Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальный исследовательский университет – «куда плыть»

Принята «Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2013–2018 годы» (ПРР). На пути к достижению стратегической цели – университету мирового уровня – можно сказать, преодолён очередной этап. Эксперты утверждают, что нас ждёт настоящий прорыв, если свой шаг, а ещё лучше, рывок в этом направлении сделает каждый.

Просмотров: 1324

26 октября 2012 года Решением Учёного совета ТПУ утверждён и принят к исполнению основополагающий документ, по которому университет будет работать ближайшие шесть лет: «Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2013–2018 годы» (ПРР). На пути к достижению стратегической цели – университету мирового уровня – можно сказать, преодолён очередной этап. Эксперты утверждают, что нас ждёт настоящий прорыв, если свой шаг, а ещё лучше, рывок в этом направлении сделает каждый.

Ресурсоэффективность как образ жизни

Cергей Могильницкий, начальник информационно-аналитического управления ТПУ:

– Программ, ставящих во главу угла формирование культуры ресурсоэффективности, в вузе ранее не было. Ничего подобного нет и у других. И в этом принципиальное отличие нашей Программы, её «изюминка». ПРР естественным образом интегрируется с программами развития ТПУ как национального исследовательского университета и КПР-5. Она конкретизирует и дополняет положения, которые не получили должного освещения в первых двух программах.

Суть настоящей Программы – формирование культуры ресурсоэффективности, которая красной нитью должна пронизывать образовательные программы, научный блок, всю нашу жизнь – от новых технологий до электрических лампочек… Причем мы ставим цель формировать и пропагандировать культуру ресурсоэффективности не только в среде студентов и преподавателей ТПУ. Масштабы нашего влияния не могут быть ограничены стенами вуза – это наш ответ на вызовы глобального характера, поэтому Программа должна вписаться в стратегию развития города и региона.

Культура ресурсоэффективности, как и культура вообще, прививается конкретными практическими шагами, что мы и будем делать. Перед всем коллективом политехников стоит задача сделать нашу деятельность, в том числе хозяйство и инфраструктуру, более эффективными с точки зрения ресурсов, как финансовых, так и энергетических. Проще говоря, всё то, что мы имеем, мы должны использовать более рационально, извлекая максимум пользы при наименьших затратах...

Копейка рубль бережёт 

Владимир Губин, заместитель проректора по административно-хозяйственной и социальной работе:

– В нашем университете проводится большая работа по повышению энергетической эффективности, что позволяет достигать существенной экономии ресурсов как в натуральном, так и в финансовом выражении. В текущем году собственными силами в университете проведен энергоаудит (благодаря этому сэкономлено более 4 млн рублей), выявивший основные источники неэффективного использования энергетических ресурсов. Это повышенные теплопотери через ограждающие конструкции зданий (стены, окна); материальный износ внутренних инженерных сетей (отопление, водоснабжение, электроснабжение, освещение); отсутствие культуры энергосбережения.

По итогам обследования разработаны отчётные документы и ключевые мероприятия по снижению потребления энергоресурсов, разработана «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Томского политехнического университета на 2013–2015 год и на перспективу до 2018 года», которая легла в основу Программы развития ресурсоэффективности на 2013–2018 годы.

Выполнение комплекса мероприятий по повышению энергетической эффективности (а это внедрение локального источника энергоснабжения (мини-ТЭЦ, котельная); дооснащение индивидуальных тепловых пунктов автоматизированными системами теплопотребления объектов (с функцией дежурного отопления); создание единого центра диспетчерского контроля и управления энергоресурсами; замена устаревших деревянных окон на современные пластиковые стеклопакеты; утепление ограждающих конструкций зданий; замена внутренних инженерных сетей; замена осветительных установок на энергоэффективные и упорядочение их использования и т д.) будет означать прямую экономию средств. Научимся потреблять ресурсы разумно – ощутим это на результатах деятельности университета и, конечно, на своих собственных…

Зарабатывать, экономя…

Александр Жучков, заместитель проректора по финансово-экономической деятельности:

– Вся деятельность нашего университета субсидируется государством. Статей расхода несколько: мы платим заработную плату сотрудникам, содержим здания, имущество, приобретаем и ремонтируем оборудование, оплачиваем связь, поездки в командировки и т.д. Опыт прошлых лет показывает, что практически на все статьи мы недополучили государственных средств. В полном объёме гарантированно финансируется только заработная плата. Остальное мы вынуждены оплачивать из собственных заработанных средств. Так, в прошлые годы на содержание имущества, ремонт наших исторических корпусов выделялось до 100 млн рублей. В этом году – всего 20 млн.

На фоне всё возрастающих потребностей, инфляции, постоянного удорожания стоимости коммунальных услуг финансирование уменьшается катастрофически. При всём этом мы тратим неоправданно много, не утруждаем себя элементарной экономией воды, электроэнергии… А ведь именно в этой плоскости лежат вопросы ресурсоэффективности, которые напрямую пересекаются с интересами каждого из нас. Надо только понять для себя: каждый из нас на своём рабочем месте может экономить средства, которые по объёмам могут быть эквивалентны тем, что мы недополучаем.

Определенные шаги в этом направлении делает административно-хозяйственное управление. Применяются специальные технические средства и разработки для экономии ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности вуза. Но главная наша проблема – в самосознании, в отсутствии культуры ресурсоэффективности, и здесь нам есть над чем работать. В рамках действующего Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» (Федеральный закон №261-ФЗ) издан соответствующий приказ Министра образования и науки РФ, в котором в отдельный пункт выделена позиция: использовать экономию средств, достигнутую за счёт снижения потребления воды, дизельного топлива, газа, тепловой энергии, электроэнергии и т. д. – в том числе и на увеличение годового фонда оплаты труда…

Таким образом, возлагая ответственность за выполнение требований закона, государство в то же время стимулирует нас заботиться об экономии расходов и получении дополнительных доходов... Моё твердое убеждение: у политехников есть реальные шансы «зарабатывать» на ресурсоэффективности. По самым приблизительным расчётам, мы могли бы экономить до 5 % средств, внедряя специальные технологии, и до 10 % средств, ничего не вкладывая, только экономно и бережно организуя своё пребывание на работе. Какие серьезные деньги составляет эта экономия, можно себе представить, если из года в год вуз тратит на коммунальные услуги более 120 млн руб…

Программа доступна на сайте ТПУ (tpu.ru/programs/resourse/), и каждый может с ней ознакомиться. Только не спешите перелистывать интернет-страницы с позиции стороннего наблюдателя. Может, все-таки стоит именно здесь «зависнуть», чтобы лучше понять, какая роль отведена лично мне и тебе в этом запрограммированном на успех документе – сценарии нашей дальнейшей жизни? Тем более что Программа уже не отвлечённая мечта, а прямое руководство к действию…

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее
В жестких рамках гранта. Молодые ученые о времени и о себе
Госполитика по достижению национальных целей развития РФ
Ипотечный кредит «Молодые ученые»
Перспективы развития экономического образования
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Балтийский федеральный университет - планы развития
Матрица в образовании
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