Одной из главных тем юбилейного 80 номера журнала «Аккредитация в образовании» стала тема оценки качества образования с использованием такого нового элемента, как ФИЭБ.
Не менее десятилетия понадобилось на то, чтобы повысить объективность оценки качества подготовки выпускников школ посредством ЕГЭ. Следующий шаг: «итоговая аттестация должна рассматриваться не только как инструмент контроля и фиксации результата, но и как инструмент управления качеством образования», – считает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию И.В. Мануйлова (в интервью «От чистого истока»). Повышению объективности оценки качества и в целом уровня качества образования в стране будут способствовать и общественные инициативы. Такие как просветительская акция «Тотальный диктант» (в статье «Критерии оценки уровня грамотности»), открытые международные студенческие интернет-олимпиады (в новостном блоке), новый проект по добровольной сертификации обучающихся – федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, представленный генеральным директором Научноисследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым (в интервью «Новый инструмент независимой оценки»). По его мнению, «фактически впервые в системе высшего образования страны создан инструмент прямой оценки качества образования бакалавров».
Результаты апробации такой оценки были одобрены на заседании Национального аккредитационного совета (в репортаже «Время выбрало НАС»).
Время выбрало НАС
|
|
В репортаже «Время выбрало НАС» под рубрикой «С места событий» читайте про заседание Национального аккредитационного совета (НАС). Оно состоялось 25 июня на базе НИУ «Высшая школа экономики». Рассмотрению материалов по аккредитации предшествовали два важных вопроса, вынесенных на обсуждение: анализ результатов федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) и обсуждение проекта новых стандартов международной профессиональнообщественной аккредитации. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата был инициирован Ассоциацией ведущих вузов по экономике и менеджменту (АВВЭМ), в частности, НИУ ВШЭ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ и другими ведущими вузами страны. Испытание проводилось по 10 направлениям подготовки в течение десяти дней, с 20 по 30 апреля 2015 года. Для проведения экзамена были организованы 70 базовых площадок по всей стране – от Владивостока до Калининграда, к которым предъявлялись серьезные требования: наличие не менее 100 компьютеров с подключением к сети интернет, ведение вебтрансляции, квалифицированный и мотивированный персонал.
Всего в экзамене приняли участие 4281 студент из 106 вузов страны. Первые строчки в рейтинге успешности заняли студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Высшей школы экономики, Тверского государственного университета, РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Новый инструмент независимой оценки
|
|
Под рубрикой «Актуальное интервью» читайте интервью генерального директора НИИ МКО, доктор технических наук, профессора В.Наводнова. Весной этого года Научноисследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО) провел федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), инициированный Ассоци-ацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ). Это первый в России опыт массовой независимой оценки каче-ства подготовки выпускников, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата. Таким образом, федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата становится первым шагом в создании и развитии распределенной сети центров мониторинга качества образовательных результатов в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года, № 2765-р. На сайте НИИ мониторинга качества образования www.i-exam.ru размещен реестр сертификатов ФИЭБ. В этом году они официально учитываются вузами – базовыми площадками (в процентах): при сдаче государственных экзаменов – 24,3 вузов, при приеме в магистратуру – 18,6, при сдаче государственных экзаменов и приеме в магистратуру – 10, при сдаче текущих экзаменов, зачетов – 2,8, как индивидуальные достижения – 2,8, как элемент портфолио – 1,4.
Критерии оценки уровня грамотности
|
|
Статья главного научного сотрудника Института филологии Сибирского отделения РАН, заведующей кафедрой общего и русского языкознания НГУ, председателя экспертной комиссии «Тотального диктанта», доктора филологических наук, профессора Н. Кошкаровой посвящена анализу итогов просветительской акции «Тотальный диктант». При проведении просветительской акции «Тотальный диктант» в 2015 году по тексту Евгения Водолазкина «Волшебный фонарь» был использован новый и очень эффективный инструмент для анализа ошибок. Группа «Орфограммка» –интеллектуальный вебсервис проверки правописания обеспечила возможность написания диктанта в онлайн-режиме и его автоматическую проверку, а также разработала инструментарий для систематизации ошибок. Программа собирает статистику по всем ошибкам, показывает, какие из них были наиболее частотными, высчитывает процент допустивших ту или иную ошибку, сортирует ошибки по типам. Предусмотрена также возможность апелляций и диалог с филологом.
У автоматической проверки есть множество безусловных преимуществ: возможность получить результат практически мгновенно, тогда как вручную проверка диктантов длится несколько дней, абсолютная идентичность проверки всех без исключения диктантов и достоверность подсчетов. Большой проблемой, безусловно, остаются критерии оценки уровня грамотности. По мнению автора, применяемые в «Тотальном диктанте» критерии выставления оценок «отлично», «хорошо» и прочих, перенесенные из школьной практики, работают далеко не всегда. Вопервых, потому что уровень сложности текстов выше, чем уровень сложности типичного школьного диктанта, а во-вторых, потому, что тексты диктантов не адаптированы и могут включать явления, недостаточно полно отраженные в справочниках. Это вызывает многочисленные вопросы о признании того или иного написания как ошибочного, ставит вопрос о зоне возможной допустимости или вариативности недостаточно кодифицированных явлений.
