Экспертный совет. Эксперт: Александр Владимирович Колсанов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Александр Владимирович Колсанов

Ректор

Самарский государственный медицинский университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Ключевой точкой отсчета стратегических инициатив для отечественной высшей школы, несомненно, является Указ Президента РФ от 12.05.2023 г. № 343, устанавливающий выделение двух уровней высшего образования: базового высшего образования и специализированного высшего образования, а также уровня профессионального образования – аспирантуры. Возможным становится обучение лиц, имеющих высшее образование – специалитет, в магистратуре, обучение в которой не будет считаться получением второго или последующего высшего образования. Данная мера позволит диверсифицировать образование в университетах, реализовывать актуальные образовательные программы в соответствии с потребностями рынка труда.

Конечно, важным для вузов является установление бессрочной аккредитации, введение аккредитационного мониторинга, значительное сокращение сроков процедуры государственной аккредитации новых образовательных программ. Данные меры значительно снижают бюрократическую нагрузку на университет. Кроме того, анализ показателей аккредитационного мониторинга позволяет сместить акцент с документарных проверок на профилактику и поддержание качества реализации образовательных программ, повысить роль внутренней системы оценки качества образования, что дает возможность проводить реальное исследование современных характеристик вуза, отражающих качество его деятельности. В этом плане актуальным стали Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО и ДПО и актуализированная модель HOK, позволяющие провести разностороннюю оценку деятельности вуза с использованием студентоцентрированного подхода.

Хорошую методологическую основу для дальнейшей работы создают: проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 4-го поколения; порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ЭО, ДОТ) при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ; проект по апробации формирования в Госуслугах сведений о студенческих билетах и зачетных книжках.

В целом предложенные меры создают все возможности для повышения качества образования.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Несомненно, ключевым событием является сохранение СамГМУ в первой группе федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», что дает вузу воможность реализовывать стратегический проект, направленный на развитие высокотехнологичного сектора экономики «Информационные технологии в здравоохранении». Кроме того, СамГМУ возглавил вторую группу в конкурсе программы развития передовых инженерных школ Министерства науки и высшего образования РФ; выиграл грант на открытие уникального центра национальной технологической инициативы по сквозной технологии «Бионическая инженерия в медицине». В 2023 году университетом совместно с вузами-участниками серии проектных семинаров «Образование в медицинских университетах: взгляд из будущего» разработана Концепция развития высшего медицинского образования. Создан Научно-образовательный консорциум в сфере медицины, участниками которого стали медицинские университеты, медицинские факультеты/институты немедицинских вузов, НМИЦ, ИТ-компании. Основная цель − организация академических обменов обучающихся по принципу «лучшая практика от каждого вуза», реализация сетевых программ. Также в 2023 году на базе СамГМУ создан федеральный центр компетенций по технологиям VR и AR, который специализируется на разработке и сопровождении внедрения цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов и тренажеров на основе технологий виртуальной и дополненной реальности. В научной деятельности в уходящем году запущен механизм разносторонней экспертизы всех исследовательских проектов СамГМУ, начата программа по формированию ведущих исследовательских групп. Основной площадкой апробации и дальнейшего масштабирования в регионе и стране всех инновационных разработок СамГМУ являются университетские Клиники. Так, за прошедший год в Клиниках внедрена новая модель дистанционного оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  В 2024 году СамГМУ продолжит реализовывать программу развития. В образовательной политике планируется внедрение новой модели медицинского образования на уровне специалитета, основной идеей которой является базовая профессиональная подготовка с общей «ядерной программой» и индивидуализацией по трекам. Например, по специальности Лечебное дело по итогам самоопределения обучающихся планируется разделение на 4 трека: врач первичного звена, врач с дальнейшей специализацией, врач-исследователь, врач-разработчик/технолог. Что касается научно-инновационной деятельности, в планах продолжение прикладных исследований, направленных на создание собственных продуктовых линеек по различным рыночным нишам: Реабилитация, Телемедицина, Медицинские информационные системы и CППBP, Образовательная медицинская платформа, Нейронавигация и др. Также это и реализация при поддержке индустриальных партнеров проектов в сфере технологий ЗD-моделирования и прототипирования, позволяющих изготавливать индивидуальные имплантаты для био- и эндопротезирования, доклинических исследований новых биомедицинских клеточных продуктов в полном цикле in silico − in vitro − in vivo. В Центре серийного производства будут организованы дополнительно около 4 000 кв. м. под производство расходных материалов с выделением комплекса чистых помещений. В целом в повестке СамГМУ в 2024 году – дальнейшее движение в рамке инновационного медицинского университета.

