Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Залог успеха – в частно-государственном партнерстве

Истинные интересы государства, по мнению А.Д. Корчагина, заключаются в активном использовании технологий для создания конкурентоспособной продукции и перехода к инновационной экономике – экономике, основанной на знаниях.

Просмотров: 2339

Залог успеха – в частно-государственном партнерстве

КОРЧАГИН Александр Дмитриевич – начальник Центра инновационного развития – филиала ОАО «Российские железные
дороги», инженер-механик, кандидат экономических наук

В условиях инновационного развития государство должно стремиться не просто обладать результатами интеллектуальной деятельности, а грамотно использовать их, не давая им устареть и потерять свою актуальность. Так считает начальник Центра инновационного развития – филиала ОАО «Российские железные дороги» Александр КОРЧАГИН, признанный эксперт в сфере правовой охраны и коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности. Наш корреспондент обратился к нему с предложением поделиться размышлениями по поводу необходимых перемен, которые создали бы в России благоприятные условия для интенсивного развития инновационных технологий, реализации результатов интеллектуальной деятельности и деятельного взаимодействия в этой области государства и частного бизнеса.

Соблюсти интересы всех сторон

– Александр Дмитриевич, на парламентских слушаниях по теме «Создание рынка инноваций: законодательный аспект», которые в апреле 2010 года проводил Комитет Совета Федерации по образованию и науке, вы выступили против обязательного закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за государством при использовании бюджетных средств. Как вы объясните свою позицию, ведь, на первый взгляд, вполне разумно, если государство будет распоряжаться результатами деятельности, профинансированной за его же счет?

– Для эффективного использования национального интеллектуального и научно-технического потенциала важен целый комплекс экономических, финансовых и, главное, правовых механизмов, обеспечивающих коммерциализацию и введение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. Но основное внимание должно уделяться нескольким аспектам. Например, справедливому распределению прав на результаты научно-технической деятельности, которое учитывает интересы всех участников процесса их создания и использования, включая интересы государства. Не менее актуально введение благоприятного для инновационной деятельности налогового законодательства, которое обеспечивало бы стимулирование процессов создания, правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Важно также совершенствовать систему правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета.

Интересы государства при решении вопросов научно-технической политики обусловлены существенными затратами бюджета на НИОКР и значительной ценностью получаемых научно-технических результатов. Научная значимость достижений российских ученых и разработчиков объективно очень высока, но коммерческая ценность этих достижений проявляется только в случае их использования. Поэтому истинные интересы государства заключаются не в обладании правами как таковыми, а в активном использовании базирующихся на этих правах технологий для создания конкурентоспособной продукции и перехода к инновационной экономике – экономике, основанной на знаниях.

Возможности государственного управления процессом так называемого «внедрения» технологий уже показали себя весьма негативно в период социалистической экономики.

Четыре принципа реализации прав

– Представляете ли вы себе механизм, который не позволит результатам интеллектуальной деятельности, признанным государственной собственностью, остаться неиспользованными?

– На мой взгляд, современные подходы к распоряжению, управлению и использованию интеллектуальной собственности, созданной за счет средств государственного бюджета, должны строиться с учетом нескольких основополагающих принципов.

Вопервых, должна существовать возможность реализации договорного метода регулирования отношений между государством и исполнителем НИОКР по поводу охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности.

Вовторых, закрепление за государством в лице госзаказчиков исключительных прав на охраноспособные результаты НИОКР должно осуществляться в том случае, если эти результаты связаны с интересами обороны и национальной безопасности, а также если государство готово профинансировать доведение полученных результатов до промышленного применения и реализации готовой продукции. В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности, созданные при выполнении государственных контрактов, все же остаются за организацией-исполнителем работ.

Втретьих, если права на результаты работ закреплены за государством, то федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения, выступающие в роли заказчиков, должны быть наделены полномочиями по распоряжению, принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-технической деятельности по госконтрактам. При этом должна реализовываться практика передачи технологий, права на которые закреплены за государством, третьим лицам – предпринимателям. Также должен применяться долевой принцип распределения получаемых доходов – пропорционально вкладам каждой из сторон с учетом используемой при проведении работ интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству.