От чистого истока
|
|
Под рубрикой «Экспертные советы» редакция обратилась к проблемам общего и дополнительного образования детей. Сегодня в центре многих вузовских дискуссий оказывается система общего образования, которая должна обеспечивать высокий уровень подготовки абитуриентов. Или хотя бы необходимый. Такой, чтобы не надо было тратить значительный объем времени первого семестра на «подтягивание» поступивших на первый курс до уровня, достаточного для освоения программ высшего образования. Ключевую роль играет также дополнительное образование, особенно для совершенствования предпрофессиональной ориентации. Безусловно, все уровни образования связаны, и качественная подготовка на одном является залогом обеспечения качества на другом уровне. На вопросы «АО» в интервью «От чистого истока» отвечает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, куратор Экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей И. Мануйлова. Экспертный совет по общему и дополнительному образованию детей активно участвует в мониторинге правоприменительной практики закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним универсальным инструментом получения образования стала образовательная программа. Она включает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации.
В нашей постоянной рубрике «Регион» широко представлены все образовательные организации Ставропольского края.
Вектор отраслевого развития
|
|
Стратегия Ставропольского государственного аграрного университета направлена на создание условий для высокого качества образования и дальнейшей успешной карьеры выпускников. По итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки РФ, университет стабильно входит в тройку лидеров сельскохозяйственных вузов страны. На вопросы корреспондента «АО» отвечает доктор сельскохозяйственных и экономических наук, профессор Владимира Трухачева. Университет сегодня является ядром инновационно-образовательного кластера в СевероКавказском регионе и обеспечивает интеграцию образовательной и научной деятельности, играя роль технологической базы для проведения исследований и коммерциализации их результатов. В вузе сформировано новое поколение фундаментально подготовленных специалистов с прочными практическими навыками, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, готовых взять на себя ответственность за социальные и экономические изменения в СКФО. Научная деятельность в аграрном университете построена по принципу комплексности исследований. Работа ведется 38 сложившимися научными коллективами по 11 направлениям.
Механизм социального партнерства
|
|
В статье «Механизм социального партнерства» председатель Совета директоров профессионального образования Ставропольского края, директор Курсавского регионального колледжа «Интеграл», кандидат педагогических наук В. Ерина рассказывается о профессиональном образовательном сообществе Ставропольского края, которое представлено 38 организациями: 2 вузами, 20 колледжами и 16 техникумами. Совет директоров объединяет руководителей всех профессиональных образовательных организаций, 7 самых опытных из них входят в президиум, под патронатом которого находятся ключевые вопросы реализации образовательной политики на Ставрополье. Актуальными направлениями являются организация стажировочных площадок для изучения передового опыта работы на базе ведущих образовательных организаций СПО, а также мониторинга реализации ФГОС. В центре внимания – реализация кадровой политики в сфере СПО края, поддержка инновационных форм организации профессионального образования, в том числе создание ресурсных центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена, а также многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК). Совет директоров активно взаимодействует с Конгрессом деловых кругов Ставрополья и Торгово-промышленной палатой края по вопросам активного участия работодателей в реализации требований ФГОС, а также сертификации профессиональных квалификаций выпускников.
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Продолжается публикация серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: первая – «Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов» («АО», № 77, 2015), вторая – «Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования» («АО», № 78, 2015), «Интернационализация японских университетов» («АО», № 79, 2015). В этом номере – уже четвертая статья цикла «Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции» Г. Красновой, ведущего научногосотрудника РАНХиГС при Президенте РФ, доктора философских наук, профессора и Ш. Тагировой, директора по международным связям НИУ «Высшая школа экономики», кандидата политических наук.
По данным ЮНЕСКО Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов: 7 процентов от общего количе-ства иностранных студентов в мире. В 2013-2014 годах здесь обучалось чуть более 295 тыс. иностранных граждан по программам третичного образования, что на 2 процента выше показателей предыдущего года. Из них около 218 тыс. человек (74 процента) являются учащимися университетов2. Количество иностранных студентов во Франции ежегодно растет. Положительная динамика количества иностранных студентов во французских вузах наблюдается уже шестое десятилетие. Если в 1960 году число студентов в национальных вузах составляло 310 тыс. человек, то в сентябре 2013 года насчитывалось 2 422 900. Из них доля иностранных составила 12 процентов, а аспирантов – 41 процент. В 2014 году также отмечался рост общего количества студентов: по сравнению с 2013 годом, на 1,5 процента – 2 466 500 человек. К 2025 году Франция планирует увеличить количество иностранных студентов вдвое.
|