№138 (6) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Самарский государственный медицинский университет с 2014 года занимается внедрением инновационных технологий, направленных на автоматизацию и объективизацию процессов постановки диагноза, прогнозирования течения заболевания, выбора персонализованной тактики лечения и реабилитации пациентов. При этом реализуемый в СамГМУ принцип полного цикла сопровождения проекта – от формирования идеи, ее исполнения до практического внедрения готового продукта или технологии в реальный сектор экономики – определяет эффективность инновационной деятельности вуза. Свои компетенции, навыки и опыт университет уже реализовал в ряде продуктов. Приведу несколько примеров.

Высокую оценку и широкое применение в клиниках, проводящих нейрохирургические операции, получил аппаратно-программный комплекс Autoplan. Навигация (РУ РЗН 2019/8153) для планирования и хирургической навигации на основе оптического инфракрасного трекинга и технологии дополненной реальности. Работа программной части системы основана на обработке результатов КТ и МРТ и позволяет детально планировать хирургическое вмешательство, что значительно снижает риск осложнений во время операции и сокращает время восстановления пациента после нее.

Существенный задел университет имеет и в сфере развития технологий социально-бытовой реабилитации – еще одного стратегического направления деятельности СамГМУ. В частности, созданы собственные аппаратно-программные решения: комплекс ReviVR (РУ РЗН 2021/15373) с применением технологии виртуальной реальности и биологической обратной связи – предназначен для пассивной реабилитации лиц с нарушениями двигательной функции. Комплекс ReviMotion основан на взаимодействии человека с оптической системой трекинга в игровой форме и предназначен для активной реабилитации и абилитации пациентов с нарушениями двигательной активности.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  В настоящее время университетская команда СамГМУ работает над созданием технической возможности и доступности использования комплекса ReviMotion в домашних условиях. Причем за счет внедренной во все продукты Revi аналитической информационной системы процесс реабилитации будет контролироваться специалистами дистанционно – они смогут увидеть активность пациента, динамику его восстановления и при необходимости скорректировать лечение.

Кроме этого ведутся работы над созданием системы персональных медицинских помощников и платформы обработки данных Health check-up, включающей в себя следующие приборы домашнего измерения: сервис дистанционного мониторинга артериального давления, система контроля уровня глюкозы в крови, дистанционная аускультация звуков дыхания, контроль показателя внешнего дыхания, сатурации кислорода, а также модульная портативная система экспресс-диагностики биологических жидкостей человека.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?

эксперт

—  С выходом российской высшей школы из Болонской системы сфера подготовки кадров, на наш взгляд, вступит в новый этап своего развития, который будет характеризоваться разнообразной по отраслям и уровням образования интеграцией национальных традиций и форм организации учебного процесса, приближенных к международным. Если оставаться в парадигме двухуровневой системы обучения (а по ряду специальностей это представляется целесообразным), можно индивидуализировать подготовку кадров по модели «2+2+2». И наряду с преподаванием социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин первых двух лет обучения («аура университета») очевидна целесообразность развития у обучающихся и цифровой грамотности.

Следует отметить, что подготовка медицинских и фармацевтических кадров в основном сохранилась в форме специалитета. В ближайшей перспективе индивидуализация подготовки данных специалистов, по нашему прогнозу, будет достигаться гибкой регулировкой самих образовательных программ, что не исключает внедрения зарубежных методов оценки академического прогресса, модульности образования. В частности, в СамГМУ уже ведутся работы по созданию новых образовательных пространств и педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, поиск цифровых решений, обеспечивающих предиктивную аналитику и цифровую дидактику.

В отношении организации подготовки отраслевых кадров целесообразно обратиться к отечественному опыту. В частности, вернуться к понятию субординатуры, особенно по клиническим специальностям (на старших курсах). В этой логике моделью подготовки может быть следующая: 2 года (базовые дисциплины – «ядерная программа») + 3 (врач-терапевт участковый) + 1 (субординатура – профилизация подготовки) + 2 (ординатура) / + 1 (интернатура), последующая аспирантура и система НМФО.

Полагаем, что на текущем этапе в тесном диалоге Минобрнауки России с профильными учредителями вузов во взаимодействии с законодательными органами власти и при активном участии университетского сообщества должна быть проведена серьезная аналитическая работа. И на основе ее результатов, при сохранении права выбора за вузами, будут приняты актуальные организационные схемы образовательной деятельности, а также в целом определены место и роль вузов в социально-экономическом развитии страны, в т. ч. с позиции подготовки и воспитания кадров – глобально конкурентоспособных, с учетом перспективного рынка труда и развития инновационной экономики.

Важно оставить отраслевой принцип деления университетов, что сохранит научно-педагогические коллективы; при необходимости достраивания их компетенций вопрос решается путем известных форм интеграции.

