«Аккредитация в образовании» № 79
Одной из главных тем 79 номера журнала «Аккредитация в образовании» стала тема государственной образовательной политики. Права, предоставленные академическому сообществу в начале 90-х годов прошлого века по открытию новых специальностей, широкой филиальной сети, внебюджетного приема студентов, а главное – негосударственного сектора образования, все более ограничиваются регламентами и запретами. Предоставление равных прав государственным и негосударственным учебным заведениям после прохождения ими государственной аккредитации так и не стало нормой. Судя по всему, профильный закон не может изменить институциональную среду: налоговый кодекс, трудовое и бюджетное законодательство и, конечно, отношение рынка труда и общества в целом к реформам в сфере образования. Об этих и других вопросах читайте в материалах номера: «Негосударственных детей в России нет», «Как высшей школе шагнуть выше», «Сюжетные линии российского образования», «Обоюдоострый меч оптимизации».
Негосударственное образование и частно-государственное партнерство
|
|
Этой весной в Госдуме РФ прошло расширенное заседание экспертного совета парламентского комитета по образованию, посвященное обсуждению проблем негосударственного образования и частно-государственного партнерства. В обсуждении приняли участие авторитетные эксперты, представители органов исполнительной власти, руководители частных детских садов, школ и вузов. О результатах и решении реальных вопросов в статье «Негосударственных детей в России нет» читайте под рубрикой «С места событий». По мнению О. Смолина, первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, куратора экспертного совета по негосударственному образованию, полного равенства между государственным и негосударственным секторами образования в России на сегодняшний день нет, и многочисленные проблемы требуют своего решения. Как «лицо негосударственных вузов» продолжил обсуждение Владимир Зернов, председатель экспертного совета по негосударственному образованию при профильном комитете Госдумы РФ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ), ректор Российского нового университета (г. Москва). Редакционной комиссии заседания экспертного совета Комитета Госдумы РФ по образованию, посвященного обсуждению проблем негосударственного образования и частно-государственного партнерства, предстоит обобщить все прозвучавшие конструктивные предложения. Остается надеяться, что реальная практика деятельности негосударственного сектора образования в обозримом будущем будет соответствовать букве и духу закона, который, как известно, для всех один.
Конкурентоспособность высшей школы
|
|
В интервью «Как высшей школе шагнуть выше» ректор НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Стриханов подводит некоторые итоги деятельности экспертного совета по высшему образованию при Комитете Госдумы РФ по образованию. В высшем образовании сегодня происходят серьёзные перемены, от которых напрямую зависит, каким сформируется профиль компетенций у нынешних студентов и аспирантов, насколько государство будет обеспечено нужными специалистами. Последние три года вузовская наука претерпела качественные преобразования, превратившись в конкурентоспособного игрока на рынке технологий. Отход от линейности в обучении, безальтернативности в учебных планах, минимализма в исследовательской составляющей и другие кардинальные изменения закрепляются законодательно. Чтобы изменения, вносимые в законодательство, были эффективными и давали желаемый результат, все законотворческие инициативы прорабатываются на экспертном уровне и выводы экспертного совета очевидны – сфера образования требует дальнейшего совершенствования. М. Стриханов полагает, что в результате реализации предлагаемых мероприятий будет достигнута консолидация усилий научного сообщества для решения задач общенациональной значимости: усиления статуса России как мировой научной державы, расширенного воспроизводства знаний мирового уровня, повышения уровня конкурентоспособности «человеческого капитала».
Modus vivendi российского образования
|
|
В статье «Сюжетные линии российского образования» редакция журнала представляет краткий обзор оценок, мнений, комментариев и прогнозов, высказанных участниками итоговой коллегии Минобрнауки РФ и XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ. Эксперты НИУ ВШЭ, оценивая общие тенденции развития российского образования в последние годы, говорят: «Доля расходов на образование в ВВП не только не догнала соответствующие показатели в странах-конкурентах – напротив, отставание увеличилось». На расширенной коллегии Минобрнауки РФ (3, апрель, 2015), посвященной итогам 2014 года и задачам на 2015-й, министр Дмитрий Ливанов предупредил, что расходы консолидированного бюджета на образование в 2015 году практически не увеличатся, по сравнению с уровнем 2014 года. Это означает, что потребуется четкая приоритизация расходов. А оптимизация системы образования является по-прежнему одной из самых актуальных и обсуждаемых тем. С текстом статьи можно ознакомиться на сайте akvobr.ru.
