Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— В настоящее время сложилось устойчивое взаимодействие в системе «школа-вуз», что подтверждается ежегодными результатами приемной кампании. В целом происходит увеличение среднего балла ЕГЭ, свидетельствующее о хорошем качестве школьного образования, но имеются и проблемы, требующие решения. В этом плане перед университетами стоит задача подготовки абитуриентов не только к поступлению, но и к обучению в университете, к адаптации обучающихся. С учетом целей начального и основного общего образования, объема изучаемого материала, социальных и физиологических особенностей учащихся, данные задачи можно решить только при сохранении сроков школьного обучения. Сокращение периода обучения в школе приведет к излишне ранней профилизации, уменьшению количества «непрофильных» предметов, формированию фрагментарных, поверхностных знаний, а в некоторых случаях к отсутствию элементарных представлений в определенных областях, что отразится на кругозоре учеников. В дальнейшем это скажется и на эффективности обучения в вузе. Существующая ситуация позволяет университетам осуществлять довузовскую подготовку, которая способствует не только успешной сдаче ЕГЭ, но и, дополняя школьное обучение, создать углубленную систему знаний, вести профоориентационную работу. В СамГМУ, например, активно развивается уникальный проект «Базовые и опорные школы», которых сейчас 55. Программы обучения в данных школах построены на взаимодействии с вузом, результатом чего является и сам факт поступления, и подготовка, формирование личности будущего специалиста. Получая разностороннее образование в школе, в дальнейшем поступая в университет, абитуриент готов к большому объему материала в медицинской, социально-гуманитарной и естественно-научной сферах, без освоения которого невозможно формирование грамотного врача. Именно при таком подходе вузовское образование является настоящим образованием в широком смысле этого слова, а не просто профессиональной подготовкой. Считаю, это касается всех специальностей и направлений, реализуемых в высшей школе.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— Во-первых, анализ существующих потребностей и трендов будущего, проектирование содержания образовательных программ с учетом внешних и внутренних контекстов, то есть постоянная оценка запросов стейкхолдеров образования - работодателей (в случае медицинского – медицинских организаций, медицинских и фармацевтических компаний), студентов, абитуриентов и др. При разработке новых образовательных программ, которые запущены в СамГМУ с сентября 2024 года, мы учитывали требования рынка труда и предлагаем студентам по специальности «Лечебное дело» после освоения «ядерной программы» возможность индивидуализации: он может выбрать дисциплины/модули, в ходе которых углубленно подготовится к работе в первичном звене, в стационаре, получит компетенции в области исследований и разработок. Это позволяет студенту еще на этапе специалитета продуманно подойти к своей карьерной траектории. С целью реализации данного подхода созданы кафедры - амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины, научных и инновационных технологий в здравоохранении, введена позиция «руководитель образовательной программы».
Второе решение – дополнительное профессиональное образование во время освоения основной образовательной программы, когда обучающимся предоставлены «открытые модули», которые он выбирает по своему желанию, исходя из потребностей будущей профессии. В нашем университете создан реестр из 28 программ ДПО для студентов, в том числе модули, целью которых является формирование навыков работы на медицинском оборудовании и с технологиями в области «ИТ-здравоохранение», созданными в СамГМУ. Перспективным является создание консорциумов вузов, когда университеты обмениваются лучшими практиками. В 2023 году по инициативе СамГМУ создан Научно-образовательный консорциум в сфере медицины, в состав которого входят 27 медицинских университетов, ИТ-компании, НМИЦ. Для выбора студентов доступно 102 модуля по лидерским тематикам вузов-участников, проведены образовательные академические обмены с участием 5 вузов, в СамГМУ – 2.
