Экспертный совет. Эксперт: Владимир Алексеевич Панин. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Владимир Алексеевич Панин

Ректор

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  В настоящее время в профессиональном сообществе проблематика качества образования выходит на первый план. Причины этого связаны как с развитием сферы занятости и рынка труда, так и с внутренними трансформациями, происходящими и во всей системе образования, и в ее высшем звене. Острота постановки вопроса качества образования обусловлена процессами глобальной виртуализации, информатизации, узкой специализации профессионального труда и образования, с одной стороны, и решением задач обеспечения различных отраслей занятости на локальном уровне – с другой.

В целом мое отношение к новой модели государственной аккредитации положительное. Надеюсь, что ее реализация позволит руководству образовательных организаций, коллективам научно-педагогических работников и студентам сосредоточиться на формировании профессиональных компетенций, определяемых социальным запросом.

Выполняя поставленные перед вузом задачи, ожидаю от грядущих нововведений, в первую очередь, прозрачности и адекватности контрольно-надзорных процедур, уменьшения бюрократической нагрузки на коллектив.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Российская система регламентации образовательной деятельности нацелена на обеспечение качества современного образования и на объективную его оценку в отношении и процесса обучения студентов, и результатов освоения выпускниками компетенций, необходимых для их дальнейшей практической деятельности. Анонсируемая модель бессрочной государственной аккредитации продолжает эту традицию, но уже с учетом новых требований, предъявляемых к образовательной организации со стороны студентов, их родителей, работодателей, руководства, организаций и предприятий региона, государства. Развитие цифровой экономики и клиентоориентированности создаваемых товаров и предоставляемых услуг формирует запрос на формирование не только жестких навыков – так называемых hard skills, но и мягких – soft skills.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Новая модель государственной аккредитации содержит безусловные плюсы. В частности, она не потребует от вуза кардинальной перестройки в подготовке к процедуре аккредитации. Но при этом у руководящего и профессорско-преподавательского состава не будут оттягиваться ресурсы на комплектацию запрашиваемых документов, в особенности на их распечатку, подписывание «от руки», постановку печатей… (Не секрет, что достаточное количество документации готовилось нами «на всякий случай»: «вдруг эксперт об этом спросит? у нас есть документ, заверенный печатью!») Ведь достаточно бывает лишь цифровой подписи. Все это благоприятно скажется на реализации экологического подхода к делопроизводству по модели «бережливого университета».

Безусловно, здесь есть также положительный психологический компонент. Не зря профессорско-преподавательский состав имеет достаточно продолжительный очередной оплачиваемый отпуск, по сравнению с другими категориями работников. Ведь психоэмоциональные затраты на осуществление процессов обучения и воспитания очень велики. А подготовка документов и материалов к проведению процедуры государственной аккредитации создавала большие дополнительные и порой непрофильные нагрузки на коллектив образовательной организации, что негативно сказывалось на качестве образования.

Еще один положительный момент в новой модели госаккредитации состоит в том, что у коллектива образовательной организации не отнимается время от занятия непосредственно учебно-организационной и преподавательской работой, подготовки заявок на научные и образовательные гранты, написания монографий, научных статей и учебно-методических пособий.

Потенциальные риски, на мой взгляд, будут заключаться в том, что переход к новому образовательно-экспертному подходу в процедуре государственной аккредитации образовательной деятельности займет некоторое время и внесет некий сумбур в понимание сложившейся системы. Но это будет лишь определенный непродолжительный период.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  В профессиональном и публичном дискурсе сейчас активно идет открытый и заинтересованный разговор о базовых институтах, обеспечивающих контроль качества высшего образования. Совершенно справедливо обсуждается потенциал некоторой ассимиляции между государственной аккредитацией и независимой оценкой качества образования. На мой взгляд, за этим стоит будущее экспертной работы. И это кардинальным образом повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования. Поскольку коллектив вуза будет ориентироваться не только на мнение эксперта (к слову скажем, субъективный компонент в работе проверяющего все-таки присутствует, поскольку человеческий фактор никто не отменял), но и на отзывы работодателей и получателей образовательных услуг.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Объективными показателями качества образования могут являться средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших в вуз; положительная динамика количества выпускников, трудоустроенных по специальности; грамоты и дипломы победителей всероссийских и международных научных и профессиональных конкурсов; сертификаты участия в научно-практических мероприятиях, в том числе в рамках научных грантов – как инициативных, так и финансируемых из средств научных фондов и потенциальных работодателей; положительная динамика развития международного сотрудничества и доли иностранных обучающихся. А также волонтерская работа студентов по профилю своего направления подготовки; состояние здоровья студентов; материально-техническая и учебно-методическая обеспеченность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих дополнительные потребности при осуществлении процессов обучения и воспитания.

Вот такие объективно подтверждаемые и реально проверяемые критерии хотелось бы увидеть в новом критериальном перечне государственной аккредитации.

Наверх