Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Мы прошли госаккредитацию по старой модели, наверное, одними из последних в России – в декабре 2019 года. В полной мере прочувствовали на себе негибкость системы. Процесс подготовки и прохождения аккредитации занял несколько месяцев и заставил мобилизоваться весь коллектив.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Новая модель аккредитации пока не стала достоянием публичного пространства, ректорскому сообществу знакомы только отдельные тезисы. Но в целом мы ждем позитивных изменений. Главное, чтобы заявленные правила игры не менялись в процессе.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Самый очевидный плюс новой модели – это снижение бумажной и зачастую ненужной работы. Мы также рассчитываем, что возобладает принцип разумности, и техническая ошибка одного специалиста не сможет повлечь за собой лишение аккредитации целого направления. Необходимо разделять человеческий фактор и работу целого коллектива.
Что касается рисков. Пока много провозглашенных, но неочевидных вещей. Например, как будут оценивать универсальные навыки? Ведь, в отличие от профессиональных и общепрофессиональных, где все понятно, это потенциально сложный тест. Или как оценить качество ППС (а это тоже заявлено в новой модели)? Всегда ли ученая степень и стаж – гарантия того, что материал группой будет усвоен? А как оценить, если будущий инженер, к примеру, не проявил в должной мере какой-то из универсальных навыков, но зато уже на третьем курсе его зовут к себе сразу три крупных компании?
Иными словами, оценка качества образования, безусловно, – крайне сложная задача.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Объективный показатель качества образовательной организации вряд ли может быть один. Это комплекс оценок, среди которых и результаты ЕГЭ, с которыми пришли первокурсники, и промежуточное тестирование профессиональных знаний, и желание работодателей принимать наших выпускников на работу, и отзывы студентов о программе и преподавателях, и срез общественно-профессиональной аккредитации, и другие.