Третьей, очень важной составляющей, является практико-ориентированность образовательных программ. Для реализации данного подхода необходимо постоянное взаимодействие с партнерами. Если говорить об управленческих решениях, то это обязательное участие партнеров в разработке и реализации образовательных программ/треков в части влияния на их содержание и подходы к обучению, например, включение в состав экспертных советов институтов. Медицинское и фармацевтическое образование всегда было практико-ориентированным. В настоящее время мы предлагаем включать обучающихся в конкретные продуктовые и исследовательские проекты СамГМУ, реализуемые совместно с нашими индустриальными партнерами. Так, образовательная программа по специальности «Фармация» построена по принципу участия студентов в учебных и реальных проектах, практическая подготовка в обязательном порядке проходит на базах фармацевтических предприятий и компаний, новые задачи решает кафедра управления и экономики фармации, которая стала базовой кафедрой «Аптеки Плюс». Что касается клинических специальностей мы усиливаем работу с целевыми студентами – принята Программа взаимодействия СамГМУ и медицинских организаций – наших основных заказчиков целевого обучения и партнеров. Основная цель – обеспечение высокопрофессиональными специалистами, владеющими современными технологиями, устранение кадрового дисбаланса и развитие отрасли.
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Традиционно, в рамках международной деятельности наш университет уделяет большое внимание развитию экспорта образования, привлекая ежегодно все большее число иностранных обучающихся. Так за последние 5 лет СамГМУ нарастил контингент иностранных студентов, увеличив его почти в 2 раза, при этом в настоящее время сделан акцент на их привлечение на англоязычные программы обучения, которые в настоящее время наиболее востребованы среди граждан Индии, арабских государств. Университетом была проведена большая работа в части языковой подготовки наших преподавателей, допущенных к преподаванию на англоязычных программах. Были пересмотрены сами образовательные программы в части перехода действующего тематического наполнения программ дисциплин на новое наполнение с учетом требований международного экзамена USMLE. Таким образом, выпускники университета станут более конкурентоспособными на рынке труда с учетом полученных знаний на уровне мировых стандартов медицинского образования. Кроме того, университет 2 года назад прошел процедуру институциональной и программной международной аккредитации по стандартам Всемирной организации медицинского образования по 5 программам специалитета и программам ДПО, что позволит нашим выпускникам наиболее эффективно и результативно подтверждать образование, полученное в стенах СамГМУ. Безусловно, наличие международной аккредитации является одним из ключевых конкурентных преимуществ университета, определяющих выбор абитуриента в пользу аккредитованной образовательной организации.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Безусловно, увеличение числа обучающихся иностранных граждан потребует от университетов, в первую очередь, инфраструктурных преобразований в части увеличения учебных площадей, создания новых мест в общежитиях и ремонта имеющегося жилого фонда, расширение штата преподавателей и сотрудников, обеспечивающих процессы пребывания иностранных граждан на территории вуза. Государственная поддержка в этой сфере станет существенным инструментом, который позволит достичь указанного показателя. Например, одним из вариантов может стать государственная программа по строительству новых общежитий и текущему капитальному ремонту уже функционирующих общежитий по современных стандартам, укомплектованных необходимой мебелью, инвентарем, располагающих современными спортивными комнатами, досуговыми объектами, пунктами общепита и т.д. Целесообразно также в рамках государственной поддержки развивать территории студенческих городков, кампусов.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Как известно, в основе различных рейтингов заложены различные критерии, по которым происходит рейтингование университетов. Наш университет в настоящее время представлен в известных национальных рейтингах: RAEX, Интерфакс, Национальный агрегированный рейтинг и других. Однако, для нас крайне важным было также занять свое место и в глобальных рейтингах. В частности, с 2020 года СамГМУ представлен в рейтинге влиятельности на цели устойчивого развития ТНЕ Impact Rankings , а с 2022 года в мировом рейтинге университетов ТНЕ World University Ranking (WUR ТНЕ). В основе WUR ТНЕ заложены четыре группы показателей, состоящие из 13 индикаторов: преподавание (teaching) – 30%, исследования (research) – 30%, цитирование (citation) – 30%, международная деятельность – 7,5%, связь с промышленностью – 2,5%. Наиболее объективными и «открытыми» для нас являются показатели соотношения персонала и обучающихся, научных работников, доходы от различных видов деятельности, цитирование, доля иностранных студентов и сотрудников организации – то есть то, что можно измерить и открыто показать. К сожалению, часть индикаторов рейтинга основана на исследовании репутации, проводимой на основе опроса нескольких тысяч респондентов из различных стран. Вот именно здесь, как нам кажется, и кроется необъективность оценки, так как процесс организации опроса, контингент самих респондентов является закрытой частью рейтинга и управляемой организаторами. В настоящее время необъективность оценки несколько усиливается в связи с тем, что некоторые иностранные ученые разорвали связи с вузами России, редакции иностранных журналов стали отклонять работы российских исследователей, снизилось количество цитирований наших научных работ западными учеными. Данная совокупность факторов, несомненно, влияет на позицию вузов в международных рейтингах.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— Для того, чтобы снять многие вопросы необъективности в оценке деятельности вузов в мировых рейтингах, во-первых, необходимо исключить исследование репутации, либо сделать эту процедуру понятной и не зависящей от текущей геополитической обстановки. Кроме того, сами вузы, на наш взгляд, должны принимать участие в широком обсуждении критериев последующей оценки через профессиональные сообщества, внося изменения в эти критерии с учетом действующей обстановки в стране и мире.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— На наш взгляд, для продвижения образовательной организации в рейтинге необходимы следующие шаги:
- увеличение доли иностранных обучающихся за счет внедрения образовательных программ, реализуемых на иностранном языке. В частности, в СамГМУ после внедрения З образовательных программ на английском языке в 2 раза вырос контингент иностранных студентов, что оказало влияние на позиции университета в рейтингах. Кроме того, получение университетом международной аккредитации также повысило привлекательность университета среди иностранных абитуриентов, планирующих по завершению обучения пройти процедуру признания образования, полученного в нашем вузе. В настоящее время СамГМУ имеет институциональную и программную (по 5 программам специалитета и 5 программам ДПО) аккредитацию по стандартам Всемирной федерации медицинского образования (WFME);
- стимулирование публикационной активности сотрудников вуза. Например, в СамГМУ внедрена система материального стимулирования сотрудников за публикацию научных результатов в высокорейтинговых журналах. Благодаря этому шагу, в несколько раз увеличилось число публикаций наших сотрудников в международных базах цитирования Scopus, Web of Science и других.
- увеличение доли собственных доходов от образовательной, научной и инновационной деятельности (в расчете на условную единицу – сотрудников, обучающихся). Так, реализация университетом полного цикла производства инновационной медицинской продукции, технологий – от идеи до запуска в серию, позволяет ежегодно наращивать объем средств, полученных от реализации собственных разработок.
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— С одной стороны, мы понимаем, что межвузовская кооперация, в особенности международная, дает возможность развиваться вузам в различных направлениях деятельности, обмениваясь передовыми знаниями и технологиями, и в этой связи академическая конкуренция зачастую этому не способствует. С другой стороны, в ситуации, когда идет борьба между вузами за сильных абитуриентов, научных и педагогических работников, вопрос рейтингования играет одну из решающих ролей в выборе будущего места учебы или работы, и мы понимаем, чем будет более объективен и прозрачен рейтинг, тем проще произойдет этот выбор без последующего разочарования. Кроме того, очень часто позиция вуза в мировых рейтингах влияет на допуск университета к участию в различных грантовых программах и конкурсах.
Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?
— Ключевой точкой отсчета стратегических инициатив для отечественной высшей школы, несомненно, является Указ Президента РФ от 12.05.2023 г. № 343, устанавливающий выделение двух уровней высшего образования: базового высшего образования и специализированного высшего образования, а также уровня профессионального образования – аспирантуры. Возможным становится обучение лиц, имеющих высшее образование – специалитет, в магистратуре, обучение в которой не будет считаться получением второго или последующего высшего образования. Данная мера позволит диверсифицировать образование в университетах, реализовывать актуальные образовательные программы в соответствии с потребностями рынка труда.
Конечно, важным для вузов является установление бессрочной аккредитации, введение аккредитационного мониторинга, значительное сокращение сроков процедуры государственной аккредитации новых образовательных программ. Данные меры значительно снижают бюрократическую нагрузку на университет. Кроме того, анализ показателей аккредитационного мониторинга позволяет сместить акцент с документарных проверок на профилактику и поддержание качества реализации образовательных программ, повысить роль внутренней системы оценки качества образования, что дает возможность проводить реальное исследование современных характеристик вуза, отражающих качество его деятельности. В этом плане актуальным стали Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО и ДПО и актуализированная модель HOK, позволяющие провести разностороннюю оценку деятельности вуза с использованием студентоцентрированного подхода.
Хорошую методологическую основу для дальнейшей работы создают: проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 4-го поколения; порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ЭО, ДОТ) при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ; проект по апробации формирования в Госуслугах сведений о студенческих билетах и зачетных книжках.
В целом предложенные меры создают все возможности для повышения качества образования.
Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— Несомненно, ключевым событием является сохранение СамГМУ в первой группе федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», что дает вузу воможность реализовывать стратегический проект, направленный на развитие высокотехнологичного сектора экономики «Информационные технологии в здравоохранении». Кроме того, СамГМУ возглавил вторую группу в конкурсе программы развития передовых инженерных школ Министерства науки и высшего образования РФ; выиграл грант на открытие уникального центра национальной технологической инициативы по сквозной технологии «Бионическая инженерия в медицине». В 2023 году университетом совместно с вузами-участниками серии проектных семинаров «Образование в медицинских университетах: взгляд из будущего» разработана Концепция развития высшего медицинского образования. Создан Научно-образовательный консорциум в сфере медицины, участниками которого стали медицинские университеты, медицинские факультеты/институты немедицинских вузов, НМИЦ, ИТ-компании. Основная цель − организация академических обменов обучающихся по принципу «лучшая практика от каждого вуза», реализация сетевых программ. Также в 2023 году на базе СамГМУ создан федеральный центр компетенций по технологиям VR и AR, который специализируется на разработке и сопровождении внедрения цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов и тренажеров на основе технологий виртуальной и дополненной реальности. В научной деятельности в уходящем году запущен механизм разносторонней экспертизы всех исследовательских проектов СамГМУ, начата программа по формированию ведущих исследовательских групп. Основной площадкой апробации и дальнейшего масштабирования в регионе и стране всех инновационных разработок СамГМУ являются университетские Клиники. Так, за прошедший год в Клиниках внедрена новая модель дистанционного оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.
— В 2024 году СамГМУ продолжит реализовывать программу развития. В образовательной политике планируется внедрение новой модели медицинского образования на уровне специалитета, основной идеей которой является базовая профессиональная подготовка с общей «ядерной программой» и индивидуализацией по трекам. Например, по специальности Лечебное дело по итогам самоопределения обучающихся планируется разделение на 4 трека: врач первичного звена, врач с дальнейшей специализацией, врач-исследователь, врач-разработчик/технолог. Что касается научно-инновационной деятельности, в планах продолжение прикладных исследований, направленных на создание собственных продуктовых линеек по различным рыночным нишам: Реабилитация, Телемедицина, Медицинские информационные системы и CППBP, Образовательная медицинская платформа, Нейронавигация и др. Также это и реализация при поддержке индустриальных партнеров проектов в сфере технологий ЗD-моделирования и прототипирования, позволяющих изготавливать индивидуальные имплантаты для био- и эндопротезирования, доклинических исследований новых биомедицинских клеточных продуктов в полном цикле in silico − in vitro − in vivo. В Центре серийного производства будут организованы дополнительно около 4 000 кв. м. под производство расходных материалов с выделением комплекса чистых помещений. В целом в повестке СамГМУ в 2024 году – дальнейшее движение в рамке инновационного медицинского университета.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— Самарский государственный медицинский университет с 2014 года занимается внедрением инновационных технологий, направленных на автоматизацию и объективизацию процессов постановки диагноза, прогнозирования течения заболевания, выбора персонализованной тактики лечения и реабилитации пациентов. При этом реализуемый в СамГМУ принцип полного цикла сопровождения проекта – от формирования идеи, ее исполнения до практического внедрения готового продукта или технологии в реальный сектор экономики – определяет эффективность инновационной деятельности вуза. Свои компетенции, навыки и опыт университет уже реализовал в ряде продуктов. Приведу несколько примеров.
Высокую оценку и широкое применение в клиниках, проводящих нейрохирургические операции, получил аппаратно-программный комплекс Autoplan. Навигация (РУ РЗН 2019/8153) для планирования и хирургической навигации на основе оптического инфракрасного трекинга и технологии дополненной реальности. Работа программной части системы основана на обработке результатов КТ и МРТ и позволяет детально планировать хирургическое вмешательство, что значительно снижает риск осложнений во время операции и сокращает время восстановления пациента после нее.
Существенный задел университет имеет и в сфере развития технологий социально-бытовой реабилитации – еще одного стратегического направления деятельности СамГМУ. В частности, созданы собственные аппаратно-программные решения: комплекс ReviVR (РУ РЗН 2021/15373) с применением технологии виртуальной реальности и биологической обратной связи – предназначен для пассивной реабилитации лиц с нарушениями двигательной функции. Комплекс ReviMotion основан на взаимодействии человека с оптической системой трекинга в игровой форме и предназначен для активной реабилитации и абилитации пациентов с нарушениями двигательной активности.
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В настоящее время университетская команда СамГМУ работает над созданием технической возможности и доступности использования комплекса ReviMotion в домашних условиях. Причем за счет внедренной во все продукты Revi аналитической информационной системы процесс реабилитации будет контролироваться специалистами дистанционно – они смогут увидеть активность пациента, динамику его восстановления и при необходимости скорректировать лечение.
Кроме этого ведутся работы над созданием системы персональных медицинских помощников и платформы обработки данных Health check-up, включающей в себя следующие приборы домашнего измерения: сервис дистанционного мониторинга артериального давления, система контроля уровня глюкозы в крови, дистанционная аускультация звуков дыхания, контроль показателя внешнего дыхания, сатурации кислорода, а также модульная портативная система экспресс-диагностики биологических жидкостей человека.
В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?
— С выходом российской высшей школы из Болонской системы сфера подготовки кадров, на наш взгляд, вступит в новый этап своего развития, который будет характеризоваться разнообразной по отраслям и уровням образования интеграцией национальных традиций и форм организации учебного процесса, приближенных к международным. Если оставаться в парадигме двухуровневой системы обучения (а по ряду специальностей это представляется целесообразным), можно индивидуализировать подготовку кадров по модели «2+2+2». И наряду с преподаванием социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин первых двух лет обучения («аура университета») очевидна целесообразность развития у обучающихся и цифровой грамотности.
Следует отметить, что подготовка медицинских и фармацевтических кадров в основном сохранилась в форме специалитета. В ближайшей перспективе индивидуализация подготовки данных специалистов, по нашему прогнозу, будет достигаться гибкой регулировкой самих образовательных программ, что не исключает внедрения зарубежных методов оценки академического прогресса, модульности образования. В частности, в СамГМУ уже ведутся работы по созданию новых образовательных пространств и педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, поиск цифровых решений, обеспечивающих предиктивную аналитику и цифровую дидактику.
В отношении организации подготовки отраслевых кадров целесообразно обратиться к отечественному опыту. В частности, вернуться к понятию субординатуры, особенно по клиническим специальностям (на старших курсах). В этой логике моделью подготовки может быть следующая: 2 года (базовые дисциплины – «ядерная программа») + 3 (врач-терапевт участковый) + 1 (субординатура – профилизация подготовки) + 2 (ординатура) / + 1 (интернатура), последующая аспирантура и система НМФО.
Полагаем, что на текущем этапе в тесном диалоге Минобрнауки России с профильными учредителями вузов во взаимодействии с законодательными органами власти и при активном участии университетского сообщества должна быть проведена серьезная аналитическая работа. И на основе ее результатов, при сохранении права выбора за вузами, будут приняты актуальные организационные схемы образовательной деятельности, а также в целом определены место и роль вузов в социально-экономическом развитии страны, в т. ч. с позиции подготовки и воспитания кадров – глобально конкурентоспособных, с учетом перспективного рынка труда и развития инновационной экономики.
Важно оставить отраслевой принцип деления университетов, что сохранит научно-педагогические коллективы; при необходимости достраивания их компетенций вопрос решается путем известных форм интеграции.
В целом, доминирующим вектором предлагаемых и иных преобразований, должна быть, с одной стороны, нацеленность на суверенитет (национальная независимость и самодостаточность отечественного образования), с другой – открытость (прежде всего для дружественных стран), а в перспективе – для всего академического пространства, поскольку российское образование снова должно стать одним из лучших в мире.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Что касается изменений подхода к процедуре госаккредитации, то внешние глобальные вызовы (трансформация и цифровизация образования, пандемия COVID-19) привели не только к необходимости разработки новых форматов взаимодействия с контрольно-надзорными органами, но и созданию принципиально новой модели проведения данной процедуры. Необходимо отметить, что за годы существования программной госаккредитации вузы накопили определенный опыт подготовки к стандартной процедуре, в последние – к процедуре госаккредитации/ доаккредитации по отдельным образовательным программам в электронном формате. В этом плане отношение к новой модели госаккредитации, несомненно, положительное. С одной стороны, она позволит существенно снизить нагрузку на вузы по подготовке большого количества документов при подаче заявления, с другой – оценивать качество учебного процесса.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Очевидным плюсом является и то, что процедура госаккредитации будет бессрочной, необходимость подтверждать ее каждые шесть лет заменится на ежегодный мониторинг. В этом плане оптимальным было бы учитывать лишь те показатели, которые запрашиваются и анализируются при стандартных мониторингах. Либо дополнить уже имеющиеся критерии оценки теми, которые позволяют в наибольшей степени оценить качество образования, и только затем его документарное сопровождение. Последнее (обеспечение учебного процесса локальными нормативными актами) в настоящее время возможно оценить по сайту образовательной организации. В частности, по разделу «Сведения об образовательной организации», который – при грамотном подходе к его заполнению – в полной мере отражает наличие, соответствие нормативной базе и использование документов в деятельности вуза. Учитывая риск-ориентированный подход и разделение образовательных организаций по результатам мониторинга на группы, у вуза появится возможность оценить соответствие и принять превентивные меры в течение последующего года до очередного мониторинга.
Позитивно отмечу и возможность получения временной аккредитации новых образовательных программ, которая позволит оценить полученные обучающимися знания через определенный период, и таким образом выделить большее число сформированных компетенций и, в полной мере, – качество образования.
Однако возникает вопрос. Новые ОП ВО, ППССЗ, прошедшие процедуру лицензирования, также будут оцениваться в ходе ежегодного аккредитационного мониторинга и при положительном результате сразу иметь и госаккредитацию, или все же для новых программ процедура доаккредитации останется?
Важную роль, на наш взгляд, сыграет и смена самой парадигмы госаккредитации: переход (возвращение) от программной к институциональной. Это связано и с показателями, анализируемыми при аккредитационном мониторинге. Они, как предполагается, все больше приближены к показателям рейтингов вузов.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Деятельность внутривузовской системы обеспечения качества образования должна быть направлена на анализ, разработку способов улучшения показателей, анализируемых при аккредитационном мониторинге, устранение выявленных несоответствий. В этом плане серьезной перестройки внутривузовской системы обеспечения качества нам не потребуется. А ежегодный аккредитационный мониторинг будет лишь способствовать непрерывному наблюдению за определенными процессами и своевременной их коррекции.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— В целом оптимальным было бы сочетание двух блоков при проведении мониторинга: оценки качества образования и анализа позиции вуза в российских и международных рейтингах.
Для реализации первой задачи прежде всего необходимо решение о системе экспертизы и использования фондов оценочных средств. Считаю, что возможность использования ФОС для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработанных организацией, нужно сохранить (с учетом самостоятельной разработки организациями). ФОС по оценке универсальных и общепрофессиональных компетенций, очевидно, может быть единым, но ориентированным на специфику образования. Сегодня вузам предоставлена возможность формирования таких ФОС по УК и ОПК. Насколько они будут приемлемыми, вероятно, покажет апробация при НОКО.
Считаю, что ведущую роль в оценке образовательных организаций должны иметь такие показатели качества образования, как, например, уровень сформированности компетенций, оцениваемый по результатам промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся.
Второй блок, касающийся оценки места вуза в рейтингах, позволит систематизировать работу в данном направлении, избежать дублирования отчетов, в глобальном плане способствуя интеграции в международное образовательное пространство. Критериями могут служить аналогичные показатели рейтингов: академическая мобильность студентов и преподавателей, трудоустройство/востребованность выпускников, количество иностранных студентов и преподавателей и другие. Вероятно, в этот перечень должны войти показатели рейтинга, непосредственно касающиеся образования, или на стыке образования, науки, инноваций, практической деятельности.