, включающего множество мер и инициатив. В первую очередь, вузам необходима финансовая поддержка для развития инфраструктуры и образовательных программ, предназначенных для иностранных студентов. Это включает строительство новых общежитий, модернизацию кампусов, создание условий для комфортного проживания и обучения. Также важно предоставить гранты на исследования и инновационные проекты, что повысит привлекательность российских вузов для иностранных ученых и студентов.
Следует отметить важность упрощения визового режима для иностранных студентов, а также сокращение бюрократических барьеров при поступлении и обучении в российских вузах. Это повысит приток студентов из-за рубежа. Быстрая и прозрачная процедура получения визы и других необходимых документов станет важным фактором при выборе страны для обучения.
Активное продвижение российского образования за рубежом через международные выставки, онлайн-платформы, образовательные агентства и рекламные кампании. Это поможет повысить осведомленность о российских образовательных программах и привлечь больше студентов из разных стран. Также стоит развивать онлайн-образование, что позволит иностранным студентам получать российское образование, не покидая своей страны.
Увеличение числа программ, преподаваемых на английском и других иностранных языках, чтобы сделать обучение доступным для студентов, не владеющих русским. Это также включает привлечение иностранных преподавателей и специалистов для проведения курсов и лекций.
Предоставление стипендий и других форм финансовой помощи иностранным студентам. Это могут быть государственные стипендии, гранты на обучение и проживание, а также партнерские программы с зарубежными вузами и организациями.
Активизация сотрудничества с зарубежными вузами и научными организациями через программы обмена, совместные исследования и образовательные проекты. Это поможет создать привлекательные условия для иностранных студентов и увеличить количество международных программ.
Поддержка этих направлений на государственном уровне будет способствовать не только достижению цели по увеличению числа иностранных студентов, но и общему повышению качества и конкурентоспособности российского образования на международной арене.
В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России. Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)
— В 2013 Университет управления «ТИСБИ» прошел процедуру ПОА и качество наших программ соответствует стандартам и критериям, установленным Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и сопоставим с европейскими стандартами гарантии качества образования ESG-ENQA.
В 2014 году ТИСБИ получил свидетельство об общественной аккредитации образовательного учреждения высшего образования, осуществляющего подготовку юридических кадров. Процедуру аккредитации проводила Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
Осенью 2024 года вуз также планирует прохождение процедуры профессиональной общественной аккредитации по трем кластерам: 38.00.00 «Экономика и управления», 40.00.00 «Юриспруденция», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», в который входит программы бакалавриата, магистратуры, а также образовательные программы среднего профессионального образования.
Выбор организации, в целом, зависит от степени доверия к организации, гораздо больше, чем от стоимости проведения данной процедуры. Несмотря на то, что степень доверия – это критерий весьма субъективный, мы вкладываем в этот смысл, прежде всего:
- справедливое и независимое проведение процедуры, что предполагает, безусловно, размещение информации о рейтинге организаций-аккредидатаров на общедоступных ресурсах, что позволит вузам оценить не только процедуру, но и заинтересованность организации-аккредитатора в справедливой оценке и разработке рекомендаций для совершенствования деятельности вузов;
- опыт организации-аккредитатора, который предполагает понимание количества проведённых процедур аккредитации по образовательным программам;
- количество положительных или отрицательных решений по результатам проверки.
Первые два – это практическое доверие, третий фактор – это эмоциональное (психологическое), что также является важным при выборе.
На основании вышеизложенного считаем, что существующее количество аккредитаторов вызывает некоторое сомнение в их целесообразности и добросовестности, но есть и положительный момент, высшие учебные заведения могут выбирать организации, наиболее значимые для них с позиции профессиональной ориентации вуза.
По данным сервиса www.postupi.online на сегодняшний день в России более 1000 высших учебных заведений, что подтверждает необходимость функционирования достаточного количества организаций, проводящих процедуры профессиональной общественной аккредитации.
Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.
— Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Это предполагает, что организация, проводящая процедуру ПОА, как минимум функционирует в условиях реализации трудовых функций профессионального стандарта, как максимум, участвует в его разработке, имеет опыт работы в профессиональной сфере образовательной программы, по которой идет процедура аккредитации. Это один из основных критериев, на который следует обратить внимание при выборе организации-аккредитатора. Также важным критерием является «добросовестность» организации, проводящей процедуру профессиональной общественной аккредитации.
По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?
— Государство, безусловно, должно контролировать качество деятельности организаций-аккредитаторов в России, но по нашему мнению, решающий голос по результатам аккредитации и принятии решений о выдаче свидетельства ПОА должно оставаться за сообществом аккредитаторов, поскольку в число экспертов выходят представители из числа реального сектора экономики, бизнеса, профильных организаций, студенческого сообщества, для которых и осуществляется подготовка квалифицированных специалистов вузами.
Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?
— Критерии, по которым поводится оценка соответствия, должны меняться в зависимости от сложившихся условий развития регионального рынка труда.
