Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Вузы качества и брака

Уже в марте следующего года российским вузам придется пройти новое испытание на предмет оценки их эффективности. В настоящее время заканчивается сбор информации по деятельности вузов в 2012 году для мониторинга их эффективности, сообщили представители Минобрнауки на состоявшемся в прошлый четверг брифинге.

16.09.2013
Просмотров: 1327

Уже в марте следующего года российским вузам придется пройти новое испытание на предмет оценки их эффективности.

В настоящее время заканчивается сбор информации по деятельности вузов в 2012 году для мониторинга их эффективности, сообщили представители Минобрнауки на состоявшемся в прошлый четверг брифинге. Всего в этом году в нем примут участие 1054 вуза, из которых 480 - негосударственных.

К 15 сентября министерство будет иметь все необходимые данные, чтобы приступить к их анализу.

А к середине ноября будут опубликованы результаты, в соответствии с которыми рабочие группы, организованные в каждом регионе, смогут принять решения, какие вузы являются эффективными, а какие - нет.

Далее уже межведомственная комиссия примет решение о том, в какую категорию попадут вузы: к вузам, имеющим специфику, к вузам, которые требуют оптимизации, или к подлежащим реорганизации. Предполагается, что реорганизация вузов будет проходить путем присоединения к другим, более сильным, а филиалы будут просто закрываться.

Эффективность деятельности вузов согласно новым правилам оценивается на основе 50 показателей, из которых шесть используются для базовой группы вузов. Остальные применяются для оценки филиалов и специфических вузов. С этого года вузы разделены на шесть групп с ярко выраженной спецификой деятельности -: военные, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные.

'Отношение вузов к 'специфическим' связано с тем, какая доля студентов набрана по профильным специальностям. Например, в вузе культуры на творческих специальностях должны обучаться не менее 60% студентов. В противном случае эти вузы будут отнесены в базовую группу, и к ним будут применяться общие критерии оценки', : рассказал замминистра образования и науки Александр Климов.

Основные же шесть показателей, по которым в этом году оценивается деятельность вузов, следующие: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доля иностранных студентов (в том числе из стран СНГ), доходы вуза в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также трудоустройство выпускников.

Чтобы вуз был признан эффективным, он должен выполнить три из шести требований. 'Нынешние пороговые значения достаточно лояльны по отношению к вузам. Большая часть вузов выполнит эти показатели', - говорит Климов.

Последний критерий эффективности - трудоустройство выпускников - был введен только с этого года. Официальные данные о том, какая доля выпускников вузов обращается на биржу труда в течение года после окончания вуза, для Минобрнауки предоставляет Минтруд России.

'Мы учитываем то количество выпускников, которые в течение первого года после выпуска регистрируются на бирже труда.

Мы понимаем, что этот показатель является достаточно грубым, но в ходе проведения мониторинга мы можем учитывать пока только его', - сообщил глава департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. По его словам, оценка взаимодействия вузов с рынком труда - это важнейший показатель, однако получить достоверную статистику по этому критерию очень сложно.

Недавно ректор НИУ 'ВШЭ' Ярослав Кузьминов заявил, что вуз будет проводить собственное исследование качества выпускников вузов, взаимодействуя с Федеральной налоговой службой, которая будет предоставлять им данные об уровне зарплаты выпускников за пять лет после окончания университета. Но, как отметил Соболев, таким образом тоже вряд ли удастся получить достоверную картину.

'В таком механизме есть много ограничений, - пояснил он. - Во-первых, отсутствует достоверная статистика. Министерство экономики говорит, что в России есть теневые схемы выплаты зарплат, поэтому так мы не можем получить репрезентативных данных. Второе ограничение - это доступ к персональным данным. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность получения данных по этому критерию на основе масштабных социологических исследований, по данным карьерных служб, у которых есть примерно 70% статистики по заявленному трудоустройству. Мы пытаемся найти способы по более дифференцированному подходу к оценке выпускников вузов. К следующему мониторингу мы предложим более четкую схему.

Пока нигде в мире не решена проблема, связанная с оценкой выпускников'.