И, вчетвертых, очень важно обеспечить избирательный подход к использованию средств федерального бюджета на создание таких технологий, которые действительно необходимы и могут быть немедленно реализованы с достижением наиболее выгодного результата – как в экономическом, так и в социальном плане.

Действующее законодательство позволяет реализовать первые два из сформулированных выше принципов. Два последних требуют разработки новых нормативных законодательных актов, в том числе внесения изменений и дополнений в федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственный заказ должен предусматривать создание и разработку действительно необходимой для государственных нужд продукции, включая планы ее выпуска и реализации.

Законы не предусматривают

– Что, по вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы государственные учреждения могли распоряжаться средствами от доходов, получаемых в результате использования прав на результаты интеллектуальной деятельности? Как вообще «расшевелить» ситуацию в сфере получения результатов интеллектуальной деятельности, их патентования и дальнейшего использования?

– В зарубежных индустриальных странах использование объектов интеллектуальной собственности является обязательным элементом высокоэффективного производства и бизнеса, однако в российской экономике введение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот сопряжено не столько с коммерческими выгодами, сколько с организационными трудностями и финансовыми затратами.

Сегодня в российском налоговом законодательстве не предусмотрено прямое стимулирование деятельности научно-производственных и инновационных организаций. В условиях высокого уровня затрат на НИОКР и длительных сроков окупаемости деятельность по созданию, правовой охране и использованию объектов интеллектуальной собственности является зачастую экономически неэффективной.

Чтобы все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности и видов финансирования, занимались инновационной деятельностью в выгодных условиях, необходимо совершенствовать налоговую систему. Федеральный закон от 2 августа 2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» формально предоставляет возможность получать прибыль от использования принадлежащих учреждениям результатов интеллектуальной деятельности. Однако для практической реализации этих полномочий необходимо внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Обновление экономического потенциала должно опираться, с одной стороны, на использование всех возможностей отечественной науки по созданию новых результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности, а с другой – на трансферт прогрессивных технологий. Поскольку разработка различных технических новшеств и их промышленное освоение требуют достаточно серьезных финансовых затрат, иногда экономически более выгодно использовать уже готовые изобретения и технологии.

Централизация усилий

– Вероятно, для реализации подобных механизмов в ОАО «РЖД» и создан Центр инновационного развития?

– В ОАО «РЖД» предполагается применение результатов научных исследований и разработок, созданных на средства компании, и принадлежащей ей интеллектуальной собственности в инновационном процессе, а также широкое использование заимствованных передовых технологий, независимо от того, на каком предприятии и даже в какой стране они созданы. Для решения этих задач создан Центр инновационного развития – филиал ОАО «Российские железные дороги». В рамках деятельности центра будут решены вопросы определения технического уровня и конкурентоспособности создаваемых результатов научно-технической деятельности, возможности их коммерциализации и использования в нашей компании. В настоящее время создаются правовые основы эффективной инновационной системы ОАО «РЖД». Проводится отбор и формируется база инновационных проектов, направленных на реализацию наукоемких и ресурсосберегающих технологий, на увеличение ресурса и повышение безопасности технологических процессов и технических средств, сокращение производственных издержек на предприятиях компании.

Для использования высоких технологий в интересах и с учетом специфики ОАО «РЖД» налаживается сотрудничество в инновационной сфере и отбор инновационных проектов с государственными корпорациями, такими как Роснанотех и Ростехнология, а также с ведущими российскими и международными предприятиями и организациями. ОАО «РЖД» активно использует возможности трансферта передовых технологий и реализует свои инновационные проекты в тесном сотрудничестве как с отечественными предприятиями, так и зарубежными компаниями транспортного машиностроения. Для эффективной реализации возможностей России на рынке контейнерных перевозок налажен контакт с лидером европейского вагоностроения АО «Татравагонка» (Словакия). Для производства в России самого современного тормозного оборудования для всех типов подвижного состава дочерняя компания РЖД – «Вагонреммаш» создала совместное предприятие с мировым лидером в этой области, немецким концерном «КноррБремзе». За счет научнотехнического сотрудничества по техническим характеристикам подвижного состава будет достигнут уровень США, Канады и стран ЕЭС.