При проверке экспертами должны учитываться особенности социально-экономического развития региона, на территории которого находится проверяемый вуз, а также важно учитывать особенности научно-исследовательского потенциала вуза, предвидеть какие технологии и результаты деятельности (стартапы, акселерационные программы, технологические проекты, лаборатории и др) могут повлечь за собой преобразования в системе социально-экономического и инновационного развития регионов.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Рейтинги позволяют сравнивать образовательные организации по определенным индикаторам, параметрам и применяемой конкретным рейтингом методики расчета показателей. Сравнительный анализ в рамках каждого рейтинга позволяет наглядно и прозрачно оценивать деятельность вуза по определенным параметрам рейтинга, позиционировать его в своем городе, в регионе, в конкретной отрасли подготовки специалистов и в целом по стране. Результаты позиционирования образовательных организаций являются предметом изучения и внимания региональных и федеральных властей, предприятий и отраслевых организаций как потребителей подготовленных вузами специалистов, и, конечно рейтинги хороший ориентир для абитуриентов и их родителей для выбора вуза и конкретной образовательной программы высшего образования. Не менее важным результатом позиционирования вуза в разных рейтингах является выработка обоснованных управленческих решений по развитию вуза, улучшению качества образовательных программ и подготовки специалистов.
По нашему мнению, рейтинги показывают основные достижения образовательных программ, достижения преподавателей и студентов, в том числе индикатор публикационной активности (индекс Хирша); уровень подготовки выпускников, в том числе соответствие их знаний, умений, профессиональных и универсальных компетенций требованиям рынка труда например, по индикатору трудоустройства, отзывам работодателей, оперативности адаптации на рабочем месте, уровню заработной платы и посредством самооценки молодых специалистов своей готовности к профессиональной деятельности.
В то же время есть и некоторые проблемы с рейтингами по причине их субъективности. Каждый рейтинг «заточен» под определенные цели в части своих индикаторов, рассчитан для своей определенной аудитории. Формирование Национального агрегированного рейтинга на платформе Агрегатора независимой оценки высшего образования (https://best-edu.ru/) на основе индикаторов многих рейтингов делает оценку вуза более объективным.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— – Для сравнения университетов друг с другом в рейтингах, как правило, используются индикаторы, зависящие только от деятельности вуза. Например, широко распространенный показатель «трудоустройство выпускников» отражает не только качество работы университета, но и состояние рынка труда в месте его локализации. В экономически слабых регионах с тенденцией к безработице на территориальных рынках труда трудоустройство молодых специалистов будет серьезно затруднено, вне зависимости от степени соответствия качества их подготовки требованиям существующих рабочих мест. Аналогичным образом можно трактовать показатель «доля доходов вуза от реализации программ повышения квалификации/переподготовки персонала предприятий за счет средств работодателей». В нем составляющая платежеспособного спроса предприятий значит не меньше, чем результативность маркетингового продвижения вузом программ ДПО и их качества. Для объективной оценки работы вуза по ряду индикаторов необходимо учитывать в виде «весовых коэффициентов» актуальное состояние и перспективы социально-экономического развития региона в месте расположения вуза. учитывать. Таким образом мы получим индикаторы деятельности вуза в контексте социально-экономической ситуации.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— Для улучшения позиций вуза в рейтинге в целом необходимо по западающим индикаторам проводить декомпозицию таких индикаторов «в глубину». Как показывает наша практика, любой общий индикатор может быть разложен на составляющие, что позволяет инструментально исследовать любой срез в рейтинге университета, выявлять проблемные области и приоритетные направления для повышения результатов. Далее, обращаясь к опыту вузов, которые занимают высшие строчки в данном рейтинге, изучаем их работу и переносим отдельные составляющие в собственную практику. В этом и состоит сущность бенчмаркинга как инструмента преобразования конкуренции в сотрудничество.
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— Рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество через инструменты бенчмаркинга. Результаты рейтингования предназначены для сравнения достигнутых вузом показателей с лучшими, худшими и средними значениями по тем аспектам, которые составляют предмет рейтингования. Проанализировав рейтинг, администрация вуза может выявить лучшие практики управления теми или иными своими подсистемами образования, науки, выполнения «третьей миссии» (встраивания в региональное развитие). Это и есть бенчмаркинг, т. е. использование достижений лучших практик для совершенствования собственной системы. Выявление «пробелов» и «дефицитов» в собственном опыте и «равнение на лучших» — вот основные принципы грамотного использования результатов рейтингования. Без этого невозможно развитие!
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— С одной стороны, вузам станет легче, потому что не будет такой большой аккредитационной процедуры каждые шесть лет. С другой стороны, вузу придется внимательнее относиться к аккредитационным показателям, которые измеряются буквально ежедневно: постоянно они выносятся на сайт. В образовательном пространстве останутся только те, кто постоянно в режиме онлайн следит за качеством обучения.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Несомненный плюс в том, что оставили саму программу государственной аккредитации. Считаю, это правильно. То, что она стала бессрочной, – это тоже хорошо. Вуз не будет каждые шесть лет специально готовиться. Но вместо аккредитации, которая каждые шесть лет проходила, вводятся такие новые вещи, как аккредитационный мониторинг. Это фактически измерение показателя в режиме онлайн, то есть постоянно. Каждому вузу придется очень внимательно следить в реальном времени за показателями качества при реализации образовательных программ. Поэтому, в целом, это положительно, но придется отладить процедуры и напрячься, чтобы эти аккредитационные показатели, безусловно, выполнялись.
Потенциальный риск для вуза – потеря государственной аккредитации. И потерять ее теперь проще. К этому может привести невыполнение вузом аккредитационных показателей, которые будут измеряться через аккредитационный мониторинг. Получить аккредитацию тоже будет сложнее, чем раньше.