С этого года, как сообщили представители Минобрнауки, был изменен критерий оценки доли иностранных студентов. В частности, были исключены специальности, по которым не допускается обучение иностранных граждан. Также если в прошлом году министерство смотрело, какая доля иностранцев выпускается из российского вуза, то в этом году оценивается, сколько всего их обучается.

Сейчас иностранные студенты попадают в российские вузы по квоте, которую в скором времени предполагается увеличить на 50%. 'Пока общая доля иностранных граждан, которые обучаются в России, очень незначительна : около 2% от всех учащихся. Выбор иностранцем для обучения российского вуза свидетельствует о том, что вуз привлекателен с точки зрения образовательных результатов', - заявил Климов.

Одно из главных изменений этого года в мониторинге произошло в связи со вступлением в силу нового закона 'Об образовании'.Теперь все вузы, как государственные, так и негосударственные, обязаны участвовать в мониторинге.

На сегодняшний день начали заполнение форм для прохождения мониторинга 558 государственных вузов и 347 негосударственных вузов. Не приступили к заполнению форм 16 государственных вузов и 133 негосударственных вуза.

'Неучастие в мониторинге мы будем расценивать как нарушение федерального законодательства со всеми вытекающими последствиями. Мы будем обращаться в прокуратуру по факту неисполнения федерального закона', - сказал Климов. По его словам, часть из 130 негосударственных вузов, которые не предоставили пока информацию о себе, уже просто не работают. Климов отмечает, что в таких вузах могло обучаться всего по 40 заочников.Александр Соболев заявил, что назрела необходимость синхронизации мониторинга эффективности вузов и аккредитации учебных заведений. 'Сейчас готовится комплекс документов, который касается проведения лицензирования, аккредитации, контрольно-надзорной деятельности, : рассказал он. - Во все эти документы вложены нормативные основания, которые позволяют синхронизировать эти процедуры с мониторингом эффективности'. По словам Климова, мониторинг эффективности вузов даст Рособрнадзору дополнительную информацию для оценки деятельности образовательных учреждений.

Следующий мониторинг вузов начнется уже в марте 2014 года, поскольку решено, что он всегда будет проводиться в первой половине года.

'Это позволит учитывать результаты мониторинга при распределении контрольных цифр приема (количество бюджетных мест в вузах. - 'Газета.Ru')',- заявил Климов.Первый мониторинг эффективности вузов проводился в 2012 году на основании майских указов президента Путина. Тогда в нем участвовали только государственные вузы, а также их филиалы.

В ближайшее время, как сообщили представители ведомства, будет принято постановление, которое оговаривает новые правила реорганизации образовательных учреждений. В настоящее время из 22 вузов, которые были признаны подлежащими реорганизации, 19 проходят через этот процесс. По трем вузам решение будет принято до конца этого года. На сегодняшний день уже закрыты около 50 филиалов. В первую очередь речь идет о филиалах, которые реализуют программы в области экономики, менеджмента, юриспруденции, а также где небольшая численность студентов.Как только студенты завершат обучение, неэффективные филиалы закроются.Для 70 вузов разработана программа оптимизации деятельности. 'Мы надеемся, что эти вузы будут достаточно успешными и выйдут из зоны с признаками неэффективности, в которую они попали в прошлом году', - заявил Александр Климов.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: КФУ, качество образования, Минобрнауки

Похожие материалы:
В КФУ прошло совещание Министерства образования и науки РФ и Высшей аттестационной комиссии
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
Юг России оставят без инженеров?
Минобрнауки создаст систему рейтингов образовательных программ вузов
О Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности вузов
Стартует второй этап мониторинга эффективности вузов
Ректор ВШЭ будет напрямую назначаться правительством
Минобрнауки приступило к формированию перечня приоритетных научных задач
Точки роста рабочих компетенций
Технология подготовки практикоориентированной площадки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#91Потенциал Чувашского государственного университета
#90Модернизация системы управления качеством
#93Духовно-нравственное воспитание студентов
#93Новости образования 93
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники