Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Вузы качества и брака

Уже в марте следующего года российским вузам придется пройти новое испытание на предмет оценки их эффективности. В настоящее время заканчивается сбор информации по деятельности вузов в 2012 году для мониторинга их эффективности, сообщили представители Минобрнауки на состоявшемся в прошлый четверг брифинге.

Просмотров: 1334

Уже в марте следующего года российским вузам придется пройти новое испытание на предмет оценки их эффективности.

В настоящее время заканчивается сбор информации по деятельности вузов в 2012 году для мониторинга их эффективности, сообщили представители Минобрнауки на состоявшемся в прошлый четверг брифинге. Всего в этом году в нем примут участие 1054 вуза, из которых 480 - негосударственных.

К 15 сентября министерство будет иметь все необходимые данные, чтобы приступить к их анализу.

А к середине ноября будут опубликованы результаты, в соответствии с которыми рабочие группы, организованные в каждом регионе, смогут принять решения, какие вузы являются эффективными, а какие - нет.

Далее уже межведомственная комиссия примет решение о том, в какую категорию попадут вузы: к вузам, имеющим специфику, к вузам, которые требуют оптимизации, или к подлежащим реорганизации. Предполагается, что реорганизация вузов будет проходить путем присоединения к другим, более сильным, а филиалы будут просто закрываться.

Эффективность деятельности вузов согласно новым правилам оценивается на основе 50 показателей, из которых шесть используются для базовой группы вузов. Остальные применяются для оценки филиалов и специфических вузов. С этого года вузы разделены на шесть групп с ярко выраженной спецификой деятельности -: военные, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные.

'Отношение вузов к 'специфическим' связано с тем, какая доля студентов набрана по профильным специальностям. Например, в вузе культуры на творческих специальностях должны обучаться не менее 60% студентов. В противном случае эти вузы будут отнесены в базовую группу, и к ним будут применяться общие критерии оценки', : рассказал замминистра образования и науки Александр Климов.

Основные же шесть показателей, по которым в этом году оценивается деятельность вузов, следующие: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доля иностранных студентов (в том числе из стран СНГ), доходы вуза в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также трудоустройство выпускников.

Чтобы вуз был признан эффективным, он должен выполнить три из шести требований. 'Нынешние пороговые значения достаточно лояльны по отношению к вузам. Большая часть вузов выполнит эти показатели', - говорит Климов.

Последний критерий эффективности - трудоустройство выпускников - был введен только с этого года. Официальные данные о том, какая доля выпускников вузов обращается на биржу труда в течение года после окончания вуза, для Минобрнауки предоставляет Минтруд России.

'Мы учитываем то количество выпускников, которые в течение первого года после выпуска регистрируются на бирже труда.

Мы понимаем, что этот показатель является достаточно грубым, но в ходе проведения мониторинга мы можем учитывать пока только его', - сообщил глава департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. По его словам, оценка взаимодействия вузов с рынком труда - это важнейший показатель, однако получить достоверную статистику по этому критерию очень сложно.

Недавно ректор НИУ 'ВШЭ' Ярослав Кузьминов заявил, что вуз будет проводить собственное исследование качества выпускников вузов, взаимодействуя с Федеральной налоговой службой, которая будет предоставлять им данные об уровне зарплаты выпускников за пять лет после окончания университета. Но, как отметил Соболев, таким образом тоже вряд ли удастся получить достоверную картину.

'В таком механизме есть много ограничений, - пояснил он. - Во-первых, отсутствует достоверная статистика. Министерство экономики говорит, что в России есть теневые схемы выплаты зарплат, поэтому так мы не можем получить репрезентативных данных. Второе ограничение - это доступ к персональным данным. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность получения данных по этому критерию на основе масштабных социологических исследований, по данным карьерных служб, у которых есть примерно 70% статистики по заявленному трудоустройству. Мы пытаемся найти способы по более дифференцированному подходу к оценке выпускников вузов. К следующему мониторингу мы предложим более четкую схему.

Пока нигде в мире не решена проблема, связанная с оценкой выпускников'.

С этого года, как сообщили представители Минобрнауки, был изменен критерий оценки доли иностранных студентов. В частности, были исключены специальности, по которым не допускается обучение иностранных граждан. Также если в прошлом году министерство смотрело, какая доля иностранцев выпускается из российского вуза, то в этом году оценивается, сколько всего их обучается.

Сейчас иностранные студенты попадают в российские вузы по квоте, которую в скором времени предполагается увеличить на 50%. 'Пока общая доля иностранных граждан, которые обучаются в России, очень незначительна : около 2% от всех учащихся. Выбор иностранцем для обучения российского вуза свидетельствует о том, что вуз привлекателен с точки зрения образовательных результатов', - заявил Климов.

Одно из главных изменений этого года в мониторинге произошло в связи со вступлением в силу нового закона 'Об образовании'.Теперь все вузы, как государственные, так и негосударственные, обязаны участвовать в мониторинге.

На сегодняшний день начали заполнение форм для прохождения мониторинга 558 государственных вузов и 347 негосударственных вузов. Не приступили к заполнению форм 16 государственных вузов и 133 негосударственных вуза.

'Неучастие в мониторинге мы будем расценивать как нарушение федерального законодательства со всеми вытекающими последствиями. Мы будем обращаться в прокуратуру по факту неисполнения федерального закона', - сказал Климов. По его словам, часть из 130 негосударственных вузов, которые не предоставили пока информацию о себе, уже просто не работают. Климов отмечает, что в таких вузах могло обучаться всего по 40 заочников.Александр Соболев заявил, что назрела необходимость синхронизации мониторинга эффективности вузов и аккредитации учебных заведений. 'Сейчас готовится комплекс документов, который касается проведения лицензирования, аккредитации, контрольно-надзорной деятельности, : рассказал он. - Во все эти документы вложены нормативные основания, которые позволяют синхронизировать эти процедуры с мониторингом эффективности'. По словам Климова, мониторинг эффективности вузов даст Рособрнадзору дополнительную информацию для оценки деятельности образовательных учреждений.

Следующий мониторинг вузов начнется уже в марте 2014 года, поскольку решено, что он всегда будет проводиться в первой половине года.

'Это позволит учитывать результаты мониторинга при распределении контрольных цифр приема (количество бюджетных мест в вузах. - 'Газета.Ru')',- заявил Климов.Первый мониторинг эффективности вузов проводился в 2012 году на основании майских указов президента Путина. Тогда в нем участвовали только государственные вузы, а также их филиалы.

В ближайшее время, как сообщили представители ведомства, будет принято постановление, которое оговаривает новые правила реорганизации образовательных учреждений. В настоящее время из 22 вузов, которые были признаны подлежащими реорганизации, 19 проходят через этот процесс. По трем вузам решение будет принято до конца этого года. На сегодняшний день уже закрыты около 50 филиалов. В первую очередь речь идет о филиалах, которые реализуют программы в области экономики, менеджмента, юриспруденции, а также где небольшая численность студентов.Как только студенты завершат обучение, неэффективные филиалы закроются.Для 70 вузов разработана программа оптимизации деятельности. 'Мы надеемся, что эти вузы будут достаточно успешными и выйдут из зоны с признаками неэффективности, в которую они попали в прошлом году', - заявил Александр Климов.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: КФУ, качество образования, Минобрнауки

Похожие материалы:
Олег Сергеев о мониторинге эффективности вузов
Диссоветы будут распускать после одной списанной диссертации
Минобрнауки оценит качество работы ученых
Преподаватели Казанского университета раскритиковали физиков Канады
Десятки вузов России лишаются лицензии
Стартует второй этап мониторинга эффективности вузов
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Минобрнауки России: «373 вуза и филиала – реорганизовать»
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Новости 83

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#93ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#93Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами