Экспертный совет. Эксперт: Александр Владимирович Колсанов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Александр Владимирович Колсанов

Ректор

Самарский государственный медицинский университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Что касается изменений подхода к процедуре госаккредитации, то внешние глобальные вызовы (трансформация и цифровизация образования, пандемия COVID-19) привели не только к необходимости разработки новых форматов взаимодействия с контрольно-надзорными органами, но и созданию принципиально новой модели проведения данной процедуры. Необходимо отметить, что за годы существования программной госаккредитации вузы накопили определенный опыт подготовки к стандартной процедуре, в последние – к процедуре госаккредитации/ доаккредитации по отдельным образовательным программам в электронном формате. В этом плане отношение к новой модели госаккредитации, несомненно, положительное. С одной стороны, она позволит существенно снизить нагрузку на вузы по подготовке большого количества документов при подаче заявления, с другой – оценивать качество учебного процесса.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Очевидным плюсом является и то, что процедура госаккредитации будет бессрочной, необходимость подтверждать ее каждые шесть лет заменится на ежегодный мониторинг. В этом плане оптимальным было бы учитывать лишь те показатели, которые запрашиваются и анализируются при стандартных мониторингах. Либо дополнить уже имеющиеся критерии оценки теми, которые позволяют в наибольшей степени оценить качество образования, и только затем его документарное сопровождение. Последнее (обеспечение учебного процесса локальными нормативными актами) в настоящее время возможно оценить по сайту образовательной организации. В частности, по разделу «Сведения об образовательной организации», который – при грамотном подходе к его заполнению – в полной мере отражает наличие, соответствие нормативной базе и использование документов в деятельности вуза. Учитывая риск-ориентированный подход и разделение образовательных организаций по результатам мониторинга на группы, у вуза появится возможность оценить соответствие и принять превентивные меры в течение последующего года до очередного мониторинга.
Позитивно отмечу и возможность получения временной аккредитации новых образовательных программ, которая позволит оценить полученные обучающимися знания через определенный период, и таким образом выделить большее число сформированных компетенций и, в полной мере, – качество образования.
Однако возникает вопрос. Новые ОП ВО, ППССЗ, прошедшие процедуру лицензирования, также будут оцениваться в ходе ежегодного аккредитационного мониторинга и при положительном результате сразу иметь и госаккредитацию, или все же для новых программ процедура доаккредитации останется?
Важную роль, на наш взгляд, сыграет и смена самой парадигмы госаккредитации: переход (возвращение) от программной к институциональной. Это связано и с показателями, анализируемыми при аккредитационном мониторинге. Они, как предполагается, все больше приближены к показателям рейтингов вузов.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Деятельность внутривузовской системы обеспечения качества образования должна быть направлена на анализ, разработку способов улучшения показателей, анализируемых при аккредитационном мониторинге, устранение выявленных несоответствий. В этом плане серьезной перестройки внутривузовской системы обеспечения качества нам не потребуется. А ежегодный аккредитационный мониторинг будет лишь способствовать непрерывному наблюдению за определенными процессами и своевременной их коррекции.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  В целом оптимальным было бы сочетание двух блоков при проведении мониторинга: оценки качества образования и анализа позиции вуза в российских и международных рейтингах.
Для реализации первой задачи прежде всего необходимо решение о системе экспертизы и использования фондов оценочных средств. Считаю, что возможность использования ФОС для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработанных организацией, нужно сохранить (с учетом самостоятельной разработки организациями). ФОС по оценке универсальных и общепрофессиональных компетенций, очевидно, может быть единым, но ориентированным на специфику образования. Сегодня вузам предоставлена возможность формирования таких ФОС по УК и ОПК. Насколько они будут приемлемыми, вероятно, покажет апробация при НОКО.
Считаю, что ведущую роль в оценке образовательных организаций должны иметь такие показатели качества образования, как, например, уровень сформированности компетенций, оцениваемый по результатам промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся.
Второй блок, касающийся оценки места вуза в рейтингах, позволит систематизировать работу в данном направлении, избежать дублирования отчетов, в глобальном плане способствуя интеграции в международное образовательное пространство. Критериями могут служить аналогичные показатели рейтингов: академическая мобильность студентов и преподавателей, трудоустройство/востребованность выпускников, количество иностранных студентов и преподавателей и другие. Вероятно, в этот перечень должны войти показатели рейтинга, непосредственно касающиеся образования, или на стыке образования, науки, инноваций, практической деятельности.

Наверх