Кардинальная реформа УМО
|
|
Продолжая публикацию цикла материалов о реформировании системы учебно-методических объединений отечественной высшей школы и их деятельности по образованию в различных областях, в этом номере размещается статья, предоставленная Российским государственным геологоразведочным университетом им. Серго Орджоникидзе (МГРИ – РГГРУ, г. Москва) – базовым вузом УМО по образованию в области прикладной геологии «Что происходит в недрах УМО?». Начатая Минобрнауки РФ реформа по совершенствованию деятельности вузовских УМО вызвала большой интерес среди преподавателей вузов, научных сотрудников, учебно-организационных подразделений, авторов потенциальных учебных пособий и проектов вузовских документов, а также рецензентов и консультантов. Если общая схема реформы понятна, то в части отдельных ее направлений и подходов возникают вопросы, которые требуется всесторонне обсудить и дать компетентные рекомендации. УМО – важная часть системы совершенствования высшего образования и форма государственно-общественного партнерства. Его деятельность – специфическая, трудоемкая и наукоемкая управленческая функция. Учебно-методические объединения должны иметь целевое бюджетное финансирование со стороны Минобрнауки РФ. Журнал «Аккредитация в образовании» приглашает коллег продолжить дискуссию.
Учет запросов рынка труда
|
|
Ориентиром для системы профессионального и дополнительного образования являются запросы рынка труда. Эта тема также широко освещается в 79 номере «АО». Перед профессиональным сообществом стоят принципиально важные вопросы, которые обсуждаются в статье «Синхронизация стандартов». Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве. Интерес к вопросам использования профстандартов в профобразовании растёт. С одной стороны, образовательные организации готовы к тому, чтобы внести содержащиеся в профстандартах требования в основные образовательные программы. Такая работа проводится уже давно, поскольку ФГОС СПО обязывает их учитывать требования работодателей. Кроме этого, профстандарты могут быть использованы и в качестве основы для ежегодного фактического (а не формального) обновления программ. С другой стороны, необходимо отметить качественную составляющую профессиональных стандартов. Разработка их в авральном режиме – за январь-март утверждено около 150 профстандартов, – даёт повод сомневаться в качестве. Не исключено, что разработчики пойдут по пути наименьшего сопротивления и возьмут (и уже берут) за основу существующие образовательные стандарты СПО. Позволит ли подобный подход учесть запросы рынка труда? Вопрос остаётся открытым.
Юбилей Болонского процесса
|
|
Европейской инициативе по созданию единого образовательного пространства исполнилось пятнадцать лет – своеобразный юбилей, к празднованию которого можно подвести некоторые итоги и скорректировать планы на будущее. Свою точку зрения в статье «Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества» высказывает заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», доктор педагогических наук Галина Мотова. С 2011 года к настоящему времени в России в определенной степени адаптированы и введены в массовом порядке так называемые «инструменты прозрачности» (трехуровневая структура подготовки, включая аспирантуру, зачетные единицы трудоемкости, европейское приложение к диплому), обеспечивающие интеграцию структуры высшего образования. Вводятся международные совместные программы и программы двойных дипломов с целью интеграции самого содержания подготовки студентов. Но не сделан (и в законодательстве не предусмотрен) следующий шаг: интеграция процедур гарантии качества образования через введение Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества в высшем образовании (ESG) на уровне отдельных вузов и на уровне страны. А также не создана инфраструктура по гарантии качества в соответствии с ESG. Подготовка законопроектов и нормативных документов в сфере гарантии качества осуществляется без учета принципов и рекомендаций европейских органов по интеграции европейского образовательного пространства и без анализа практики стран-участниц Болонского процесса. По мнению Г. Мотовой, если Россия не будет учитывать общемировые тенденции развития в сфере гарантии качества образования, она рискует потерять доверие к качеству высшего образования.
Экспорт образовательных услуг
|
|
Продолжается публикация серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: первая – «Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов» («АО», № 77, 2015), вторая – «Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования» («АО», № 78, 2015). В этом номере размещена третья составляющая цикла «Интернационализация японских университетов», ведущего научного сотрудника Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктора философских наук, профессора Г. Красновой и магистранта Университетского колледжа Лондона А. Красновой, которая посвященная опыту интернационализации японских университетов, а также инициативам правительства этой страны по привлечению иностранных студентов. В 2012 году японское правительство приняло стратегию возрождения страны до 2020 года, в рамках которой в 2013 году начала реализовываться стратегия развития человеческих ресурсов и интернационализации высшего образования. Цель – повышение глобализации японских высших учебных заведений, которые показали неудовлетворительные результаты в международных университетских рейтингах. Только два японских университета присутствуют в настоящее время в международных рейтингах: Токийский университет и Университет Киото. Эти низкие показатели связаны с низкими оценками по ряду критериев, в том числе по небольшой доле зарубежных преподавателей и иностранных студентов, а также в связи с отсутствием преподавания на английском языке.
Став подписчиком журнала «Аккредитация в образовании», вы будете держать руку на пульсе событий, которые происходят в системе образования. В качестве методической помощи выходит приложение к журналу «Официально» – сборник нормативных правовых документов в сфере образования. Оформить подписку вы можете у менеджеров службы подписки.
Тел./факс 8(8362) 55-10-80, 55-13-02
E-mail: nat@akvobr.ru, ao-podpiska@yandex.ru
|