В целом, доминирующим вектором предлагаемых и иных преобразований, должна быть, с одной стороны, нацеленность на суверенитет (национальная независимость и самодостаточность отечественного образования), с другой – открытость (прежде всего для дружественных стран), а в перспективе – для всего академического пространства, поскольку российское образование снова должно стать одним из лучших в мире.

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Что касается изменений подхода к процедуре госаккредитации, то внешние глобальные вызовы (трансформация и цифровизация образования, пандемия COVID-19) привели не только к необходимости разработки новых форматов взаимодействия с контрольно-надзорными органами, но и созданию принципиально новой модели проведения данной процедуры. Необходимо отметить, что за годы существования программной госаккредитации вузы накопили определенный опыт подготовки к стандартной процедуре, в последние – к процедуре госаккредитации/ доаккредитации по отдельным образовательным программам в электронном формате. В этом плане отношение к новой модели госаккредитации, несомненно, положительное. С одной стороны, она позволит существенно снизить нагрузку на вузы по подготовке большого количества документов при подаче заявления, с другой – оценивать качество учебного процесса.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Очевидным плюсом является и то, что процедура госаккредитации будет бессрочной, необходимость подтверждать ее каждые шесть лет заменится на ежегодный мониторинг. В этом плане оптимальным было бы учитывать лишь те показатели, которые запрашиваются и анализируются при стандартных мониторингах. Либо дополнить уже имеющиеся критерии оценки теми, которые позволяют в наибольшей степени оценить качество образования, и только затем его документарное сопровождение. Последнее (обеспечение учебного процесса локальными нормативными актами) в настоящее время возможно оценить по сайту образовательной организации. В частности, по разделу «Сведения об образовательной организации», который – при грамотном подходе к его заполнению – в полной мере отражает наличие, соответствие нормативной базе и использование документов в деятельности вуза. Учитывая риск-ориентированный подход и разделение образовательных организаций по результатам мониторинга на группы, у вуза появится возможность оценить соответствие и принять превентивные меры в течение последующего года до очередного мониторинга.

Позитивно отмечу и возможность получения временной аккредитации новых образовательных программ, которая позволит оценить полученные обучающимися знания через определенный период, и таким образом выделить большее число сформированных компетенций и, в полной мере, – качество образования.

Однако возникает вопрос. Новые ОП ВО, ППССЗ, прошедшие процедуру лицензирования, также будут оцениваться в ходе ежегодного аккредитационного мониторинга и при положительном результате сразу иметь и госаккредитацию, или все же для новых программ процедура доаккредитации останется?

Важную роль, на наш взгляд, сыграет и смена самой парадигмы госаккредитации: переход (возвращение) от программной к институциональной. Это связано и с показателями, анализируемыми при аккредитационном мониторинге. Они, как предполагается, все больше приближены к показателям рейтингов вузов.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Деятельность внутривузовской системы обеспечения качества образования должна быть направлена на анализ, разработку способов улучшения показателей, анализируемых при аккредитационном мониторинге, устранение выявленных несоответствий. В этом плане серьезной перестройки внутривузовской системы обеспечения качества нам не потребуется. А ежегодный аккредитационный мониторинг будет лишь способствовать непрерывному наблюдению за определенными процессами и своевременной их коррекции.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  В целом оптимальным было бы сочетание двух блоков при проведении мониторинга: оценки качества образования и анализа позиции вуза в российских и международных рейтингах.

Для реализации первой задачи прежде всего необходимо решение о системе экспертизы и использования фондов оценочных средств. Считаю, что возможность использования ФОС для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработанных организацией, нужно сохранить (с учетом самостоятельной разработки организациями). ФОС по оценке универсальных и общепрофессиональных компетенций, очевидно, может быть единым, но ориентированным на специфику образования. Сегодня вузам предоставлена возможность формирования таких ФОС по УК и ОПК. Насколько они будут приемлемыми, вероятно, покажет апробация при НОКО.

Считаю, что ведущую роль в оценке образовательных организаций должны иметь такие показатели качества образования, как, например, уровень сформированности компетенций, оцениваемый по результатам промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся.

Второй блок, касающийся оценки места вуза в рейтингах, позволит систематизировать работу в данном направлении, избежать дублирования отчетов, в глобальном плане способствуя интеграции в международное образовательное пространство. Критериями могут служить аналогичные показатели рейтингов: академическая мобильность студентов и преподавателей, трудоустройство/востребованность выпускников, количество иностранных студентов и преподавателей и другие. Вероятно, в этот перечень должны войти показатели рейтинга, непосредственно касающиеся образования, или на стыке образования, науки, инноваций, практической деятельности.

Наверх