Разработки не должны быть обузой

– Какие меры, по вашему мнению, необходимо принять государству для полноценного сохранения объектов государственной интеллектуальной собственности?

– На первый взгляд, закрепление за государством прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, позволит решить все проблемы, связанные с их полноценным использованием. Однако простое наличие «государственной интеллектуальной собственности» не позволяет успешно решать задачи реализации научнотехнических разработок в массовом производстве, стимулировать коммерческое использование результатов НИОКР, созданных за счет бюджета, и, в конечном счете, обеспечивать развитие национальной экономики.

Совершенно ясно, что федеральная собственность в виде зданий, помещений, оборудования и т.п. способна приносить государству доход без какихлибо существенных дополнительных вложений. При этом средства, полученные, например, от сдачи в аренду материальных объектов, позволяют содержать их в надлежащем виде. С результатами интеллектуальной деятельности и объектами интеллектуальной собственности ситуация принципиально иная. Объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству, но не введенные в хозяйственный оборот, служат лишь источником значительных расходов по поддержанию патентов в силе, но, даже несмотря на эти затраты, непрерывно и очень быстро утрачивают свою ценность – устаревают. Финансовые затраты, необходимые для воплощения всех этих результатов в новейших объектах техники и технологии, действительно огромны и не под силу ни одному государству в мире.

Поэтому подлинные государственные интересы заключаются не в обладании исключительными правами на результаты научнотехнической деятельности и не в их сохранении, а в реализации технологических достижений в промышленности, в создании экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции. Именно поэтому поручением Президента РФ по результатам работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям перед акционерными обществами с государственным участием, в том числе перед ОАО «РЖД», поставлены важнейшие задачи. И в первую очередь – по модернизации и технологическому развитию экономики России и разработке и реализации программ инновационного развития с учетом мировых тенденций социальноэкономического развития и на основе использования лучших образцов техники, технологий, объектов интеллектуальной собственности.

Чьи права «правее»?

– Какие вы можете выделить проблемы в частно-государственном партнерстве, которые препятствуют появлению инноваций и скорейшему перевооружению экономики?

– Задачи трансферта технологий и реализации крупных высокотехнологичных проектов тесно связаны с проблемами частно-государственного партнерства. Одна из ключевых проблем инновационной деятельности связана с финансированием важнейших научно-технических проектов и программ. Ясно, что для создания высокотехнологичных и ресурсоемких объектов техники – таких, например, как новые современные локомотивы или дизели нового поколения для железной дороги, – требуются значительные финансовые ресурсы.

При отсутствии системы долгосрочного кредитования или без прямой государственной поддержки реализация подобных проектов силами российских коммерческих компаний представляется невозможной. В этой связи особенно важную роль может сыграть частно-государственное партнерство. Взаимодействие государственных и коммерческих структур является важным элементом технологической политики. Оно позволяет создать устойчивые связи между наукой и промышленностью, привлечь значительные средства в инновационную сферу и ускорить коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Однако решение многих вопросов частно-государственного партнерства перекликается с проблемами их законодательного регулирования. В основном это касается прав и обязанностей договаривающихся сторон, распределения прав и выгод от реализации совместных проектов, возможностей использования полученных результатов. Законодательных основ такого рода деятельности в настоящее время нет.

Как простимулировать деятельность

– Известно, что перед парламентскими слушаниями в Совете Федерации вы как представитель ОАО «РЖД» передали в парламент ряд предложений по решению проблем, связанных с инновационной деятельностью в нашей стране. Какие это предложения?

– Преимущественно они касаются именно законодательного регулирования инновационной деятельности. Среди проблем, которые должны решаться на законодательном уровне, наибольшее значение имеют следующие.

Первое. Для повышения инвестиционной привлекательности и коммерческого потенциала научно-технологического комплекса необходимо разработать и принять закон об инновациях, определяющий сущность инновационной деятельности и инновационного предприятия. Закрепленное в законе определение инновационной деятельности позволит четко выделять предприятия, связанные с инновациями, и вводить для них различные преференции: в первую очередь, налоговые льготы.

Второе. Учитывая необходимость массового вовлечения частного бизнеса в инновационную сферу, следует разработать и принять федеральный закон о частно-государственном партнерстве, стимулирующий инвесторов и определяющий условия взаимодействия государственного и частного секторов в сфере создания и использования результатов научно-технической деятельности. Конкретно для ОАО «РЖД» весьма большое значение могут иметь четкие законодательные нормы, определяющие условия участия государства в реализации крупных инновационных проектов.

Третье. Необходимы законодательные нормы, усиливающие экономическую заинтересованность научно-производственных организаций и частного бизнеса в инновационных процессах.

В действующем налоговом законодательстве России не предусмотрено прямое стимулирование деятельности научно-производственных и инновационных организаций. В условиях высокого уровня затрат на НИОКР и длительных сроков окупаемости инноваций такая деятельность зачастую является экономически неэффективной. Экономическая заинтересованность участников инновационного процесса может обеспечиваться, например, путем предоставления инновационным предприятиям отсрочки уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации инноваций (налоговых каникул). По мнению специалистов ОАО «РЖД», попрежнему, остается актуальной разработка и внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, обеспечивающих создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования.

Курс – на прорывные технологии

– Готово ли ОАО «РЖД» предложить отрасли и экономике страны свои «прорывные» инновации? Ведется ли в компании работа в этом направлении – в частности, в Центре инновационного развития?

– ОАО «РЖД» – компания, в основном занимающаяся грузовыми и пассажирскими перевозками. Ее инновационная деятельность направлена на использование прорывных технологий в рамках разработки и реализации программы инновационного развития. На основе этой программы можно будет сконцентрировать усилия на разработке действительно приоритетных технологий и обеспечить создание конкурентоспособной продукции и услуг, модернизацию и технологическое развитие российской экономики.

Например, в настоящее время компания имеет мировой приоритет в создании технологий использования сжиженного природного газа в качестве топлива на тяговом подвижном составе, в создании и использовании систем автоведения высокоскоростных поездов с реализацией функции энергосбережения, в использовании спутниковых технологий для мониторинга состояния инфраструктуры и организации работ по ее обслуживанию. Соответствуют мировому уровню наши программноаппаратные комплексы вычислительных центров и оптоволоконные системы связи. По соотношению «качество – стоимость» российские микропроцессорные системы электрической централизации и автоматической блокировки вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

Наряду с этим, по ряду направлений имеется определенное отставание. При этом для решения существующих проблем необходимо привлекать к сотрудничеству признанных мировых лидеров. Так, не решена проблема производства рельсов, соответствующих зарубежным аналогам по чистоте стали, прямолинейности, ресурсу. К критическим технологиям, имеющим первостепенное значение для развития и модернизации ОАО «РЖД», относятся технологии дизелестроения, создания российского высокоскоростного современного моторвагонного подвижного состава, использования водородного топлива и другие.

ОАО «РЖД» и ее филиал – Центр инновационного развития – взаимодействуют в инновационной сфере со всеми ведущими российскими и зарубежными разработчиками и производителями высокотехнологичной продукции, с государственными корпорациями, предприятиями и организациями. Усилия, предпринимаемые ОАО «РЖД» в проведении инновационной политики, уже дают свои результаты. Но впереди еще громадное поле деятельности. Только совместными усилиями с отечественными производителями и разработчиками железнодорожной техники мы сможем достичь заметных результатов в сфере освоения высоких технологий и создании новой инновационной экономики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: законодательство в образовании, александр корчагин, ОАО РЖД, инновации, ао-44

Похожие материалы:
Перспективы модернизации образования в России
Инновационная карта России
Закон об инновационной деятельности
Наукоемкий бизнес России
Минобрнауки России определило критерии инновационной продукции
Старт для инноваций и технологий
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
Инновационная составляющая региональной экономики
Правительство РФ одобрило «дорожную карту» по развитию биотехнологий и генной инженерии
Российский индекс изобретательской активности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
#99ТИСБИ – предпринимательский университет на основе социальной ответственности
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве